РЕЧЬ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ
статья по теме

Пугачёва Лариса Анатольевна

Одной из составляющих развивающей среды детей является речь педагога. Поднята проблема речевой культуры воспитателей, педагогов. Выделены требования к речи педагогов. Предложены формы практико-ориентированных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_pedagoga.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЬ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ

 РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования. Ребёнок развивается на фоне окружающей среды. Среда должна быть не просто «обстановкой», а источником детского развития. В ребёнке работает внутренняя пластическая сила. Всё, что воздействует на ребёнка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств. Развивающая среда это не обработка или шлифование знаний ребёнка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь всё, что попадает в поле зрения ребёнка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Современные подходы к ребёнку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует его личностно-ориентированный способ взаимодействия – это в первую очередь предоставление ребёнку свободы, независимости, большого «поля» для самостоятельных действий, общения на равных.

Все современные системы образования, в том числе ФГОС ДО, стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижёром, развивающим разум ребёнка, образованным, развитым, грамотным, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Одной из важнейших составляющих развивающей среды является речь педагога.

Считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми  дошкольного возраста.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играют воспитатели и их речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Воспитатель - образец для подражания, транслятор социокультурных традиций. Через него происходит передача общечеловеческих нравственных норм и правил. Именно педагог знакомит детей с доступными моделями общения, воспитывает доброжелательное отношение к сверстникам, учит играть вместе, и, самое главное, правильно говорить.

В исследованиях Е.И.Тихеевой, Ф.А.Сохина и других основоположников  методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию, поэтому говорят то, что слышат. 

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

Культурой речи называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания установленными традициями литературного языка. Обладать культурой речи – значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов интонаций), но и помнить, как ими принято пользоваться в литературной речи.

«Культурные и методические требования» к речи педагога, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня. Они совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения и речевой культуры. 

  • Правильность
  • Точность
  • Логичность
  • Чистота
  • Выразительность
  • Богатство
  • Уместность

Однако посещение занятий, наблюдение общения педагога с детьми в режимные моменты настораживает специалистов и руководителей ДОО. Многие педагоги не только не могут точно сформулировать вопрос и задания детям, но и пользуются диалектизмами и просторечием, грубыми и вышедшими из употребления словами, загромождают свою речь сложными оборотами, длинными фразами. Что может быть причиной неграмотности и отсутствия культуры речевого общения педагогов? «Случайные» люди, нехватка квалифицированных кадров, снижение престижа профессии?...

 Воспитателям (педагогам) следует помнить, что речь легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.

Итак, какие требования должен предъявлять педагог к своей речи, чтобы предупредить появление недостатков речи у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателей с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией.

Не редко речь педагога страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные (грит вместо говорит, окиян вместо океан и т. п.).  

Особенно остро проблема звуковой стороны речи педагога встает в работе с детьми с речевыми нарушениями (фонетическим, фонетико-фонематическим, общим недоразвитием речи). Это  может повлиять на качество и сроки коррекционной работы.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных диалектов, правильно ставить ударения в словах.

Требования к интонационным средствам выразительности.

Речь становится более выразительной, если педагог умело и правильно использует интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логические ударения, паузы, ритм, тембр, мелодии.

Особенно важно использовать эти средства при чтении и рассказывании художественных текстов. Монотонная речь утомляет любого, даже взрослого человека, тем более маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она произносится в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия.

Сказки, стихи, рассказы для детей предлагается читать в более медленном темпе, чем тот, который мы используем в разговорной речи. Замедленную речь детям лучше воспринимать, следить за ее содержанием, запоминать текст.

Но надо помнить, что при чтении художественных текстов ускорение или замедление речи может быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, т.е. является средством художественной выразительности.

Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, доступно донести до детей любое содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (даже, если это сложноподчиненные предложения). При употреблении педагогом длинных, в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями фразы, осмыслить и понять содержание.

И вместе с тем, нельзя ограничиваться употреблением только простых фраз. В своей речи нужно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Важно научиться педагогу, рассказывая детям о чем-либо, выделять только главное, то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие (наслоение лишних фраз) трудно для восприятия.

Доступность и понятность речи воспитателя достигается за счет точного использования слов.

Педагог должен, учитывая возрастные особенности ребенка подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения ребенком. Он должен уметь рассказывать о сложном просто и доступно.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов вышедших из употребления.

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, засоренность лишними словами, в общении с детьми старшего возраста подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов. К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. Потому что с одной стороны следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой стороны - постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение. 

В речи воспитателя должны грамотно использоваться синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь более выразительной и разнообразной, богатой по содержанию. Умелое использование в речи педагога элементов устного народного творчества (пословицы, поговорки), фразеологические обороты, говорит о высоком уровне профессионализма.

Речь воспитателя (педагога) должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада. Не допускается панибратское отношение работников детского сада друг к другу – все работники детского сада должны обращаться друг к другу по имени отчеству, особенно в присутствии детей.

Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля.

В работе с детьми дошкольного возраста представление о стиле речи должно соотноситься, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих. Такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном речевом поведении. Совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.

Кроме этого взрослые должны включать в свою речь разнообразные позитивные установки.

Изначально люди не рождаются плохими или хорошими, с негативным мышлением или с позитивным. Окружающая среда, условия, окружающие люди с раннего возраста закладывают в человека особенности мышления и программу действий, «жизненную программу». У человеческого подсознания есть свойство внушаемости. На этом свойстве основываются многие процессы познания, обучения и воспитания. Многократно повторенная или высказанная кем-либо однажды, но уверенным тоном, причем лицом достаточно авторитетным, идея прочно входит в подсознание и запечатлевается им в виде «записи». Например, многократно повторенная фраза «Ты замечательный, сообразительный, умный мальчик» не останется подсознанием без следа, позитивная формулировка «включает» позитивную программу дальнейших действий. Также как и не останется без внимания фраза, уверенно сказанная авторитетным лицом: «Ты так устроен – ты всего боишься и всю жизнь будешь всего бояться».

Нужно помнить, что подсознание в силу прямолинейности своего мышления, не имеет чувство юмора. Поэтому опасно делать какие-либо унизительные замечания или говорить шутки со злым оттенком ребенку, когда его «жизненная программа» еще формулируется. Это может привести к плачевным результатам (прежде всего к комплексу неполноценности), так как подсознание ребенка верит в то, что было сказано, т.к опыт общения еще очень маленький.

Речь является выражением мысли при общении, формирует нашу жизнь. Необходимо следить за своей речью, стараясь ограничить применение слов «негативной окраски», подбирая «положительные формулировки» для комментирования действий ребенка и своих действий. Критика и унижение подсознательно ослабляет внутренние силы ребенка. Если поменьше употреблять частицу «не», то формулировка подсознанием воспринимается как более точное руководство к действию. Например, вместо слов «не забудь», лучше сказать «помни», «ты что, не слышишь меня» - «слушай меня внимательно», «ты такой не внимательный» - «будь внимательным», «ты что, не видишь что ли?» - «смотри», «вечно у тебя ничего не получается» - «я знаю, ты можешь делать лучше!» и т.д.

Таким образом, перед специалистами ДОО встает проблема  создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений ее решения становиться организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого – профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.

Решением  обозначенной проблемы может стать  организация  в ДОО конкурсов и проектов «Мы любим и знаем русский язык», «Школы молодого специалиста», кружка «Умники и умницы»,  клуба «Знатоки русского языка». На таких практико-ориентированных мероприятиях в играх, проведении мастер-классов, круглых столов, дискуссионных площадок  может быть оказана помощь педагогам, имеющим трудности в организации собственного речевого режима. А так же предложены возможные способы устранения недостатков звукопроизношения, развития правильного речевого дыхания, голосоподачи, совершенствование лексико-грамматической строя речи.

Литература

  1. Бейлинсон Л.С. Профессиональная речь логопеда: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: - СПб.: Алтейя, 2001
  3. Иванов Ю.М. Нет ничего невозможного, Спб-2003
  4. Мартин Селигман Новая позитивная психология, М- 2006
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. Пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» / Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П.. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984
  6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд. – М.:ТЦ Сфера, 2007
  7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей, Москва, «Лайнер», 1995
  8. Обухова А. Ф. Детская психология, «Тривола», Москва, 1995
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А.. – 2-е изд., испр. – М..: Просвещение, 1979.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЬ ПЕДАГОГА – КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

Данный материал поможет повысить культуру речи педагога как компонента развивающей речевой среды....

Игра - практикум для педагогов ДОУ "Грамотная речь педагога-важнейшее условие формирования речи дошкольников"

Мастер класс для педагогов ДОУ, который был разработан и проведен в 2017 году совместно с учителем-логопедом Богдановой Надеждой Викторовной....

«Правильная речь педагога как основной компонент речевой среды»

Консультация "Как основной компонент речевой среды"...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ: «Грамотная речь педагога – важное условие для развития речи дошкольника».

Семинар-практикум предназначен для педагогов ДОУ. Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ....

Доклад к семинару на тему: «Качество речи педагогов – главное условие речевого развития дошкольников»

Муза Михайловна Алексеева, автор учебного пособия «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все т...

Консультация для педагогов " Грамотная речь педагога, важное условие для формирования речи дошкольников"

Консультация для педагогов «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольников»  Речь-это удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы по...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ Д/С № 15 «Дюймовочка» по теме: «Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка»

laquo;Говорите правильно! Так не говорят!» Как часто мы говорим это нашим воспитанникам. А правильно ли говорим мы сами?...