Метод молелирования скороговорок
статья по логопедии (средняя группа) по теме

Андреева Людмила Александровна

Наглядное моделирование – это схема основных отношений компонентов различных предметов, явлений и событий.

 

Наглядная опора позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними.

 

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что: во-первых, оно вызывает интерес; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

 

Метод моделирования  заключается в том, что мышление ребёнка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

 

При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

 

- знакомство с графическим способом представления информации;

- развитие умения дешифровки модели;

- формирование навыка самостоятельного моделирования.

 

Предпосылкой овладения ребёнком схематической моделью является умение сопоставлять иллюстрацию с реальным предметом. Именно иллюстрация выступает заместителем предмета на подготовительном этапе. Далее происходит знакомство с условно-реальным изображением предмета, когда в нём сохраняются ещё детали и яркие признаки, но они представлены уже схематично. И только после усвоения этого материала ребёнку предлагают изображение с высокой степенью обобщения и абстрагирования.

 

Разновидностью схематических моделей является мнемотаблица. Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. На начальном этапе овладения моделированием детям предлагается декодировать  мнемодорожки – часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений. Именно такие мнемотаблицы и мнемодорожки использую в свей работе при заучивании с детьми скороговорок.

 

При работе со скороговоркой ребенку нужно не только понять ее, но и запомнить. С этой целью на логопедических занятиях используются мнемотаблицы и мнемодорожки. Содержание скороговорки «записывается» с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий. При этом основной опорой запоминания становятся смысловые связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия

 

На этапе знакомства со скороговоркой логопед заполняет пустую таблицу, обговаривая с ребенком значение каждого изображения. В дальнейшем ребенок сам воспроизводит текст скороговорки с опорой на мнемотаблицу.  На последующих этапах работы можно использовать разрезанную на отдельные карточки таблицу, и ребенок будет воспроизводить последовательность самостоятельно.

 

Варианты работы с мнемодорожками и мнемосхемами могут быть различными:

 

срисовывание скороговорки;

зарисовывание по памяти;

проговаривание скороговорки с различными интонациями, высотой и силой голоса, с изменением темпа речи;

воспроизведение скороговорки справа налево (перестроение фразы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека чистоговорок и скороговорок

Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...

Подборка коротких рассказов и скороговорок по лексическим темам

Материал будет полезен воспитателю для работы с детьми на занятиях....

Консультация для воспитателей " Театр скороговорок ".

 Скороговорки - эффективное средство для развития дикции, фонематического слуха, речевого дыхания, выразительных средств голоса....

«Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь»

Неправильное произношение приносит ребёнку немало трудностей даже в раннем возра­сте, а в школе эти трудности доставляют ему ещё больше неприятностей. Помимо комплек­сов общения, стеснения отвечать у ...

Развиваем речь с помощью скороговорок.

Мастер-класс для родителей.Развитие речи детей с помощью скороговорок....

50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ 50 ВЕСЕЛЫХ СКОРОГОВОРОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ, изображение №1

1. К Чебурашке в чашкуШлепнулась букашка,Добрый ЧебурашкаВытащил букашку,Положил букашкуСохнуть на бумажку.Высохла букашка,Поднялась с бумажкиИ снова чебурахнуласьВ чашку к Чебурашке.2. Лунный свет го...