«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционного рисования в программе Power Point.»
план-конспект урока по логопедии (старшая группа) на тему

Кузнецова Мария Геннадьевна

«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционного рисования в программе Power Point

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx143.63 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_motorika.ppt780.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №30» г. Сатка

Выступление на заседании районного методического объединения учителей-логопедов

По теме: «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционного рисования в программе Power Point.»


выполнила

воспитатель

 МКДОУ «ЦРР – Д/С №30»

Кузнецова М.Г.

2016 г.

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционного рисования в программе Power Point.

Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией.

Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключить, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Доказано, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.  Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Недостатки в развитии мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующем: в нарушении быстроты точности, быстроты переключаемости и координированности движений; дети недостаточно быстро и плавно способны воспроизводить необходимые движения, их движения вялые, они испытывают трудности переключения с одного движения на другое; наблюдается несформированность механизмов серийной организации движения и межполушарного взаимодействия; отмечается недостаточная способность к дифференцированным движениям пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое; недостаточно сформирован пальцевой гнозис и праксис.

В своей работе я часто использую пальчиковые игры.

Пальчиковые игры, как бы отображают объективную реальность окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы и явления, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры - это инсценировка, каких - либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Например, известная "Сорока-воровка", которая кашку варила, деток кормила... Мы не раз убеждались, с каким интересом реагирует ребенок, когда взрослый загибает детские пальчики, приговаривая эти строки.

Некоторые игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям учиться ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз", "под", "над". Особенно важны для развития и воспитания детей приемы творчества, которые возникают во время пальчиковых игр. Это обстоятельство позволяет без специального реквизита инсценировать рифмовки и рифмованные истории.

Отработка элементарных графических навыков при подготовке руки к письму.

Графическая работа в программе Power Point, способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства имитированного листа бумаги в программе Power Point и готовит руку ребенка к обучению письму.

Известны специфические трудности формирования графических навыков у детей с тяжелым нарушением речевого развития. Многие дети не умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки за движением курсора, неправильно удерживают манипулятор «мышь».

Прежде всего, необходимо научить ребенка правильно  пользоваться манипулятором «мышь».

Целью моей работы: Способствовать коррекции и развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Научить детей пользоваться манипулятором «мышь»

2.Развивать интерес к работе за компьютерами.

3.Обучать нетрадиционным техникам изобразительной деятельности

4.Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

В качестве нетрадиционной техники рисования, я использую рисование в графическом редакторе Power Point.

В практике я использую готовые рисунки – пунктирные. В графическом редакторе Power Point, я вставляю готовые рисунки по пунктирным линиям, и с помощью «прямой линией» обводим.  При этом формируем графические навыки, пространственное мышление, мелкая моторика и т.д..

G:\мишки.jpg

Разработаны конспекты по применению рисунков по пунктирным линиям.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи.

Все о медведе.

Цель: Совершенствовать речевую деятельность путем использования нестандартных технологий рисования.

Задачи:

-закрепить знания о медведях.

-развитие мелкой моторики; развитие логического и образного мышления

- воспитывать добрые чувства, нравственные качества.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Загадки.

Воспитатель загадывает загадки, а дети разгадывают их.

• Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

 

• Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу? (Медведь.)

 

• Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос. (Медведь.)

 

• Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь.)

 

• Посмотрите-ка, какая,

Вся горит, как золотая,

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса.)

 

• За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса.)

 

• В птичник повадится

- Жди беды.

Рыжим хвостом

Заметает следы. (Лиса.)

 

• У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (Заяц.)

 

2.Рассказ о медведе.

Молодцы ребята, а сейчас я хочу рассказать вам про медведя.

 Откуда произошло слово «медведь»? Как же назывался он у древних людей?

Настоящее имя зверя - «арктос». Отсюда произошло название «Арктика», то есть «Медвежья страна». Из греческого языка имя зверя перешло в русский. По-русски он назывался «орктос».

Это было давным-давно, когда люди жили в лесах, добывали мед диких пчел, ловили рыбу, охотились. Не было для людей страшнее зверя, чем медведь, про которого сочиняли всякие небылицы: верили, что он может превращаться во всяких чудовищ и ребенка может унести в берлогу.

Но мы знаем, что медведь - могучий зверь; хоть он и хищник, но главная пища его - растения: голубика, малина. Он выкапывает из земли коренья, поедает сочную траву, ест грибы, клюкву. Любит мед, не пропустит насекомых, лягушек, мышей. Может напасть на заблудившуюся в лесу корову или косулю. Раненый медведь опасен для человека. Но, как правило, медведь на людей не нападает, а при встрече старается уйти подальше. Но люди испытывали перед ним страх. Боялись произносить его имя, думали, что он обязательно перед ними появится. И чтобы не накликать его появления, придумали прозвище - «медведь», то есть «мед ведать».

Потом люди забыли его настоящее имя и прозвище «медведь» стало именем животного. А уважительно называют его такими кличками: Топтыгин, Мишка Косолапый, Потапыч, даже Михаил Иванович.

И сегодня мы с вами покажем дорогу медведю к его жилище. Скажите, где живет медведь в норе, в сарае или берлоге?

Правильно.

Сначала, мы с вами сделаем гимнастику для наших пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

ВОЛНА

Светит полная луна

– За волной бежит волна,

Ветер веет на просторе,

И всю ночь волнует море

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Волн спокойных мерный шум

Усыпляет праздный ум...

Но так долго вредно спать

– Нам давно пора вставать.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук.

Теперь посмотрите на экран своего ноутбука. Вы видите картинку, где медведю надо пройти по пунктирной линии, чтобы попасть в свою берлогу. На панели инструментов мы нажмем на «прямую линию» и проведем нашего медведя в берлогу. Но надо так, чтобы он не заблудился.

По завершению, выполняется гимнастика для глаз и физкультминутка.

Медведь.

Медведь.

Медведь.

Медведь.

Лиса.

Лиса.

Лиса.

Заяц.

Берлоге.

Дети повторят движения за педагогом.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

        

Соединить пальцы двух рук в замок, совершать волнообразные движения сцепленными руками. Затем разжать пальцы сразу двух рук

G:\мишки.jpg

Дети выполняют задание.

Итог:

При работе ребенка за компьютером

  • мышка формирует тончайшую координацию движений глаза, контролирующего экран, и руки, подающей тончайшие импульсы компьютеру,
  • осуществляется интеллектуальная подготовка ребенка к обучению в школе. Ребенок, управляя компьютерной программой, начинает сначала думать, а затем действовать
  • пополняется словарный запас.
  • повышается творческий потенциал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные техники рисования для детей старшего возраста» Автор работы: Кузнецова М.Г.. воспитатель МКДОУ «ЦРР д\с № 30»

Слайд 2

Актуальность темы В детский сад поступают дети разные как в психическом, так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двигательными нарушениями разной степени выраженности; с нарушениями речи. Работа с детьми в нашем детском саду ведется по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем развитию мелкой моторики руки ребенка. Ведь зачастую дети не могут выделить один из пальчиков, захватить мелкие предметы и сыпучие материалы и др. Опробуя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии мелкой моторики. Обучение детей изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник я рассматриваю как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов изображения объекта, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. К этой нетрадиционной технике рисования я отношу рисование в графическом редакторе Power Point . Также работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх, боязнь не справиться с процессом. Учитывая выше сказанное, я ставлю следующие цели и задачи..

Слайд 3

Цель работы: Способствовать коррекции и развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные техники изобразительной деятельности Задачи: 1.Научить детей пользоваться манипулятором «мышь» 2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений. 3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности. 4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером 5.Обучать нетрадиционным техникам изобразительной деятельности 6.Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца

Слайд 4

Рисование по пунктирным линиям Ребенок с помощью программы графического редактора Power Point обводит пунктирные линии

Слайд 5

Рисование в программе Power Point Ребенок, ознакомившись с программой Power Point , с панелью инструментами, палитрой – выполняет задание по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности...

«Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности».

С возрастом у детей растет познавательная активность и интерес к окружающему миру. Изобразительная деятельность нетрадиционными методами развивает творческие возможности детей, развивает мелкую мотори...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ C ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕМЕЛКОЙ МОТОРИКИC ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник аппликаций

Вопрос о наиболее эффективных техниках аппликации, направленных, именно, на развитие мелкой моторики дошкольников, мало освещен в доступной методической литературе, поэтому поиск таких приемов станови...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник рисования"

Мелкая моторика характеризуется способностью человека выполнять мелкие точные движения пальцами рук и ног. Добиться качественного выполнения таких движений помогают скоординированные действия мышечной...

Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных методик рисования

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразитель...