Памятка для родителей "Развитие фонематического восприятия"
материал (старшая, подготовительная группа) по теме

Палажникова Елена Владимировна

План звукового анализа, слогового анализа, определения места звука в слове, план разбора предложения, примеры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_ffprotsessam.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Развитие фонематического восприятия»

План звукового анализа слова.

  1. Взрослый утрированно произносит слово (длительно произнося каждый звук)  
  2. Какой первый (второй, третий) звук в слове_ (Первый звук _)  
  3. Характеристика звука _ .    
  4. Каким квадратом обозначим? (закрашиваем квадрат)      
  5. Сколько всего звуков в слове? (Всего _ звуков)  
  6. Сколько гласных звуков? Сколько согласных звуков?

Пример звукового анализа слова ТОМ.                

  1. Какой первый звук в слове Том?(Первый звук Т)          
  2. Звук Т согласный, т.к. воздух встречает преграду; горлышко «спит», поэтому звук Т глухой; звук Т твердый; обозначим синим квадратом без колокольчика.
  3. Какой второй звук в слове тОм? (Второй звук О)
  4. Звук О  гласный, т.к. воздух выходит свободно; обозначим красным квадратом.
  5. Какой третий звук в слове тоМ? (Третий звук М)
  6. Звук М согласный, т.к. воздух встречает преграду; горлышко «дрожит», поэтому звук М звонкий; звук М твердый; обозначим синим квадратом с колокольчиком.
  7. Сколько всего звуков в слове ТОМ? (Всего три звука)
  8. Сколько гласных звуков? (Один гласный звук). Сколько согласных звуков? (Два согласных звуков)

План слогового анализа слова. (Слог – это часть слова)

1. Взрослый произносит слово.

2. Ребенок произносит слово и одновременно на каждый слог хлопает в ладоши.

3. Сколько слогов в слове? (В слове _ слога)

4. Нарисуй схему слова.

5. Произнеси слово с ударением, на какой слог падает ударение?

Пример слогового анализа слова МУХА.

1. Взрослый: «Отхлопай» слово МУХА.

2. Ребенок хлопает и произносит: МУ-ХА.

3. Взрослый: Сколько слогов в слове МУХА?

4. Ребенок: В слове 2 слога.

5.   ______

6. мУха, ударение падает на 1 слог МУ.

План разбора предложения. (Предложение –

это несколько слов,которые «дружат» друг с другом/говорят об одном. Все слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения стоит точка. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Предлоги схематично обозначаем короткими полосками.)

1. Взрослый читает предложение. Что это? (Это предложение)

2. Какое первое слово в предложении? (Первое слово «»)

3. Какое второе/третье, четвертое… слово

4. Сколько всего слов в предложении? (Всего _ слов)

5. В предложении есть короткое слово (предлог)? Какое?

6. Нарисуй схему предложения.

Пример разбора предложения.

1. Катя сидит на стуле. Что это? (Это предложение)

2. Первое слово «Катя», второе слово «сидит», третье слово «на», четвертое слово «стуле».

3. Всего четыре слова.

4. В предложении есть короткое слово НА.

5.  ___   ___   _   ___ .

План определения места звука в слове.

1. Взрослый напоминает, что у слова есть начало, середина и конец.

2. Взрослый произносит слово, выделяя голосом определяемый звук.

3. Определи место звука _

4. Ребенок повторяет слово. (Звук _ находится в начале/…)

5. Закрась нужный квадрат.

Пример определения места звука Т в слове КОТ.

1. Взрослый: У слова есть начало, середина, конец.

2. Взрослый: Послушай слово …коТ.

3. Взрослый: Определи место звука Т в слове коТ

4. Ребенок: Кот. Звук Т находится в конце слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка. Серия "Развиваем фонематическое восприятие"

Методическая подборка из памяток для родителей, рассказывающих о необходимости развития фонематического восприятия у етей, а также о разнообразии игр, способствующих развития фонематического слуха[[{"...

Особенности слухового и фонематического восприятия у детей с умственной отсталостью легкой степени. Этапы логопедической работы по формированию слухового и фонематического восприятия, анализа и синтеза у данной категории детей.

Слуховое восприятие- это процесс оказывающий огромное влияние на формирование речи у детей.Опираясь на заключения известных педагогов исследователей: М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, Г.А. Каше, Е.Ф. Соботов...

Памятка по развитию фонематического восприятия

Памятка по развитию фонематического восприятия...