Дизартрия , как наиболее часто встречающееся нарушение. Логопед поликлиники о работе с детьми, страдающими дизартрией в разных фомах ее проявления.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

 

Дизартрия - что это такое? Дизартрия у детей: виды, причины, симптомы. Одной из причин частого посещения логопеда поликлиники могут стать недостатки в произношении ребенка, которые отчасти напоминают дислалию (нарушение звукопроизношения), однако устранить данное нарушение гораздо сложнее. Именно в таких случаях специалист употребляет термин «дизартрия». Определение термина Как говорят специалисты, речевая дизартрия – это нарушение речи, при котором ухудшается связь между ЦНС (центральной нервной системой) и речевым аппаратом. Данное заболевание выражается в том, что произношение отдельных звуков или слогов затруднено. Возможно искаженное их произношение. Однако невозможно выделить, какой именно звук вызывает у ребенка затруднения, поскольку нарушенной является вся произносительная часть речи. Внешние проявления заболевания Основным показателем дизартрии является расстройство артикуляции отдельных звуков, а также дефекты голосообразования. Это касается нарушения темпа речи ребенка, ритма и интонации. Все эти особенности могут быть выражены в разной степени и сочетании. Зависит это от многих факторов: места поражения нервной системы (центральной и периферической), а также от тяжести имеющегося нарушения и времени, когда дефект возник. Как слышится стертая дизартрия у детей? Речь ребенка с этим дефектом со стороны слышится так, будто он не в состоянии произнести многие звуки, например шепелявит и не выговаривает, как правило, согласные звуки, некоторые частицы речи как бы «проглатывает». Неспециалист может сказать, что речь напоминает разговор с полным ртом. Признаки дизартрии Характеристика дизартрии включает в себя такие признаки заболевания: ограничение подвижности мышц лица; нечеткая речь; голос может быть тихим или, наоборот, резким; ритм дыхания нарушен; речь может быть ускоренной или, наоборот, замедленной; проблемы с жеванием, полосканием рта; общая неуклюжесть; трудности с ежедневными выполнениями действий, таких как шнуровка или застегивание пуговиц. Основные причины Дизартрия - что это такое? Это нарушение речи человека, основной причиной которого являются различные повреждения нервных центров, которые расположены непосредственно в головном мозге. Они отвечают за артикуляцию, а именно за способность человека управлять органами, которые участвуют в образовании звуков речи и произношении их. Помимо этого, причинами дизартрии могут быть: черепно-мозговые травмы различной тяжести; инсульты (в наибольшей степени способствуют развитию заболевания стволовые их формы); заболевания головного мозга, например, энцефалит, менингит, а также опухоль; детский церебральный паралич; рассеянный склероз; родовые травмы или внутриутробные заболевания (инфекционные заболевания матери, токсикоз, алкоголизм, наркомания, затяжные или, наоборот, стремительные роды, асфиксия и др.). Причины заболевания весьма специфичны, вот почему можно смело сказать, что дизартрия имеет строго определенное происхождение. В связи с этим и коррекция заболевания должна быть полностью направлена на то, чтобы устранить главный фактор, ставший причиной заболевания. Формы дизартрии Заболевание может быть выражено как в легкой форме, так и в тяжелой. Последняя чаще всего характерна для детей, имеющих диагноз "детский церебральный паралич", и является одной из составляющих патологии. Такие пациенты должны находиться под комплексным наблюдением как логопеда, так и врача-специалиста в особых образовательных учреждениях. В обычных дошкольных учреждениях и школах можно встретить детей с легкой степенью заболевания или так называемой стертой формой дизартрии. Эта форма проявляется в легкой степени ограничения работы артикуляционного аппарата, а также моторики ребенка, нарушениях произношения. Речь такого ребенка, как правило, окружающие понимают, но она в некоторой степени все же нечеткая. Чему нужно учить ребенка? Дети, у которых диагностирована стертая форма дизартрии, практически не отличаются от своих сверстников и очень редко привлекают к себе внимание. Но все же у них есть некоторые характерные особенности. В первую очередь они нечетко говорят и страдают нарушением аппетита. Им трудно пережевывать твердую пищу, поэтому такие дети часто отказываются от мяса, моркови, твердого яблока. Можно заметить, что они часто держат непережеванную пищу за щекой. Ошибкой родителей в таком случае бывает то, что из рациона эти продукты они убирают, тем самым еще больше усугубляя состояние ребенка. Лучше приучать малыша к твердой пище, правда, делать это желательно постепенно. А вот с гигиеническими навыками все гораздо сложнее, поскольку они требуют четкого действия мышц. Ребенок с дизартрией не сможет полоскать рот, так как мышцы, которые задействованы в этом процессе, плохо развиты. Задача родителей – научить надувать щеки и удерживать таким образом воздух, перекачивать из одной стороны в другую, втягивать щеки и при этом держать губы сомкнутыми. Выполняя регулярно эти упражнения, ребенок сможет самостоятельно полоскать рот. Шнуровать ботинки и застегивать пуговицы такие дети тоже постоянно отказываются. Для обучения эти навыкам нужно постепенно заниматься развитием мелкой моторики рук, используя для этих целей специальные упражнения. Например, сначала тренироваться выполнять данные действия на куклах или на снятой верхней одежде. Взрослый принимает в этом активное участие, а не просто пассивно наблюдает. После неоднократного повторения этих действий ребенок сможет сам себе застегивать пуговицы на одежде. Также ребенка необходимо обучать зашнуровывать обувь. Для выработки этого навыка родителям помогут специальные фигуры из картона, на краях которых есть отверстия на расстоянии в 1 см друг от друга. Задача ребенка – продеть во все эти дырочки шнурок, который имеет металлический наконечник. Действия должны быть направлены на обматывание краев. Для поддержания интереса к подобным упражнениям фигуру можно украсить на ваше усмотрение. Можно даже позволить ребенку сделать из этой фигуры с помощью собственноручной шнуровки игрушку-подарок для лучшего друга. После многочисленных таких действий ребенок легко сможет шнуровать сначала ботинки, которые сняты с ног, а потом и непосредственно обутую обувь. Трудности возникают и во время изобразительной деятельности. Малышам трудно держать правильно ручку и карандаш, пользоваться ножницами, а также регулировать нажим на карандаш или кисточку во время процесса. Для обучения работы с ножницами рекомендуется родителям проводить так называемые совместные действия, то есть вложить свои и пальцы ребенка в кольца ножниц и таким образом отрабатывать подобные действия. При постепенном развитии мелкой моторики можно выработать точность движений, необходимую для творческой деятельности. Физические упражнения и любая другая подобная деятельность вызывают некоторые трудности. Стертая дизартрия у детей не позволяет выполнять движения в соответствии со слышимой музыкой. Разновидности дизартрии Данное заболевание может иметь различную причину возникновения, именно поэтому и выделаются разные его виды: Бульбарная дизартрия. Основной причиной этого вида заболевания является воспалительный процесс в продолговатом мозге или присутствие там опухоли. На бульбарную дизартрию указывают амимичное лицо, замедленная речь, которая в то же время является сильно невнятной и нечеткой. Спастическая или псевдобульбарная дизартрия. Данный вид заболевания является наиболее распространенным. Причинами могут быть различные органические поражения головного мозга, например, после энцефалита, родовой травмы, сильной интоксикации организма или при наличии опухоли. Псевдобульбарная дизартрия характеризуется нарушением общей и речевой моторики ребенка, а также нарушением процессов сосания, глотания и работы лицевых мышц. Подкорковая дизартрия может возникнуть как результат поражения подкорковых узлов, которые расположены в головном мозге. Основными признаками являются нарушенный мышечный тонус и гиперкинез (движения, которые человек не контролирует). Последнее можно наблюдать и при спокойствии ребенка, однако усиливаются они, как правило, во время разговора. Данные характеристики заболевания обусловлены тем, что происходит нарушение артикуляции. Ребенок в некоторых ситуациях без проблем произносит звуки, слова и даже короткие предложения, но может через считанные секунды стать неспособным это сделать, поскольку может наступить совершенно внезапно так называемый артикуляционный спазм. Язык напрягается, а голос при этом прерывается. При подкорковой дизартрии, как правило, страдают темп, ритм речи и ее интонация. Корковая дизартрия. Что это такое? Данное заболевание выражается в затрудненных процессах выделения и распознавания. Моторику артикуляционного аппарата ребенок регулировать не может. Таким детям трудно переключаться от одного звука к другому. Это означает, что изолированно звуки произносятся без проблем, однако в едином речевом потоке они сильно искажаются, особенно это заметно при произношении комбинации согласных звуков. Если темп речи такого ребенка достаточно высок, то присутствует заикание. Стоит отметить, что этот вид заболевания распознать довольно сложно. Очень часто его путают с алалией и дислалией. Мозжечковая дизартрия у детей. Данный вид заболевания встречается очень редко, особенно в чистом виде. Основным признаком его является рубленая речь. В некоторых случаях она может сопровождаться выкриками в виде изолированных звуков. Диагностика заболевания Диагноз «дизартрия» (что это такое, было рассмотрено в начале статьи) может быть поставлен уже при первоначальном осмотре неврологом или логопедом. Для установления причины заболевания используются, как правило, методы обследования с использованием техники. Самая большая трудность в процессе диагностики может быть связана с тем, что отличить дизартрию, а именно псевдобульбарную и корковую формы, от похожей дислалии достаточно сложно. Именно поэтому и используются высокотехнологические методы обследования, которые помогают достаточно легко определить причину нарушения речи. Как было сказано выше, причиной дизартрии является очаговое поражение головного мозга. Могут использоваться компьютерная или магнитно-резонансная томография мозга. Коррекция дизартрии Дети, у которых диагностирована дизартрия речи, нуждаются в постоянном специальном обучении, которое направлено на исправление дефектов звуковой части речи ребенка, развитие его лексического запаса, грамматического строя, навыков письма и чтения. Коррекция проводится в специализированных учебных учреждениях - школах и садах. Логопед, который проводит коррекционные занятия, должен четко знать и понимать структуру речевого дефекта каждого вида дизартрии, механизмы моторики ребенка, как общей, так и речевой. И к каждому ребенку специалист находит индивидуальный подход, учитывая личностные особенности пациента. Независимо от того, какая у ребенка дизартрия, лечение должно быть доверено исключительно профессионалам. Если наблюдается легкая степень этого заболевания, достаточно пройти специальный курс коррекции, а после него жить в привычных условиях и выполнять упражнения с родителями, которые прошли подробный инструктаж перед этим. А вот тяжелые формы дизартрии требуют постоянного нахождения ребенка в специализированных коррекционных заведениях (как правило, это специнтернаты), которые специализируются на обучении и воспитании детей с дефектами речи. После окончания подобного учреждения ребенок получит аттестат о неполном среднем образовании. Вся коррекционная работа включает в себя определенные этапы: логопедические занятия, которые направлены на формирование лексико-грамматического и фонетического компонентов речи; специализированные занятия, основная цель которых заключается в исправлении коммуникативной функции речи; коррекция письма; развитие пространственного мышления. Развитие моторики вместе с проведением логопедических коррекционных занятий требуется развитие общей моторики ребенка. Хорошо зарекомендовала себя особая дыхательная гимнастика, автором которой является Стрельникова А. Н. Все упражнения направлены на развитие речевого дыхания. Помогут справиться с проблемой гирудотерапия, ЛФК, различные виды массажа, физические процедуры, направленные на укрепление организма. При проведении данных процедур ребенок должен находиться в дневном стационаре. Курс лечения, как правило, длится до 4 недель. После этого срока при положительной динамике лечение может продолжиться в амбулаторных условиях. Для того чтобы дизартрия (что это такое, можно прочитать в начале статьи) была устранена, очень важно, чтобы родители обратились к специалистам на ранних стадиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

Последовательность действий при наиболее часто встречающихся травмах в условиях детского сада и дома.

 Диапазон внезапных заболеваний и несчастных случаев велик, поэтому необходимость оказывать первую медицинскую помощь может возникнуть в любой житейской ситуации....

Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей дошкольного возраста

Нарушения речи наиболее часто встречающиеся у детей...

"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".

На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...

Использование вокалотерапии в работе с детьми с дизартрией

Презентация, которая знакомит с таким методом коррекции дизартрии, как вокалотерапия....

Вокалотерапия как инновационная технология коррекционной работы с детьми, имеющих дизартрию.

Используем вокалотерапию как средство укрепления здоровья детей на коррекционных занятиях учителя-логопеда!...

Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дизартрию.

 Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы в развити...