Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
консультация по логопедии на тему

Елена Сергеевна Горбачевская

консультация. Что такое общее недоразвитие речи.

Содержит материал в котором раскрыты четыри уровня нарушения речи.

Признаки нарушения речи на каждый уровень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_onr.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?
Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

Для речи таких детей характерны следующие признаки:
- более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
- экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);
- дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
- у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
- речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР
1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;
2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;
3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;
4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера.

К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

 Коррекция речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются по рекомендации ПМПК. Коррекционная работа проводится комплексно. Учитель-логопед ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи. Три раза в неделю с каждым ребенком проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
В вечернее время воспитатели проводят коррекционную работу по заданию учителя-логопеда, с целью закрепления новых знаний, умений.

При необходимости учитель-логопед направляет ребенка к врачу-невропатологу, так как у некоторых детей для активизации речевых  зон головного мозга рекомендуется медикаментозное лечение.

Один раз в неделю учитель-логопед задает домашнее задание для закрепления пройденного материала. Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.

 Учитель – логопед

Горбачевская Е.С.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое общее недоразвитие речи?

Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением: «общее недоразвитие речи». Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не ст...

Что такое ФФН (фонетико-фонематические нарушения)? Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

"У вашего ребенка нарушение фонематического слуха",- говорит специалист." Но мой ребенок слышит хорошо",- недоумевает мама.Что же характерно для нарушения фонематического слуха Ребенок не сразу г...

Что такое общее недоразвитие речи?

Стендовая консультация для родителей...

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется мы и рассмотрим подробно в данной статье....

Родительское собрание "Что такое Общее недоразвитие речи?"

Презентация содержит информацию о причинах нарушений речи, о проявлениях общего недоразвития речи....

Консультация учителя-логопеда для родителей. " Что такое общее недоразвитие речи ОНР?"

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом нарушено формирование всех компонентов речевой системы, отн...

Буклет для родителей "Что такое общее недоразвитие речи ( ОНР)"

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключе...