Главные вкладки

    Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
    методическая разработка по логопедии на тему

    Сафонова Ирина Эдуардовна
    Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сафонова Ирина Эдуардовна,

    учитель-логопед детского сада №1 «Алёнушка», г. Туринск

    Мастер-класс для родителей и детей

    «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

    2013 год.

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

    В. А. Сухомлинский.

    Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

    Задачи:

    • Познакомить родителей с методикой использования Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей.
    • Обучить родителей правильному выполнению упражнений с Су-Джок шарами.
    • Развивать грамматически правильную речь детей через использование Су-Джок терапии.
    • Предоставить родителям подборку упражнений с использованием Су-Джок шаров./слайд №2/

    Материалы и оборудование: Су-Джок шары, средства ТСО: мультимедиапроектор, компьютер, столы и стулья по количеству детей и родителей.

    Возраст детей: 5-7 лет /старшая и подготовительная группа/

    Ход мастер-класса:

    Вступительное слово: Уважаемые мамы, папы и дети! Сегодня мы с вами поиграем с волшебными шариками в разные игры, в которые можно играть и дома. Я познакомлю вас с нетрадиционной логопедической технологией – Су-Джок терапией ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

    В коррекционно - логопедической работе приемы Су-Джок терапии мною активно используются в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

     Су-Джок терапия позволяет скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су-Джок шаров с эластичными кольцами, воздействуя на биологически активные точки, тем самым стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

    Приемы Су-Джок терапии: Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. /слайд №3/

    Следующий прием - Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов.  Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до покраснения и появления ощущения тепла. /слайд №4/

    С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствуя развитию речи.

    Все перечисленные приемы я использую с детьми при коррекции речевых нарушений и предлагаю вам, родителям, использовать их в домашних условиях.

    Рассмотрим формы  работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга.

    1.  Массаж Су-Джок шарами. /Дети и родители повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
    • Массаж щек: Я катаю свой орех, чтобы был круглее всех.

     Я катаю колобок, будет круглый каждый бок.

    • Массаж лба: Я  - колючий серый еж, и на шарик я похож.
    • Массаж рук: Я мячом круги катаю,   взад  - вперед его гоняю.

                            Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку,

                            И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка,

                            Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну. /слайд №6/

    1. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети и родители поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/

    Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

    Вышли пальцы погулять,

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

    А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    1. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /Дети и родители поочередно надевают массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/

    На правой руке:

    Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

    Этот малыш-Ванюша, (указательный)

    Этот малыш-Алеша, (средний)

    Этот малыш-Антоша, (безымянный)

    А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

    На левой руке:

    Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

    Эта малышка-Ксюша, (указательный)

    Эта малышка-Маша, (средний)

    Эта малышка-Даша, (безымянный)

    А меньшую зовут Наташа. (мизинец)

    - Катаем шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж:   Ходит ежик без дорожек,

    Не бежит ни от кого.

    С головы до ножек

    Весь в иголках ежик.

    Как же взять его?        

    - Катаем шарик сверху по руке, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж: Я колючий серый ежик,

    Нет ни головы, ни ножек.

    1. Использование  Су-Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

    Упражнение «Один-много». Я качу вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе. /слайд №7/

    Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

    1. Использование Су-Джок  шаров для развития памяти и  внимания.

    - Выполните инструкцию: наденьте колечко на мизинец правой руки, возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину и т.д.; закройте глаза, я надену  колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

    1. Использование шариков  при выполнении гимнастики.

    - Сейчас немножко отдохнем.

    И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

    1 - руки развести в стороны;

    2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

    3 - руки развести в стороны;

    1.  - опустить руки.
    1. Использование шариков для звукового анализа слов.

    Для характеристики звуков использую массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Я называю звуки, а вы показываете соответствующий обозначению звука шарик. А - /красный/, С - /синий/, Ль - /зеленый/./слайд №8/

    1. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. /На столе коробка, ребенок сначала выполняет инструкции логопеда,а затем отвечает на вопросы/.

    - Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;

    - Куда я положила зеленый шарик? /в коробку/

    - Откуда я достала красный шарик? /из коробки/ и т. д.

    1.  Использование шариков для слогового анализа слов

    Упражнение «Раздели слова на слоги»: - Проговорите слово по слогам и на каждый слог возьмите по одному шарику из коробки, а затем сосчитайте количество слогов.

    1. Медиа презентация: Сказка «Ежик на прогулке» (Приложение № 1)

    Посмотрим сказку и расскажем ее с помощью волшебных шариков. /слайды №9-16/

    Заключительное слово: Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии в моей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

    Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:

    Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

    Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

    Универсальность -  Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

    Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат//слайд №17/

    Таким образом, Су-Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах,  специальными массажными шарами, использование  которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

    Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

    Следовательно, использование Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. /слайд №18/

    Планируемый результат:

    для детей: знание детьми упражнений с Су-Джок шарами; умение применять накопленные практические навыки в домашних условиях совместно с родителями; сформированность у детей грамматически правильной речи; воспитание интереса к взаимодействию со сверстниками и родителями.

    для родителей: заинтересованность и участие родителей в совместной образовательной деятельности с детьми; повышение уровня компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.

    Приложение №1

    СКАЗКА «Ежик на прогулке»

    /Упражнения с шариком массажером Су-Джок

    с использованием компьютерной презентации  /

    Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

    Оборудование: Су- Джок шарик – массажер.

    Жил да был ежик в лесу, в своем домике – норке (зажать шарик в ладошке). 

    Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

    Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился – катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) 

    Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

    Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). 

    Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

    Приложение №2

    Упражнения с шариком массажером Су – Джок:

    1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:    

         Гладь мои ладошки, ёж!

         Ты колючий, ну и что ж!

             Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:

              Я хочу тебя погладить,

         Я хочу с тобой поладить.

    1. На поляне, на лужайке                        /катать шарик между ладонями/

    Целый день скакали зайки.                 /прыгать по ладошке шаром/

    И катались по траве,                  /катать вперед – назад/

    От хвоста и к голове.

    Долго зайцы так скакали,                 /прыгать по ладошке шаром/

    Но напрыгались, устали.                 /положить шарик на ладошку/

    Мимо змеи проползали,                 /вести по ладошке/

    «С добрым утром!» - им сказали.

    Стала гладить и ласкать

    Всех зайчат зайчиха-мать.                 /гладить шаром каждый палец/

    1. Шла медведица спросонок,         /шагать шариком по руке/

    А за нею – медвежонок.                 /шагать тихо шариком по руке/

    А потом пришли детишки,                 /шагать шариком по руке/

    Принесли в портфелях книжки.

    Стали книжки открывать                 /нажимать шариком на каждый палец/

    И в тетрадочках писать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

    Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....

    Мастер – класс «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

    Цель: скорректировать речевые нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.Задачи:  - Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;- Стимулировать речевые зоны ...

    Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

    Консультация для родителей на тему:«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»Игры с массажным мячом и самомассаж....

    Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

    Презентация: Мастер-класс для родителей и детей «Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений» ...

    Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»

    Консультация для родителей на тему: «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»...