Программа дополнительного образования «Весёлые ладошки»
рабочая программа по логопедии по теме

Стародубова Юлия Борисовна

Програма направлена на всестороннее развитие ребенка, развитие и совершенствование его речи, а также на своевременную профилактику речевых нарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение школа №933

Утверждено:

Директор ГБОУ школа № 933

                                                                                       ___________________/Абдуллаева С.В./

                                                     (подпись)             

                                                                                                   «      » __________ 2015 г.

Программа дополнительного образования

 «Весёлые ладошки»

Направленность: социально-педагогическая

Возраст детей: 2-4 года

Срок реализации: 2 года

Составитель: учитель-логопед

 Стародубова Юлия Борисовна

        Москва 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для детей раннего и младшего дошкольного возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида.

Направленность: социально-педагогическая

Возрастная направленность: дети с 2-3, 3-4

Продолжительность  реализации  программы:  2 года

Количество занятий: 26-28 в год, занятия проводятся 1 раз в неделю, предпочтительнее в первой половине дня, так как занятия являются интегрированными

Актуальность. Современный мир развивается большими темпами. Заботливые родители, стараются не отставать от жизни, пытаются дать ребёнку, как можно больше знаний, обогащая их опыт современными технологиями, торопят ребенка, отдают в несколько «кружков» одновременно, забывая, что те или иные навыки ребенка формируются в определённые периоды развития. В результате перескакивания этих периодов, мы можем в последствии столкнуться с различными нарушениями, в том числе и с нарушениями речи. Всё чаще случается так, что родители обращаются за помощью к специалисту уже тогда, когда требуется коррекция, в основном перед школой. Порой такие обращения могут быть слишком запоздавшими. Поэтому в наше время наиболее актуальным является поиск новых методов, направленных на своевременную профилактику речевых нарушений.

Практическая значимость. В основе развивающей программы «Весёлые ладошки» лежат элементы Логоритмики, т.е.  тесное взаимодействие трех основных составляющих: речь, музыка и движение. Программа включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания, а также развитию общей и мелкой моторики.  

Программа «Весёлые ладошки» направлена на всестороннее развитие ребёнка и совершенствование его речи, нацелена на своевременное предупреждение речевых нарушений. Кроме того, данная программа с использованием здоровьесберегающих технологий: дыхательные упражнения и самомассаж. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.

Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы — все это и многое другое подчинено определенному ритму. Советский ученый, невролог, и психиатр Б.. М.. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Обучение детей на музыкально — шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. Д

Большое внимание в данной программе уделяется развитию мелкой моторики. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Исследования ученых показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. И именно такой комплексный подход помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.

        Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Новизна и Педагогическая целесообразность программы заключаются в том, что занятия являются развивающими и направленны на своевременную профилактику речевых нарушений, а не на её коррекцию.

Дидактический материал, используемый на занятиях: сюжетные и предметные картины, игрушки, куклы-бибабо, мячи, обручи, деревянные ложки, колокольчики, погремушки, бубны, сухой аквариум с крупой, вертушки для развития силы дыхания, аудиодиски Е.Железновой.

Цель программы данной программы – развитие речи и профилактика отклонений в речевом и сенсомоторном развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи:

  1. Создать на занятиях атмосферу праздника и радости
  2. Развить речевой слух.
  3. Развивать органы артикуляции
  4. Развить слуховое внимание и память.
  5. Развить мелодико—интонационные компоненты речи
  6. Развивать физиологическое и фонационное дыхание
  7. Развивать чувства ритма, способность ощущать в речи ритмическую выразительность
  8. Развивать общую и  мелкую моторику
  9. Развивать коммуникативные способности

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Принцип построения занятий:            
Основным принципом построения занятий является тесная связь слова, движения и музыки. Комплексные   занятия составлены с опорой на лексические темы. Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста:

  • — последовательность;
  • — повторяемость;
  • — доступность;
  • — эмоциональность;
  • — создание единых игровых ситуаций.

Построение занятия

При планировании занятий важно учитывать равномерное распределение психофизической нагрузки. Занятия проводятся по определенной схеме.

Примерное содержание занятий:

1. Вводная часть

2. Развитие слухового внимания

3. Речь с движением / Координация движений / Ориентировка в пространстве.

4. Артикуляционная гимнастика / развитие дыхания и голоса

5. Пальчиковая гимнастика

6. Игры на обогащение словарного запаса

7. Релаксация

В содержание занятий входят виды упражнений

Виды упражнений:

  1. упражнения на ходьбу и маршировку;
  2. упражнения на артикуляцию;
  3. упражнения для мимики;
  4. упражнения, развивающие дыхание и голос;
  5. упражнения на развитие внимания памяти и мышления;
  6. упражнения на счет;
  7. речевые упражнения, развивающие темп речи и интонационную выразительность;
  8. упражнения на формирование чувства музыкального ритма;
  9. упражнения, развивающие мелкую моторику;
  10. активизация мышечного тонуса.

 Упражнения на ходьбу и маршировку.

Они способствуют формированию координации движений руками и ногами. Дети учатся ориентироваться в пространстве. Усваивают понятия лево и право.

Обычно такие упражнения выполняют в начале занятий.

Упражнения на артикуляцию.

К подвижным органам артикуляции (речевым органам) относятся язык, губы и челюсти.
Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет Артикуляция дает возможность скорректировать звукопроизношение, развить мышцы языка и губ.

 Упражнения для мимики.

Это движение лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек.
  
Развитие дыхания- и голоса
   Цель дыхательных упражнений – способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха,
его силы и постепенности. Перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания. В отличие от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое – является произвольным.  
 При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
 При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.

Упражнения на память и внимание.

У детей раннего и младшего дошкольного возраста преобладает непроизвольность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.       

Упражнения на счет.

Последовательное повторение цифр задает ритм и темп выполнения действий. Считалки еще и способствуют механическому запоминанию счета в пределах первого десятка.

Развитие чувства музыкального ритма
 У дошкольников часто наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны, как правило, с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы.
У таких детей возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.

   Развитие темпа речи и интонационной выразительности
 Под темпом речи понимается скорость ее протекания во времени. Если темп речи ускорен, то от этого ухудшается внятность, четкость речи, артикуляция звуков.                         

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающих общие с музыкой элементы такие, как мелодику, темп, ритм, паузацию и логическое ударение (в музыке это акцент).  Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, вплоть до изменения смысла на противоположный.

Все эти упражнения проводятся с обязательным музыкальным сопровождением, которое, помимо всего прочего, еще и окрашивает занятия эмоционально. Вот несколько несложных упражнений, которые наверняка понравятся вашему крохе и помогут развить его речевой аппарат и усовершенствовать двигательные навыки:

Упражнения на мелкую моторику рук.

 Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка.
Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
 Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проврдятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

 Регуляция мышечного тонуса
     У детей, в последнее время, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Они, как правило, неловки, движения их плохо координированы. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. 

  Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.       


                

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С детьми раннего возраста 2-3 года

Занятие

Тема

1. Вводное

2. Вводное

3. Ласковые ручки

Части тела

4. Ася в гостях у малышей

Части тела

5. Папа, мама, я — дружная семья

Дом и семья

6. В гостях у бабушки

Дом и семья

7. Уля — музыкант

Музыкальные инструменты

8. Веселый мячик

Игрушки

9. Подарки осени

Осень

10. Что нам осень принесла?

Осень

11. Пушистый котенок

Домашние животные

12. Мы игрушки приглашаем

Игрушки

13. Подарки зимы

Зима

14. Зимняя прогулка

Зима

15. Ах, как весело зимой!

Зима

16. Вот пришла к нам кукла Катя

Одежда

17. Ох, как холодно зимой!

Зимняя одежда

18. Ласковый щенок

Домашние животные

19. Гости из лесу пришли

Дикие животные

20. Колючий ежик

Дикие животные

21. Прогулка на паровозике

Транспорт

22. Два клоуна

Игрушки

23. Чаепитие

Посуда

24. Две сестрички

Игрушки

25. Здравствуй, весна!

Весна

26. Динь-дон, слышен звон со всех сторон

Игрушки

27. Прогулка в лес

Деревья

28. На полянке

Цветы

С детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет

  1. Вводное
  2. Вводное
  3. Солнышко и дождик
  4. Семья матрёшек
  5. А где же ваши ручки?
  6. Осень в лесу
  7. Осень в городе
  8. Веселый урожай
  9. До свиданья, птицы!
  10. Петушок, петушок
  11. Семья
  12. Зима в лесу
  13. Снеговик
  14. Дед Мороз спешит на елку
  15. Украшаем елочку
  16. Рукавичка
  17. Сапожки на ножки
  18. Кошка и котята
  19. Котята и щенок
  20. У бабушки в гостях
  21. Как снеговики солнце искали
  22. Весеннее солнышко
  23.  Прилетайте, птицы!
  24.  Весенний ручеек Кораблик
  25. Паровозик из Ромашкова
  26. Кто в тереме живёт?
  27. Кирпичик на кирпичик
  28. Ромашковое поле

Погода, её проявления

Игрушки

Части тела

Грибы

Деревья

Овощи и фрукты

Перелетные птицы

Домашние птицы

Дом и семья

Дикие животные

Зимние забавы

Новогодний праздник

Новогодние игрушки

Одежда

Обувь

Домашние животные

Домашние животные

Скотный двор

Весна

Погода и её проявления

Перелетные птицы

Транспорт

Транспорт

Дома

Дома

Цветы

Ожидаемые результаты

К концу первого года дети обучаются

- удерживать внимание на выполнении конкретной задачи (с помощью взрослого); 

- отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и упражнениях (взрослые воздействуют на ребёнка словами, жестами и т.п., помогая ему выполнять задания);

- реагировать на смену характера музыки (движениями, мимикой, звуками голоса); 

- произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом; 

- общаться в диалоге с педагогом (взрослым): давать односложные ответы, кивать и пр.; 

- уверенно, с небольшой помощью выполняет движения, соблюдает нужное направление и последовательность действий; действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе

К концу второго года дети обучаются: 

- сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу;

- повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и упражнениях (взрослые воздействуют на ребёнка, помогая ему выполнять задания);

- определять и выражать доступными средствами (словами, мимикой, жестами) характер музыки или музыкального персонажа;

- соблюдать последовательность движений (даже если это повтор за педагогом) и слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения; 

- общаться в диалоге с педагогом (родителем);

- произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом (мамой);

- выполнять пальчиковые фигуры;

- уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует, в общем, для всех темпе. Быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое; с большим удовольствием участвует в играх

Оценка результативности развития детей в рамках данной программы проводится путём педагогического наблюдения за детьми, сопоставления их достижений и ожидаемых результатов в повседневной деятельности и на тематических музыкальных праздниках (утренниках или концертах), которые проводятся четыре раза в год (осенний: конец октября – начало ноября, зимний: конец декабря, весенний: начало-середина марта, летний: середина – конец мая).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Артикуляционная гимнастика. –СПб.:»Литера», 2014
  • М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 — 3 лет, Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010.г.
  • М.Ю. Картушина. Логоритмика для малышей . Сценарии занятий с детьми 3 — 4 лет. Творческий центр «Сфера» г. Москва 2004 г.
  • Н. А.Лукина, И.Ф Сарычева Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3 — 4 ) года. Санкт — Петербург « Паритет »2008 г.
  • Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина
  • Н. М. Савицкая Логоритмика для малышей 4 — 5 лет. Санкт — Петербург. Издательство « Каро» 2009 г.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составитель: учитель-логопед Стародубова Юлия Борисовна

Слайд 2

. Направленность: социально-педагогическая Возрастная направленность : дети с 2-3, 3-4 Продолжительность реализации программы: 2 года Количество занятий: 26-28 в год, занятия проводятся 1 раз в неделю

Слайд 3

Развитие речи и профилактика отклонений в речевом и сенсомоторном развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения

Слайд 4

Задачи

Слайд 5

В основе развивающей программы «Весёлые ладошки» лежат элементы Логоритмики , т.е. тесное взаимодействие трех основных составляющих: речь, музыка и движение. Программа включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма, формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания, а также развитию общей и мелкой моторики.

Слайд 7

Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Артикуляционная гимнастика. – СПб.:»Литера », 2014 М.Ю. Картушина . Конспекты логоритмических занятий с детьми 2 — 3 лет, Творческий центр «Сфера» г. Москва 2010.г. М.Ю. Картушина . Логоритмика для малышей . Сценарии занятий с детьми 3 — 4 лет. Творческий центр «Сфера» г. Москва 2004 г. Н. А.Лукина , И.Ф Сарычева Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста (3 — 4 ) года. Санкт — Петербург « Паритет »2008 г. Методические пособия « Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина Н. М. Савицкая Логоритмика для малышей 4 — 5 лет. Санкт — Петербург. Издательство « Каро » 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования "Весёлый оркестр"

Модифицированная (адаптированная) программа дополнительного образования «Весёлый оркестр», составленная на основе программы Т.Э.Тютюнниковой Уроки музыки. Система Карла Орфа. и «Этот удивительный ритм...

Программа работы кружка дополнительного образования "Весёлый пластилин" с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии для детей 3-4 лет

Программа моего кружка включает в себя несколько разделов:1 Пояснительную записку, в которой подробно описаны:-актуальность программы,-цели и задачи кружка,-предполагаемые результаты освоения программ...

Рабочая программа дополнительного образования «Весёлый жираф»

Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью р...

Программа дополнительного образования «Весёлая логоритмика»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) «Весёлая логоритмика»...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Весёлый карандашик»

Исходя из запросов основных основных заказчиков образовательных услуг -родителей воспитанников,была разработана дополнительная общеразвивающая программа "Веселый карандашик" Ориентирована он...

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Весёлые пальчики»

Программа по дополнительному образованию«Весёлые пальчики»...

Программа дополнительного образования "Весёлый пластилин"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию программу дополнительного образования "Весёлый пластилин"...