Семинар – практикум для воспитателей «Звуковая культура речи – это очень важно»
консультация по логопедии на тему

Ястребова Инна Николаевна

Семинар – практикум для воспитателей

«Звуковая культура речи – это очень важно»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-praktikum_dlya_pedagogov.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Семинар – практикум для воспитателей

«Звуковая культура речи – это очень важно»

Учитель –логопед

Ястребова И.Н.

г. Советский,  2016 г.

Цель: Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах

Логопед: Прежде чем приступить к обсуждению темы, проведем разминку. Назовите свое имя и подберите прилагательное, которое характеризует вас положительной стороны, но прилагательное должно начинаться с первого звука вашего имени.

(Выполнение разминки)

Логопед: Выберите картинку и определите позицию звука (Т) в слове. За 1 стол сядут педагоги, если звук находится в начале слова. За 2 стол – в середине слова. За 3 стол – звук находиться в конце слова.

(Воспитатели рассаживаются за столы)

Логопед: Сегодня наш семинар посвящен звуковой культуре речи.

Считаем данную тему достаточно актуальной. В подготовительной к школе группе возникают проблемы по обучению грамоте.

Проблемы: Деление слов на слоги, придумывание слов на заданный звук, определение позиции звука в слове, составление предложение, составление слов из звуков и слогов, выделение последовательности звуков в простых словах.

Логопед: Что такое звуковая культура речи?

- Произносительные качества (звукопроизношение, дикция, и т.д.);

- Элементы звуковой выразительности речи (интонация, тембр и др.);

- Двигательные средства выразительности (мимика, жесты);

- Элементы культуры речевого общения (общая тональность, двигательные навыки в процессе разговора);

- Речевой слух и речевое дыхание;

- Лексический запас;

- Грамматические формы.

Логопед: Если очень кратко то, ЗКР – это произносительная сторона речи. Это как раз то, что в первую очередь бросается на слух. Сегодня мы бы хотели остановиться на трех основных составляющих входящих в понятие ЗКР включает – развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и фонематический слух.

Логопед: Давайте вспомним, какая работа должна вестись с детьми по воспитанию ЗКР? (выдержки из программы)

(Ответы педагогов)

  • Группа раннего возраста – развивать органы артикуляционного и голосового аппарата; речевого дыхания и слуховое внимание; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров); звукоподражания; формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса.
  • Младшая группа – уточняем и закрепляем артикуляцию звуков; изолированное произнесение гласных и согласных звуков (кроме шипящих, соноров); вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи.
  • Средняя группа – отрабатывать четкое произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков; развивать фонематический слух, учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук; знакомство с понятием звук, слово.
  • Старшая группа – дифференциация звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, твердые и мягкие), учить определять место звука в слове, знакомить с понятием предложения; учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • Подготовительная группа - находить слова с заданным звуком в предложении; упражнять в составлении предложении, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности; учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги; учить составлять слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Логопед: Как планируется работа по ЗКР в каждой возрастной группе?

(ответы воспитателей)

Логопед: Как часто вы планируете по ЗКР вне занятий? Вставлена ли она в вашу циклограмму?

(ответы воспитателей)

Логопед: (вывод) ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Логопед: У вас на столах символы звуков. Выстройте алгоритм ознакомления детей, со звуком начиная с раннего возраста. (символы - З, Ш, Л).

(ответы воспитателей)

Логопед: Ознакомление со звуком происходит поэтапно от простого к сложному. Проводится не от случая к случаю, а систематически. Воспитание ЗКР осуществляется во время всех режимных моментах (речевой гимнастики, повседневном общении и т.д.)

Артикуляционная гимнастика.

Наши рекомендации к этому виду работы:

- ввести артикуляционную гимнастику в ежедневное исполнение, на занятиях, в режимные моменты;

- создать и пополнять картотеку картинок и сказок к выполнению артикуляционной гимнастики (ресурсы Интернета);

- постоянно повышать свой профессиональный уровень по данному направлению работы.

Логопед: Вывод: Артикуляционная гимнастика нужна не только детям, она полезна и взрослым. Совершенствуются подвижность органов речи, тем самым улучшается дикция.

Дыхательная гимнастика.

Логопед: Следующее, к чему мы подходим это речевое дыхание. Думаю, все знакомы с этим понятием? Речевое дыхание отличается от физиологического. Если при физиологическом дыхании: вдох – выдох – пауза и все эти промежутки одинаковы, то при речевом короткий вдох, пауза и удлиненный выдох. Наша речь происходит на выдохе. Вы наверняка замечали у детей затруднения в произнесении длинных фраз, ребенок вынужден добирать воздух, присутствует «захлебывание» воздуха во время чтения стихотворений. Вот именно укороченный выдох заставляет детей говорить быстро, без соблюдения логических пауз. Замечали? Задача воспитателя: используя игровые упражнения, вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох (это мыльные пузыри, дудочки, дутье на подвесные снежинки, листочки, бабочек, «морские гонки», вертушки, «задувание свечи», «Понюхай цветок» и пр.) Вдох на счет 1,2,3 выдох на 4,5, 6 и...15.. Произносить на выдохе с, ф, ш.

Практическое выполнение дыхательных упражнений:

- воздух набираем через нос, выдох через рот, плечи не поднимаются;

- выдох должен быть длительным, плавным;

- ребенок не должен надувать щеки;

- не переусердствуйте, 3-5 повторений, иначе будет головокружение.

Речевое дыхание полезно тренировать и нам. Хорошо тренированное речевое дыхание пригодиться вам, когда вы выступаете публично. Ведь очень важно чтобы и дыхание и голос был подчинен вам, чтобы не возникали не логические паузы, чтобы не затухал голос. Иначе речь становится не мелодичной, не интересной.

Рекомендации к данному направлению работы:

- дыхательные упражнения также необходимо включать ежедневно в занятия, на прогулке, в режимные моменты

- д.б. создана картотека дыхательных упражнений (согласно лексическим темам, времени года и т. д)

Фонематический слух (игры).

Логопед: Теперь о фонематическом слухе или ещё его называют речевым слухом. Что это такое?

(ответы педагогов)

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.

Логопед: Предлагаем немного поиграть.

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки.

И.П. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук «Б», хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, булка, почка, бочка, полка, дубы, зуб, барабан, корабль, вата, подарок, суп, дуб).

И.П. – основная стойка, руки на поясе. На слова со звуком «З» наклон вперед, со звуком «С» наклон назад (зайка, санки, коза, коса, зонт, сосулька, барсук, забор, роса, пузырь).

2. А теперь о фонематической функции на занятиях по математике.

Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком «Л», положите палочку перед собой:

«У кролика Тепы именины. Он пригЛасиЛ в гости ежика и беЛку. Кролик украсиЛ норку коЛосками и цветами. Тепа поставиЛ на стоЛ грибы и ябЛоки. «Просим к стоЛу» - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

Логопед: Сколько слов со звуком Л вы услышали? (8, в одном слове звук встречался дважды)

(ответы и обсуждение задания)

Логопед: Игра с мячом. Первый называет любое слово, передает мяч своему соседу, который должен назвать уже слово, которое бы начиналось на последний звук предыдущего слова, например молоток, корова, автобус и.т.

Подведение итогов:

Логопед: В завершение ко всему хотим сказать, что работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы вы увидите. Основная ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка к 5 годам правильно произносить все звуки (т.е вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука), правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь. И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Звуковая культура речи-это очень важно"

Методическое пособие отражает педагогический опыт работы в логопедической группе МДОУ "Центр развития ребенка -детский сад №1" г.Троицка Пособие может быть адресовано специалистам дошкольного образова...

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Развиваем речь детей».

Организационный момент – Распределение педагогов на 3 команды: каждый педагог берет одну картинку, определяет место звука [к] в ее названии (в начале, середине, конце), занимает место за столом в соот...

Семинар – практикум для воспитателей на тему: «Звуковая культура речи – это очень важно»

Оказание помощи педагогам в планировании работы по воспитанию ЗКР у детей на различных возрастных периодах....

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста»

В семинаре показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и предложе...

Консультация для воспитателей "Звуковая культура речи, как составная часть общей речевой культуры».

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие культуры речи дошкольников с помощью подвижных игр"

Подвижная игра способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке,обеспечивает необходимую  физиче...

Семинар-практикум "Аспекты формирования звуковой культуры речи"

Цель: помочь воспитателю в организации коррекционной работы на занятиях и в индивидуальной работе с детьми....