Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему

Скопинцева Татьяна Валерьевна

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с интеллектуальной недостаточностью (Синдром Дауна)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_daunov.doc676.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

1.1 Характеристика  нарушений  речевого  развития  детей  

с легкой умственной отсталостью…………………………………………………………..4

1.2 Цели и задачи  образовательной деятельности  

по реализации рабочей программы………………………………………………………….8                                                                                                 1.3 Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………..8

1.4 Прогнозируемые результаты реализации программы………………………………….9

2. Содержание логопедической работы……………………………………………………….11

2.1. Система работы учителя-логопеда…………………………………………………….11

2.2 Направления и программное содержание логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта………………………………………………………...12

3. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………...21

4.Условия реализации рабочей программы…………………………………………………..22

5.Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………………27

5. Приложение…………………………………………………………………………………..29

        


1. Пояснительная записка

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, имеющими легкую умственную отсталость.

Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психических функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку не действуют традиционные для каждого возрастного этапа способы решения воспитательно-образовательных задач. Возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах педагогического воздействия. Преодоление трудностей, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии происходят в сфере образования и с помощью его средств. Имеется в виду не массовое и традиционное, а специально организованное, особым образом построенное образование.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей  происходит в повседневной жизни в процессе общения с членами семьи, во всех видах детской деятельности, а также на специальных занятиях по развитию речи с логопедом. На таких занятиях систематизируется и обобщается речевой материал, в том числе приобретенный детьми  в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется импрессивный и экспрессивный словарь, ведется работа над формированием грамматического строя речи, формируются элементарные представления о языковом и звуко-буквенном анализе, активизируется  и развивается связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.

            Рабочая программа учителя-логопеда разработана  в соответствии:

с законами РФ

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.      № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

        Рабочая программа  учителя-логопеда разработана на основе следующих образовательных программ:

1)  Основная  общеобразовательная  программа дошкольного образования ГКОУ ЦИО «Южный»,

2)  «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжёлыми нарушениями  речи» (авт. Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина и др.);

3)«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авт. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова)

4)"Коррекционно-развивающее обучение и воспитание". Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева)

5)"Диагностика-развитие-коррекция: программа дошкольного образования детей  с интеллектуальной недостаточностью" авт. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н.Д. Соколова.

1.1 Характеристика  нарушений  речевого  развития  детей  

с легкой умственной отсталостью

 

Нарушения речи у умственно отсталых детей представляют собой нарушение речевой деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения         речи у этих детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы. Однако ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у умственно отсталых детей является недоразвитие семантического компонента речи.

Нарушения речевого развития у детей данной категории проявляются в раннем возрасте.        

        Раннее органическое поражение центральной нервной системы приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций. Это обнаруживается уже в доречевой период и проявляется в слабой выраженности гуления, в позднем появлении активного лепета. Характерно, что лепет почти не структурируется, в нем едва просматриваются ритмические структуры (серии слогов, организованные по принципу повторности и чередования). Но главное - почти отсутствует ответный лепет, то есть лепет в ответ на обращение взрослого. Отмечается запаздывание появления первых слов; весьма замедленно, затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью; переход от отдельных слов к двусловному предложению растягивается (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) на долгое время. У детей с интеллектуальными проблемами медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность речевого творчества, наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, не сформировано фонематическое восприятие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, снижена речевая активность. В речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения; нарушено словообразование; характерна слабая сформированность связной речи или её отсутствие. Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи очень стойки.

Среди детей с нарушением интеллекта есть дети с различным уровнем развития речи:

  • совсем не владеющие активной речью;
  • владеющие небольшим словарным запасом и простой фразой;
  • владеющие формально хорошо развитой речью.

Нарушения звукопроизношения определяются комплексом патологических факторов. Выделяют следующие основные причины нарушений звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта: несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи; позднее развитие фонематического слуха; недоразвитие общей и речевой моторики ( нередки остаточные явления параличей, парезов речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи); аномалии в строении органов артикуляции: губ, твердого и мягкого неба, челюстей.

        Инертность нервных процессов, плохая переключаемость процессов возбуждения и торможения проявляются у детей с нарушением интеллекта при постановке и особенно при автоматизации звуков. Коррекция нарушений звукопроизношения связана с формированием речевой функции в целом, так как дефекты звукопроизношения проявляются на фоне системного недоразвития речи умственно отсталых детей.

        Недоразвитие понимания речи сочетается с недоразвитием самостоятельной речи. Выполняют какие-либо действия, контактируют друг с другом, играют дошкольники, как правило, молча. Они не сопровождают свои действия речью и лишь иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами, мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т.д.

У умственно отсталых детей различные компоненты языковой системы нарушаются неоднозначно, в большей мере страдает семантический компонент языковой системы, в меньшей – план выражения. Более грубо нарушен синтаксический компонент, чем морфологическая система языка, в которой лучше усваиваются формы с простым, конкретным значением. Сенсомоторный уровень речи у одних детей является сохранным, у других же – нарушены как моторика, так и сенсорно – перцептивный уровень восприятия речи.

        Речь детей с интеллектуальной недостаточностью отличается от речи их сверстников в норме. Они часто не могут установить и объяснить связи между предметами, событиями, персонажами художественных произведений, людьми в окружающей обстановке; плохо рассказывают, невнятно передают свои впечатления и т.д.

        До конца дошкольного возраста у детей остается полностью несформированной регулирующая функция речи. Речь почти не включается в процесс деятельности, не оказывает не него должного организующего и регулирующего влияния. Поэтому дети очень часто не могут самостоятельно играть. Слабость планирующей функции приводит к потере первоначального замысла.

        Несформированность  речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; в нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.

        

        Группу компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью посещают дети с разной степенью системного недоразвития речи:

1.) Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости

        Логопедическая характеристика:

 Осложненный речевой дефект, в структуре которого ведущими нарушениями являются: недоразвитие семантического компонента и расстройство моторных или языковых операций порождения речевых высказываний.

Отмечается отсутствие активной речи или полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10-15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

2.) Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости

        Логопедическая характеристика:

          Имеется относительно равномерное нарушение всех компонентов речевой функциональной системы, всех операций порождения высказываний, но без дополнительных локальных органических поражений мозга, вызывающих нарушения речи.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).

3.) Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

        Логопедическая характеристика:

В  структуре речевого дефекта преобладают фонетико-фонематические расстройства.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа  и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Таким образом, речевые нарушения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью характеризуются различной структурой дефекта и степенью выраженности.

1.2 Цели и задачи  образовательной деятельности

по реализации рабочей программы

Ведущие цели рабочей программы:    

- преодоление нарушений развития речи детей с ИН, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования детей  с интеллектуальной недостаточностью.

- Максимально возможная реализация особых образовательных потребностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ребенка на наследование социального и культурного опыта.

- создание условий для развития эмоционального, социального, и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи образовательной  деятельности:

1) Формирование у детей элементарных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми, развитие потребности во взаимодействии со взрослыми и сверстниками и в речевой активности.

2) Совершенствование лексической стороны речи, способности к подражанию речи.

3) Совершенствование произносительной стороны речи, грамматического строя речи, диалогической формы связной речи в различных формах и видах детской деятельности.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

Рабочая программа  учителя-логопеда строится на основе следующих принципов

  • принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  •  принципе гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка , уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
  •  обеспечение  единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • комплексно-тематический  принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
  •  построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
  • сотрудничество с семьями воспитанников;

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ:

  • учет возрастных особенностей ребенка;
  • учет особенностей высшей нервной деятельности;
  • учет особенностей познавательной деятельности;
  • учет индивидуально-личностных особенностей;
  • учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития;
  • прогнозирование динамики развития ребенка;

Логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы руководствуется следующим алгоритмом их построения:

  1. формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);
  2. Работа над пониманием обращенной речи;
  3. Развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;
  4. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
  5. Развитие чувства ритма;
  6. Развитие дыхания и голоса;
  7. Совершенствование произносительной стороны речи;
  8. Формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

1.4 Прогнозируемые результаты реализации программы

  •  динамика индивидуального развития детей;
  • коррекция речевых нарушений и развитие речи детей:
  • участие родителей в образовательном процессе ГКОУ;
  • создание активной развивающей среды, направленной на самореализацию ребёнка в специфических для дошкольного возраста видах деятельности

    При реализации образовательной программы проводится педагогическая диагностика (мониторинг).                                                                                                                                        Цель педагогической диагностики (мониторинга):  оценка индивидуального развития детей.

Периодичность  педагогической диагностики (мониторинга):  сентябрь, январь, апрель-май.

Система мониторинга разработана на основе диагностического материала:

1)Сборник методических рекомендаций (РГПУ им. А.И. Герцена). «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002

Составители: В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л. В. Венедиктова, Т.Т. Воробей, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.В. Нищева, Л.Н. Павлова, И.В. Прищепова, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха, Т.А. Титова, И.А. Чистович, Г.Н. Чуйкова, С.Б. Яковлев.

2)А. Зарин «Карта развития ребенка» Санкт-Петербург, изд-во РГПУ им. Герцена. 2010

3)А. Зарин «содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург, 2009

4) С.Д. Забрамная "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей". Москва "Просвещение" "Владос" 1995

5) Г.А. Волкова "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт-Петербург изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008


2. Содержание логопедической работы

2.1. Система работы учителя-логопеда

Учебный  год  в  группе  компенсирующей  направленности  для  детей  с  интеллектуальной недостаточностью начинается  первого  сентября, длится  девять  месяцев (по  30 июня) и условно делится на три периода:

Сентябрь – адаптационный  период  и  углублённая  диагностика (обследование  и  заполнение  речевых  карт, наблюдение  за  детьми  в  различных  ситуациях:  во  время  режимных моментах, игровых  ситуациях, при общении  со  взрослыми  и  сверстниками), индивидуальная  работа  с  детьми, а  также  составление  плана  работы  на  первое  полугодие.

  • Октябрь,  ноябрь, декабрь – 1 этап  работы (в  январе  подводятся  итоги  работы  за  первый  период, проводится  диагностика  речевого  развития  детей)
  • Январь, февраль, март– 2 этап работы
  • Апрель, май, июнь – 3 этап работы(в мае  подводятся  итоги  работы  за  год)

Июнь – совместная  деятельность  с  детьми  по  закреплению  сформированных  речевых  навыков (игры  и  игровые  упражнения).

Логопедическая  работа  с  детьми  проводится  индивидуально  или    подгруппами. В  зависимости  от  характера  и  выраженности  речевого  дефекта, психологических, интеллектуальных  и  характерологических  особенностей  детей, количество  их  в  подгруппах  варьируется  от  2  до  4. В  начале  учебного  года  количество  человек  в  подгруппе  может  быть  меньше, чем  к  концу  обучения.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

  • от 4 до 5 лет - не более 20 минут.

     В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

Подгрупповые  занятия  проводятся   логопедом  в  соответствии  с  расписанием  и  режимом  дня  в  данной  возрастной  группе.

2.2 Направления и программное содержание логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта

Направления  логопедической  работы

Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка. Базовыми предпосылками для его развития являются: коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное межанализаторное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность органов артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого дошкольника.

        Индивидуальный уровень достижений в этой области у всех дошкольников различный. Но постоянное внимание взрослых к речевой деятельности детей, акцентирование достижений каждого ребенка, отслеживание положительной динамики придают этой работе первоочередное значение.

        В группу поступили умственно отсталые дошкольники, которые имеют системное нарушение речи различной степени:

1) Безречевые дети. В общении ребенок пользуется отдельными звукоподрожаниями и интонированными криками;

2) Дети, имеющие определенный словарный запас. В общении ребенок пользуется отдельными словами и усеченной или однословной фразой;

3) Дети, имеющие фразовую речь. В общении ребенок пользуется фразой, в большинстве случаев двусоставной, с фонетическими и грамматическими искажениями.

          

        Из  этого  следует, что  коррекционно-логопедическая  работа  определяется  образовательным  маршрутом, учитывающим  уровень  речевого  развития, возрастными  и     индивидуально – типологическими  особенностями  развития  детей.

            У  детей  (безречевых) основное  значение  придается  стимулированию  речевой  активности.  Логопед  должен  сформировать  мотивационный  компонент  речевой  деятельности, развивать  когнитивные  предпосылки  речевой  деятельности: восприятие, внимание, память, мышление. Осуществлять формирование  вербализованных  представлений  об  окружающем  мире, дифференцированного  восприятия   предметов  и  явлений, элементарных  обобщений  в  сфере  предметного  мира  является  одной  из  важных  задач.

            Детей  необходимо  научить  понимать  название  предметов, действий,  признаков, с  которыми  они  встречаются  в  повседневной  жизни. Дети  должны  научиться  выполнять  словесные  инструкции, выраженные  различными  по  сложности  синтаксическими  конструкциями.

            Формирование  импрессивной  речи  направлено  на  пополнение  речевого  запаса, на  дифференциацию  понятий  лексических  значений  слов  и  грамматических  форм. Необходимо  развивать у детей сенсомоторные  функции,  формировать  механизмы  речевой  деятельности, стимулировать звукоподрожания и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов.

           Логопедическая  работа  с  детьми, имеющими, определенный словарный запас, направлена  на  актуализацию  и  систематизацию  речевого  материала, которым  дети  владеют. Необходимо  совершенствовать  сенсомоторные  функции, формирование  механизмов  речевой  деятельности. С  этими  детьми  тоже  проводится  работа  по  развитию  понимания  речи, накоплению  и  уточнению  понятий, дифференциации  значения  слов. Вместе  с  тем нужно   закреплять  умения  детей  правильно  и  отчетливо  называть  предметы, действия, признаки, качества  и  состояния, а  также  умение  отвечать  на  вопросы, самостоятельно  модулировать  собственные  речевые  высказывания.

            В  ходе  логопедической  работы  должны  совершенствоваться импрессивный  и  экспрессивный  словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость  и  слоговая  структура  слов, фонематическое  восприятие, навыки  словообразования  и  словоизменения.

        У детей владеющих фразовой речью, в  процессе  работы  над  активной  речью    большое  внимание  уделяется  формированию   умения  пользоваться  в  самостоятельной  речи  простыми  распространёнными  и  сложными  предложениями, владеть  навыками  объединения  их  в  рассказ, элементарными  навыками  пересказа, диалогической  речи. Вместе  с  тем продолжать закреплять  умения  детей  называть  предметы, действия, признаки, качества  и  состояния, а  также  умение  отвечать  на  вопросы, самостоятельно  модулировать  собственные  речевые  высказывания.

Дети  должны  овладеть  навыками  словообразования: продуцировать  названия  существительных  от  глаголов, прилагательных  от  существительных  и  глаголов, уменьшительно – ласкательных  и  увеличительных  форм  существительных  и  проч.  У  детей вырабатывается  умение  использовать  в  спонтанном  общении  слова  различных  лексико – грамматических  категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений), а  также  грамматически  правильно  оформлять  самостоятельную  речь  в  соответствии  с  нормами  языка. Совершенствуется  формирование  анализа  и  синтеза  звукового  состава  слова, отрабатываются первоначальные  навыки  чтения  и  печатание  некоторых  букв, слогов, слов.

Большое  значение  для  коррекции  речевых  нарушений  имеет  создание  речевой  среды,  обеспечивающей  развитие  способности  детей  взаимодействовать, активно  вступать  в  контакт  со  взрослыми  и  сверстниками. Задача   логопеда – стимулировать, поддерживать, поощрять, направлять  речевую  активность  детей, их  желание  общаться  с  помощью  слова.    

            Одним  из  основных  направлений  логопедической  работы с воспитанниками, имеющими нарушение интеллекта  является  развитие  коммуникативной  функции  речи  в  процессе  расширения  возможностей  участие  детей  в  диалоге, формирование  монологической  речи.  

Организация  коррекционно-развивающей  работы    учителя-логопеда с детьми с интеллектуальной недостаточностью легкой степени

Задачи  и  содержание  коррекционно-развивающего  обучения  детей  с интеллектуальной недостаточностью  планируется  с  учётом  результатов  логопедического  обследования.

С учетом вышесказанного, работа по развитию речи детей с интеллектуальной недостаточностью проводится как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях.

Для проведения логопедических занятий группа делится на две, три подгруппы. В подгруппу подбираются дети с примерно одинаковым уровнем интеллектуального (а не речевого!) развития . Такое деление обусловлено тем, что при одном и том же содержании методы обучения в подгруппах будут различными. Фронтальные занятия проводятся в соответствии с расписанием и режимом дня в данной группе.

В  зависимости  от  характера  и  выраженности  речевого  дефекта, интеллектуальных, психологических  и  характерологических  особенностей  детей, количество  их  в  подгруппах  варьируется  от  2  до  4.

Индивидуальные  (логопедические ) занятия с каждым ребенком проводятся не менее четырех раз в неделю. Индивидуальная работа планируется с учетом установленного нарушения речи, а также общего развития конкретного ребенка. Она проводится по отдельному плану и расписанию.

Причём  индивидуальная  работа  носит  опережающий  характер, т.к.  основная  их  цель - подготовить  детей  к  активной  речевой  деятельности  на  подгрупповых  занятиях.

На  индивидуальных  занятиях  проводится  работа  по:

  1. активизации  и  выработке  дифференцированных  движений  органов  артикуляционного  аппарата;
  2. подготовке  артикуляционной  базы  для  усвоения  отсутствующих  звуков;
  3. постановке  отсутствующих  звуков, их  различению  на  слух  и  первоначальному  этапу  автоматизации  на  уровне  слогов, слов.

Содержание  логопедических  занятий  определяется  задачами  коррекционного  обучения  детей:

  • развитие  понимания  речи;
  • активизация  речевой  деятельности  и  развитие  лексико-грамматических  средств  языка;
  • развитие  произносительной  стороны;
  • развитие  самостоятельной  фразовой  речи.

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

Этап

Задачи коррекционно-логопедической работы

1.

Расширение понимания речи.

Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина- «би-би»; мишка – «ми»).

Стимуляция подражания «сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка квакает?»

Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции.

Соотносить предметы с их словесными обозначениями.

Стимулировать формирование первых слов.

Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слога слитно.

Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения.

Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо».

2.

Расширять понимание обращенной речи.

Формировать двусловные предложения.

Осуществлять постановку звуков.

3.

Совершенствовать фразовую речь.

Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов

Продолжать работу по словоизменению и словообразованию.

Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков).

Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты.


Содержание  логопедической  работы  с  воспитанниками с интеллектуальной недостаточностью

Содержание работы

сроки

Обследование речи детей и разработка индивидуальных программ обучения

Первые две недели

Развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, речевого дыхания, силы голоса, развитие чувства ритма, развитие фонематического восприятия, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук

В течение года

Работа по формированию понимания речи: «Покажи игрушку» (выбор игрушки и выполнение действий в соответствии с инструкцией),

«Покажи картинку: чем мы режем хлеб? Чем ты ешь суп?» хлеб? чем ты ешь суп?»

В течение года

Формирование правильного звукопроизношения в индивидуальной и подгрупповой работе

В течение 3-4 раза в неделю.

Работа по формированию смысловой стороны слов:

1)"Что значит слово...(посуда, пылесос, холодильник и т.д)

2) Формирование умения применять слово в смысловом контексте "Закончи предложение: Помогай дома (маме)" и т.п.

В течение года

Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:

 1)Звукоподражания («Кто как кричит?»), лепетные слова

 

2)Предметный словарь по темам: «Детский сад», «Игрушки»,

«Овощи»,

«Фрукты»,

«Осень»,

«Домашние животные»,

«Дикие животные»,

«Человек»,

«Дом, семья»,

«Дом, мебель»

«Посуда»

«Пища, блюда»

«Зима»

«Зима, дикие животные»

«Зима, зимние забавы, Н.Год»

"Дикие животные и детеныши"

"Птицы"

"Одежда"

"Профессии" (шофер, моряк, летчик, полицейский)

"Профессии"(воспитатель, учитель, врач, продавец, парикмахер)

"Весна"(признаки)

"Сезонная одежда"

"Обувь"

"Весна. Цветы."

"День Победы"

"Насекомые"

"Лето"

3) Слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый, синий, зеленый)

 

4) Глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, стоит, ест, строит...);

"Кто что делает?" Рыба плавает. Лошадь скачет. Мальчик спит.

В течение года

В течение года

В течение года

В соответствии с изучаемыми темами

5) Словарь наречий:

"Делает как?"

Конь бежит (как?)...(быстро)

"Собака лает (как?)"...(громко).

Формирование лексико-грамматических средств языка:

 

1)Единственное и множественное число существительных: «Покажи и назови (Где кукла? Где куклы?)»

 2) «Назови ласково» (брат – братик-братец, мама-мамочка-мамуля, зайка-заинька-зайчишка…)

  3) Винительный, дательный, родительный и творительный падежи существительных

4 )Приставочные глаголы:

 Бежать, подбежать, выбежать; писать, подписать, переписать; шел, вошел, пришел, ушел и т.д.

  5) «Кто что делает?» (одушевленные и неодушевленные предметы)

Собака – лает, кусает, охраняет, сторожит, служит…

Самолет – летит, гудит, взлетает, приземляется…

6) Предлоги:

В, на, под, за, к, от, над, перед, между (повторение)

Около, из, из-за, под, из-под

7)Слова-антонимы (большой —маленький, грязный — чистый);

Слон большой, а муха маленькая.

8) Согласование числительных с существительными

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Работа над слоговой структурой слов:

Двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...);

Трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко ...);

Односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук...);

Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, каток...);

Двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов (ложка, мишка, кошка...)

аквариум, квартира, мотоцикл и т.д.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В зависимости от речевых нарушений - индивидуально

Развитие навыков связной речи:

  1. Работа над предложением

Составление предложений по демонстрируемым действиям

  1. Составление рассказа по данному образцу
  2. Составление рассказа описания по опорным вопросам и картинке; по предмету и игрушке
  3. Пересказ небольшого текста с опорой на предметы и предметные картинки
  4. Пересказ короткой сказки по ролям
  5. Рассматривание серии сюжетных картин, установление их последовательности и составление рассказа с помощью вопросов логопеда
  6. Рассматривание  сюжетной картины, и составление рассказа с помощью вопросов
  7. Составление рассказа по данному началу

Развитие интонационной выразительности речи в песенках, потешках, играх, инсценировках, в самостоятельной речи

В течение года

Подготовка к обучению грамоте

В течение года

Формы сотрудничества с семьями  воспитанников

Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений у детей с нарушением интеллекта возможна только при активной, скоординированной работе учителя логопеда с родителями воспитанников, установление взаимопонимания, доброжелательной, психологически комфортной атмосферы и создание условий для эффективного сотрудничества.

Основные формы взаимодействия с семьей

  • Знакомство с семьей, анкетирование.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, создание памяток.
  • Организация и проведение круглых столов, мастер-классов для родителей воспитанников.

3. Планируемые результаты освоения программы

Педагогические  ориентиры

  • Преодолеть  речевой  и  неречевой  негативизм  у  детей, формировать  эмоциональный  контакт  с  окружающими, развивать  положительное  отношение  детей  к  занятиям.
  • Развивать  когнитивные  предпосылки  речевой  деятельности, формировать  речь  во  взаимосвязи  с   развитием  восприятия, внимания,  памяти, мышления.
  • Расширять  понимание  речи.
  • Развивать  интерес  к  окружающей  действительности  и  познавательную  деятельность  детей.
  • Формировать  элементарные  коммуникативные  умения, обучать  детей  взаимодействию  с  окружающими.
  • Учить  детей  отражать  в  речи  содержание  выполненных  действий.
  • Формировать  общие  речевые  навыки.
  • Совершенствовать  кинестетическую  и  кинетическую  основу  движений  детей  в  процессе  развития  общей, мелкой  и  артикуляторной  моторики.
  • Обогащать  предметный (существительные), предикативный (глаголы)  и  адъективный ( прилагательные)  словарь  импрессивной  и  экспрессивной  речи.
  • Формировать  грамматические  стереотипы, словоизменения  и  словообразования.
  • Формировать  синтаксические  стереотипы  и  работать  над  усвоением  синтаксических  связей  в  составе  предложения.
  • Расширять  возможности  участия  детей  в  диалоге, формировать  монологическую  речь.
  • Осуществлять  коррекцию  нарушений  дыхательной  и  голосовой  функции.
  • Создавать  благоприятные  условия  для  последующего  формирования  функций  фонематической  системы.
  • Осуществлять  коррекцию  нарушений  фонетической  стороны  речи,  развивать  фонематические  процессы.

4.Условия реализации рабочей программы

Известно, что психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом гораздо больше зависит от педагогических условий, в которых он находится, нежели развитие детей в норме.

Нормальное развитие ребенка может происходить только при наличии нескольких условий.

- Первое связанное с состоянием его здоровья (биологический фактор развития).

Сохранность биологической основы обеспечивает ребенку возможность развиваться в соответствии с возрастом.

- Вторым условием является благоприятная социально-педагогическая развивающая среда (социальный фактор развития). Представляющая собой специально организованное предметно-игровое пространство, в котором, происходит физическое, эмоциональное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка, а также развитие всех видов его деятельности.

- Третье условие, необходимое  для нормального развития – активность (двигательная, эмоциональная, познавательная, речевая, коммуникативная) самого ребенка.

«Социальная ситуация развития», педагогические условия, в которых находится ребенок, должны фактически  «провоцировать» его развитие.

Условия эффективности логопедического воздействия

Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения таких условий, как:

  1. Установление взаимосвязи и преемственности в работе всего  медико – психолого- педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);
  2. Установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;
  3. Адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность. Доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;
  4. Сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами. Техническими средствами обучения;
  5. Постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;
  6. Разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка;

Совместная коррекционная работа учителя-логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед

учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

Коррекционная работа

1. Создание условий для проявления речевой активности  и подражательности, преодоление речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2. Обследование общего развития детей, состояние их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение  уровня речевого развития ребенка.

3. Заполнение таблицы обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической  характеристики группы в целом.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей благодаря использованию экскурсий, целевых прогулок, наблюдений, предметно-практической деятельности, просмотру диафильмов, мультфильмов и спектаклей, чтению художественной литературы, проведению игр.

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

7. Уточнение имеющего словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико- тематическим циклам.

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

10. Развитие фонематического восприятия детей.

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звукослогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях; использование их на занятиях, в практической деятельности, в играх, в повседневной жизни.

12. Развитие восприятия  ритмико-слоговой структуры слова.

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13. формирование навыков словообразования и словоизменения (начинает логопед)

13. Закрепление навыков словообразования  в различных играх и в повседневной жизни.

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картинке и по ситуации.

14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16. Развитие умений объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинке, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы.

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

Организация жизни и деятельности детей

1. Распределение детей на подгруппы для занятий.

1. Четкое соблюдение режима дня, смена труда и отдыха, достаточного пребывания детей на свежем воздухе, выполнение оздоровительных мероприятий.

2. Составление рационального расписания занятий.

2. Составление сетки занятий в соответствии с возрастом детей.

3. Использование подгрупповых и индивидуальных форм работы для осуществления поставленных задач.

3. Организация педагогической среды для формирования речи детей в коммуникативной её функции.

Создание необходимых условий

1. Оснащение и оборудование логопедического кабинета в соответствии с требованиями к нему.

1. Оснащение группы наглядным , дидактическим, игровым материалом в соответствии с требованиями программы воспитания и коррекционного обучения детей.

2. Повышение квалификации через самообразование, методическую работу, курсовую подготовку

   3. Привлечение родителей к коррекционной работе, проведение с ними консультаций, показ для них открытых занятий, практических приемов и упражнений для работы с детьми дома по закреплению речевых навыков, полученных в детском саду.

4. Направление детей на медицинские консультации (по необходимости)

4. Реализация коррекционной направленности обучения и воспитания дошкольников на базе программы.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Л.С.Волкова, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, Л.В. Лопатина, Е.А. Логинова, И.А. Смирнова. "Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью". Санкт-Петербург "Образование". 1996
  2. Сборник методических рекомендаций (РГПУ им. А.И. Герцена). «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения». Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002

Составители: В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л. В.Венедиктова, Т.Т.Воробей, Р.И.Лалаева, В.И. Липакова, Е.А. Логинова, Л.В. Лопатина, Н.В. Нищева, Л.Н.Павлова, И.В. Прищепова, Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха, Т.А. Титова, И.А.Чистович, Г.Н. Чуйкова, С.Б. Яковлев.

  1. А. Зарин «Карта развития ребенка» Санкт-Петербург, изд-во РГПУ им. Герцена. 2010
  2. А. Зарин «содержание и оценка результатов психолого-педагогического обследования дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Санкт-Петербург, 2009
  3.  С.Д. Забрамная "Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей". Москва "Просвещение" "Владос", 1995
  4. Г.А. Волкова "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. Санкт-Петербург изд-во "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2008
  5. Е.Ф. Соботович "Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)". Москва"Классик Стиль", 2003
  6. Е.Ф. Соботович " "К вопросу  о дифференциальной диагностике моторной алалии и олигофрении //Нервно-психические и речевые нарушения. Сб. науч. трудов Ленингр. пед. ин-та им. А.И.Герцена. Ленинград,1982
  7. Н.В. Дурова "Фонематика . Как научить детей слышать  и правильно произносить звуки".Москва "Мозайка-Синтез.
  8. Р.И. Лалаева "Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников". Ленинград., 1968
  9. Н.С. Жукова., Е.М. Мастюкова., Т.Б. Филичева "Преодоление задержки речевого развития у дошкольников". Москва "Просвещение", 1973
  10. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина "Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста". Москва "АЙРИС ПРЕСС", 2005
  11. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова "Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи". Санкт-Петербург изд-во "СОЮЗ", 2001
  12. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина 2Логопедическая работа с дошкольниками" Москва "АКАДЕМИЯ, 2003
  13. Е.Ф. Архипова "Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии". Москва "Астрель", 2008
  14. Л.В. Лопатина «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста». Санкт-Петербург «Союз», 2010
  15. Т.А. Титова «Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у детей с речевой патологией». Санкт-Петербург, 2010
  16. А.С. Герасимова «Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками». М.:2009.

З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников». С-Пб.:2009

  1. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков» 2009.
  2. В. В. «Коррекция произношения звуков». Дидактический материал. М.:2012.
  3. О.Е. Егорова «Звуки». Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.:2013.
  4. Е.Н. Спивак «Звуки». Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. М.:2013.
  5. Л.Б. Баряева, И.Н. Лебедева «Развитие связной речи дошкольников: модели обучения».
  6. Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Москва «Скрипторий 2003», 2011
  7. Л.Я. Гадасина, О.Г. Ивановская «Звуки на все руки (50 логопедических игр)». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008


ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно тематический план

для детей с интеллектуальной недостаточностью среднего возраста , группа №5

2016-2017 год(первый год обучения)

              Логопед: Басерова Т.В.

Воспитатели: Витушинская Е.С.

                                                                                                                 Ермолаева С.И.

Месяц

Неделя

Тема

Примечание

Сентябрь

1,2

Обследование детей (речевое, педагогическое)

3

«Наша группа»

Знакомство с органами артикуляции

4

«Игрушки»

Звучащие игрушки

Октябрь

1

«Овощи»

Звук «У»

2

«Осень»

ЗВУК «А»

3

«Фрукты»

Звуки «У-А»

4

«Сад-огород»

Звук «И»

Ноябрь

1

«Грибы-ягоды»

Звуки»А-У-И»

2

«Деревья»

Звуки»А-У-И»

3

«Наше тело» «Гигиена»

Звук «О»

4

«Одежда»

Звуки «АУИО»

5

«Обувь»

Звук «Э»

Декабрь

1

«Зима»

Звуки «АУИОЭ»

2

«Зимующие птицы»

Закрепление понятия «Глассный звук»

3

«Новогодние праздники»

4

«Зимние забавы»

Январь

1

ПРАЗДНИКИ

2

«Дикие животные и их детеныши»

Звуки «Э-И»

3

«Домашние животные и их детеныши»

Звуки «АУИОЭ»

4

«Домашние птицы»

Звук «Ы»

Февраль

1

«Семья»

Звуки «Ы-И»

2

«День защитника отечества»

Звуки «Ы-И»

3

«Наш город, улица»

Звуки «Э-И»

Февраль-март

4

1

«Мамин праздник»

Работа с гласными звуками

2

«Транспорт»

«АУОИЭЫ»

3

«Дом и его части»

4

«Весна»

5

«Перелетные птицы»

Звук «Т»

Апрель

1

«Посуда»

Звук «П»

2

«Продукты питания»

Звуки «П-Т»

3

«Мебель»

Звук «Н»

4

«Профессии»

Звук «М»

Май

1

«Комнатные растения»

Звуки «Н-М»

2

«Цветы»

Звук «К»

3

«Насекомые»

Звуки «К-Т»

4

«Лето»

Звуки «М-К»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Рабочая программа учителя-логопеда группы для детей с ЗПР

Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка.Дети с задержкой психического развития - многоч...

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ для детей с ТНР

        «Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для учителя-логопеда дошкольной организации, в кот...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна)

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования  для детей с умственной отсталостью (синдром Дауна). Полностью с Программой можно на сай...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе детей с ОНР (1 год обучения)

  Данная программа предназначается для работы с детьми  в группе компенсирующей направленности, имеющими ОНР (старшая группа - 1 год обучения)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе детей с ОНР (2 год обучения)

 Данная программа предназначается для работы с детьми  в группе компенсирующей направленности, имеющими ОНР (подготовительная группа - 2 год обучения)...

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению детей с ТНР, ЗПР, ФФН И ФН 3-7 лет

Рабочая программа учителя-логопеда по сопровождению детей с ТНР, ЗПР, ФФН и ФН (3-7 лет)...