Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
консультация по логопедии на тему
консультация. Что такое общее недоразвитие речи.
Содержит материал в котором раскрыты четыри уровня нарушения речи.
Признаки нарушения речи на каждый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Для речи таких детей характерны следующие признаки:
- более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
- экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
- дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
- у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
- речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Причины общего недоразвития речи.
Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.
К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Коррекция речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются по рекомендации ПМПК. Коррекционная работа проводится комплексно. Учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию учителя-логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений.
При необходимости учитель-логопед направляет ребенка к врачу-невропатологу, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга рекомендуется медикаментозное лечение.
Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для закрепления пройденного материала. Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.
Учитель – логопед
Горбачевская Е.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/01/picture-271199-1372623024.jpg)
Что такое общее недоразвитие речи?
Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением: «общее недоразвитие речи». Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не ст...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/08/picture-478209-1410176022.jpg)
Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/16/picture-599902-1497602757.jpg)
Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется мы и рассмотрим подробно в данной статье....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/14/picture-462359-1405342375.jpg)
Родительское собрание "Что такое Общее недоразвитие речи?"
Презентация содержит информацию о причинах нарушений речи, о проявлениях общего недоразвития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-602604-1425409323.jpg)
Консультация учителя-логопеда для родителей. " Что такое общее недоразвитие речи ОНР?"
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, отн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856798-1480082498.jpg)
Буклет для родителей "Что такое общее недоразвитие речи ( ОНР)"
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключе...