Картотека игр для общего речевого развития детей
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Уфимцева Елена Владиславовна

Данная картотека будет полезна родителям для развития речи детей дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_obshchego_rechevogo_razvitiya_detey.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для общего речевого развития детей

  1. Игра «Сколько звуков?»

  Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять количество и последовательность звуков в слове.

  Ход игры: Взрослый предлагает ребенку сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

  • Назвать первый, второй, третий и т.д. звуки;
  • Назвать звук перед или после заданного;
  • Назвать звук между заданными.

  1. Игра «Сосчитай-ка»

Цели: развивать грамматический строй речи (согласование числительных с прилагательными и существительными)

Например: Один заяц, два зайца, три…, четыре…, пять зайцев. (дом, утка,стол, стул, дерево, машина и т.д)

  1. Игра «Какой? Какая?»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать прилагательные к заданному существительному.

Ход игры. Взрослый выставляет перед ребенком картинку, спрашивает, что на ней изображено, и просит подобрать слова-признаки.

Например:

Зима (какая?) – белая, вьюжная, холодная, морозная и т.д.

  1. Игра «Кто больше?»

Цели: развивать фонематические процессы.

Ход игры. Предлагается ребенку соревнование: кто придумает больше слов на звук с, сь. з,зь, ц, ч, ш, щ, л, ль, р, рь (в начале , в середине, в конце слова).

  1.  Игра «Какой? Какая? Какие?»

Цели: совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Ход игры. Предлагается ребенку помочь Незнайке выполнить домашнее задание (образовать относительные прилагательные по образцу).

Например:

Тумбочка из дерева (какая?) деревянная.

Стол из пластмассы (какой?)…

Кровать из железа (какая?)…

Диван из кожи (какой?)…

Полка из стекла (какая?)… и т.д.

  1. Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Ход игры. Предлагается ребенку закончить предложения, сказав

наоборот.

Эта ложка чистая, а эта - … (грязная).

Вот тарелка глубокая, а вот - … (мелкая).

Эта чашка большая, а эта - … (маленькая).

Вот стакан широкий, а вот - … (узкий).

Этот нож старый, а этот - … (новый).

Эта кружка белая, а эта - … (черная).

Вот сковорода тяжелая, а вот - … (легкая).

Бокал хрупкий, а сковорода - … (прочная) и т.д.

  1. Игра «Назови ласково».

Цель: развивать грамматический строй речи (употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Ход игры. Предлагается ребенку назвать ласково.

Например: стол – столик

                   шкаф - шкафчик

                   стул – стульчик (дом, книга, кукла, мяч, кольцо, кружка и т.д.)

  1. Игра «Чья? Чей? Чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от существительных).

Ход игры. Предлагается ребенку рассмотреть картинки с изображением животных севера и жарких стран и просит назвать признаки животных

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) …

У моржа бивни (чьи? какие?) …

У оленя рога (чьи? какие?) …

У пингвина клюв (чей? какой?) … и т.д.

  1. Игра «Один – много».

Цели: развивать грамматический строй речи (образование родительного падежа существительных во множественном числе).

  1. Игра «Исправь ошибки».

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными).

Ход игры. Предлагается ребенку внимательно прослушать «словосочетания» и исправить ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик – голубой колокольчик

(душистый) земляника - …

(теплый) солнышко - …

(летнее) дождик - … и т.д.

  1. Игра «Составь предложения из слов».

Цели: развивать слуховое внимание; формировать грамматический строй речи, учить из данных слов строить предложение; совершенствовать навык анализа речевого потока (предложений на слова).

Ход игры. Ребенку предлагается прослушать ряд слов и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светит, солнце.

Мы, земляника, найти, душистая, поляна, на. И т.д.

  1. Послушай предложения и ответь на вопросы.
  • Сестра старше брата, но младше мамы. Кто самый старший (младший)?
  • Брат старше сестры, но младше папы. Кто самый старший (младший)?
  • Кто старше всех в твоей семье? Кто самый младший?
  • Брата забрала из детского сада сестра. Кто был в детском саду?
  • Внуку открыла дверь бабушка. Кто был дома?
  • Племяннику дядя подарил машинку. Кто получил подарок?
  • Она старше всех в семье. Мама для нее дочка. А мальчик для нее внук. Кто она?
  • Для дедушки он внук. Кто он для папы?
  • Для мамы она дочка. Кто она для брата?

  1. Игра «Подбери слова»

Цели: развивать грамматический строй речи, умение образовывать глаголы при помощи приставок.

Ход игры. Взрослый просит ребенка закончить предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?)… (подлетали).

Другие воробьи от кормушки (что делали?)… (отлетали).

Маленький бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?)… (облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?)… (залетел).

Воробышек зернышко схватил и из кормушки (что сделал?)… (улетел). И т.д.

  1. Игра «Семейка».

Цели: развивать грамматический строй речи, учить детей подбирать слова-родственники к заданному слову.

Ход игры. Взрослый дает ребенку карточку, на которой написано слово «снег». Далее взрослый предлагает ребенку придумать слова, внутри которых «спряталось» данное слово.

Например:

Снегурочка, снеговик, снегирь, снегопад, снегоход, снеговой. И т.д.

  1. Образуй новые слова по образцу: длинная грива – длинногривый.

-черная грива - …                                  - длинные рога - …

- белая грива - …                                   - острые рога - …

- длинный хвост - …                             - крутые рога - …

- короткий хвост - …                            - белый лоб - …

- серый хвост - …                                 - длинные ноги - …

- густая шерсть - …                              - длинные уши - …

- два горба - … и т.д.

  1. Игра «Мой, моё, моя, мои».

Цели: работа над согласованием существительного и местоимения в женском, среднем и мужском роде.

Ход игры: Взрослый показывает картинку или называет слово, ребенок должен ответить употребив слова мой, моя, мои, моё.

Например: Это жираф. Скажи чей это жираф? (Это мой жираф) и т.д.

  1. Игры на развитие мелкой моторики (шнуровки, штриховки, завязывание и развязывание узелков, игры с прищепками, с орехами, составление фигур пальчиками, рассказывание стихов пальчиками и т.д.)

  1. Развитие связной речи (пересказы, составление предложений и рассказов по картинкам, по серии картинок, что не правильно нарисовал художник и т.д).

  1. Разучивание стихов наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы.

Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы....

Картотека " Словесные игры по речевому развитию детей 4-5 лет"

развитие правильного произношения и речи детей...

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы.

*Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции....