Консультация логопеда для родителей
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Консультация логопеда для родителей детей младшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ младшего возраста


1. Используйте каждый удобный момент для развития речи.
Необязательно выделять специальное время для занятий. Развитие речи происходит постоянно, и вы можете заниматься с ребёнком, не отрываясь от домашних дел, на прогулке.

Проговаривайте ВСЕ события, которые происходят с вами и ребёнком. Например, вы хотите предложить ребёнку попить/пойти гулять/читать, играть и т. д. Сначала спросите: «Ты хочешь пить компот?». Дождитесь реакции. Предложите ребёнку напиток со словами: «Вот компот. Он вкусный. Сладкий. Чашка какого цвета? (пауза, пусть ребёнок ответит). Чашка красная».    Постарайтесь говорить как можно больше. Возможно, надевая ребёнку ботинки несколько раз в день, вам кажется глупым снова и снова повторять одно и то же: «Что это у нас? [пауза, ждём реакции] Ботиночки. Ботиночки надеваем на ножки. Где у Феди ножки? [пауза, ждём реакции] Правильно, вот они! Ботиночки синие. Какого цвета ботиночки у Феди?». Проявляйте фантазию, каждый предмет, событие или действие можно «обговорить» сотнями фраз. Кроме того, ребёнку важно многократное повторение (повторение – показатель стабильности окружающего мира).


2. Формируйте мотивацию. Ребёнок не будет говорить, если у него нет мотивации пользоваться словом. Важно не предугадывать потребности и желания. Вы часто знаете, что хочет ребёнок еще до того момента, когда он ПОПЫТАЛСЯ обозначить свою потребность. Потерпите. Дождитесь вербальной активности (любого звука, обозначающего потребность или желание) от ребёнка.


2а. Используйте приём непонимания. Даже если вы знаете, что просит ребёнок, не спешите. Спросите: «Что ты хочешь?» Как вариант, эффективно сказать: «Что ты хочешь, я не понимаю» или «Скажи словами, я не понимаю». Сделайте паузу (это вопрос довольно сложный и речевой реакции может не последовать, зато будет, например, указательный жест). Далее сформулируйте в вопросе просьбу ребёнка: «Ты хочешь слоника/залезть на стул/почитать книжку?». Дождитесь реакции (может быть, это ответ «да», кивок головой или другое). Выполните просьбу ребёнка, похвалите его: «Молодец, что сказал(а). А то я не знал(а), что тебе нужно. А так ты сказал(а) и мы достали слоника».

3. Не коверкайте слова, говорите правильно, простыми фразами.  Не используйте слова, которые употребляют ваши дети. Например, ребёнок смотрит на картинку и говорит: «Мууу». Он использует звукоподражание. Это очень хорошо. Это важный этап развития речи. Но для стимуляции речевого развития нужно не забывать и слова. Поэтому вы должны похвалить ребёнка и повторить новое слово: «Молодец, правильно, коровка говорит: «Мууу».

4. Говорите чётко, с выразительными интонациями. Старайтесь эмоционально окрашивать свою речь. Не бойтесь «переиграть». Дополняйте её выразительными средствами (мимика, пантомимика). Такая речь лучше воспринимается ребёнком.

5. Хвалите! Хвалите за все! За попытку повторить за вами слово, за речевую инициативу.


КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


Одним из важных факторов развития речи является тренировка артикуляционных мышц.

Что можно делать для того, чтобы артикуляционные мышцы тренировались? Существуют очень простые занятия, которые несложно выполнять несколько раз в день. К тому же они увлекательны для ребёнка.

1. Стройте рожицы. Хорошо, если ребёнок будет повторять за вами. Если он(а) не повторяет, запаситесь терпением и продолжайте периодически обезьянничать. Однажды ребёнок тоже начнёт строить рожицы.

2. Очень полезно дуть. Дети постарше могут свистеть в свистульку, дудеть в дудку или играть на губной гармошке. Для малышей отличной тренировкой станет выдувать мыльные пузыри (или хотя бы дуть на них), задувать свечи, дуть на одуванчики.

3. Пить через соломинку полезно не только для сохранения зубов (речь идёт о сладких напитках и соках, которые не очень полезны для эмали), но и тренировки артикуляционных мышц. Хорошо пить с помощью трубочек разной толщины напитки разной густоты (от воды до йогурта).

4. Полезно во время купания побрызгать ребёнку в лицо, а после купания помассировать лицо полотенцем.

5. Тренировка мимических мышц происходит, когда взрослый дует ребёнку в лицо, а ребёнок, соответственно, морщится.

6. Для координации движения от руки ко рту полезно давать пищу маленькими кусочками. Для ребёнка, который ещё не умеет есть ложкой, это очень полезное занятие. Главное – не увлекаться и не забывать, что кусать пищу тоже полезно (для формирования правильного прикуса).

7. Учите ребёнка вибрировать губами (издавайте звуки типа «пррр», «трррр») и петь различные звуки («аа-аа», «уу-у» и др.).

8. Полезно надувать и «сдувать» щёки.

ЧАСТЬ 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
В первые годы жизни у ребёнка очень активно развивается мозг. При рождении мозг ребёнка весит примерно 340 г, к 1 году вес мозга достигает примерно 1,1 кг, а к 5 годам – 1,5 кг.
Речевое развитие тесно связано с развитием мозга. Многие знают, что развитие мелкой моторики ребёнка способствует развитию тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь. Однако это очень упрощённая трактовка развития речи.
Речевой процесс является круговым. Речевой круг образуют три мозговых речевых центра:
1. Центр Брока (воспроизводит речь, управляя речевой мускулатурой).
2. Центр Вернике (распознает собственную речь и речь других людей).
3. Ассоциативный центр (создаёт структуру фраз и предложений).
Изначально у ребёнка формируется зона Брока.
Для того, чтобы понять важность развития этой зоны, представим, что происходит с человеком, у которого поражён центр Брока. У человека нарушается устная и письменная речь: он или не может сказать ни слова, или произносит лишь отдельные слова и простые фразы, часто искажая их до неузнаваемости. Однако понимание чужой речи при этом сохраняется. При частичном поражении центра Брока больной говорит с трудом, речь его приобретает «телеграфный стиль», лишаясь глаголов и связок.
Центр Брока – двигательный центр речи в коре головного мозга. Его работа обеспечивает моторную организацию речи. Проще говоря, для того, чтобы произнести слово, человек должен совершить двигательную активность, которая требуется для артикуляции слов.
Развитие мелкой моторики способствует развитию центра Брока. То есть мелкая моторика – один из факторов развития речи. Но отнюдь не единственный, так как недостаточно воспроизводить звуки. Важно еще и понимать человеческую речь.
Центр Вернике – сенсорный центр речи, отвечающий за понимание (обеспечивает звуковой фонематический анализ речи). Этот центр формируется позже, когда младенец из общего хаоса звуков начинает распознавать и повторять простые слова, от которых он жизненно зависим. Например, «мама», «папа», «дай» и т. п. Повреждения центра Вернике влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.
Ассоциативный центр развивается к 2 годам, когда ребёнок начинает произносить сложные фразы, которые этот центр и строит.
Большую роль в развитии головного мозга (а, значит, и речи) играют сенсорные раздражители. Разнообразные ощущения (слуховые, зрительные, тактильные, вкусовые и др.), а также вербализация этих ощущений будут способствовать развитию речи. Главное, чтобы сенсорных раздражителей (впечатлений) было не слишком много, так как головной мозг должен успеть переработать все сигналы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое дизартрия? Консультация логопеда для родителей.

Небольшая статья поможет родителям своевременно обратить внимание на проявления дизартрии.Чем раньше начато лечение, тем успешнее его исход....

Консультация логопеда для родителей

В каких случаях необходимо обращаться к логопеду. Как организовать коррекционную работу дома....

Консультация логопеда для родителей "О роли родителей в развитии речи детей".

Данная информация предназначена для молодых родителей. Некоторые нарушения детской речи, возможно, корригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков, возможно, испра...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы нарушения речи, звукопроизношения. И всё чаще приходится обращаться за помощью к специалистам- логопедам для постановки звуков, и коррекции ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Речь родителей – образец для ребёнка

В настоящее время у большего числа детей возникают проблемы  нарушения речи, звукопроизношения. В данной статье есть рекомендации родителям по устранению ошибок в развитии речи детей....

Консультация логопеда для родителей старшей группы «Для чего нужны занятия с логопедом».

      Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услы...