Из опыта работы педагогического коллектива, в рамках Региональной Инновационной Площадки. Взаимодействие специалистов ДОУ в образовательной деятельности центра «Мотивации к познанию и речевого развития»
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

НЕТЕСОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА

Использование элементов мульттерапии в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мульттерапия36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы педагогического коллектива  

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Золотая рыбка» Г.О. Балашиха

в рамках Региональной Инновационной Площадки

"Повышение качества образовательного процесса на основе использования полимедийного оборудования, как средства коррекции речи детей старшего дошкольного возраста"

Творческая  группа:

Ермоленко И.Н. – Зам по ВМР

Нетесова М.В. – педагог-психолог

Пучкова Н.А. – учитель-логопед

Литвинова М.Н. – учитель-логопед

Вариант взаимодействия специалистов ДОУ в образовательной деятельности центра  «Мотивации к познанию и речевого развития»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МУЛЬТТЕРАПИИ В СЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМ  РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель проекта

Создать эффективную модель образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения  для  развития мотивации к познанию и коррекции речи детей  посредством использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения нового содержания и качества дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Задачи проекта

Образовательные:

  1. Обновить содержание образования по речевому развитию детей дошкольного возраста с использованием полимедийного оборудования как средства коррекции речи детей.
  2. Формировать процесс подготовки дошкольников по обучению грамоте с использованием информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию инновационных форм в работе с детьми дошкольного возраста для предупреждения у них вторичных расстройств речи.
  2. Закреплять навыки работы с полимедийным оборудованием в центре Мотивации к познанию и речевого развития как средства коррекции речи.
  3. Обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) по  вопросам образования и  развития детей,  путем внедрения инновационных форм и методов работы.

Воспитательные:

  1. Стимулировать интерес к образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий.
  2. Расширить представления детей о современном окружающем мире путем овладения современными информационно-коммуникативными технологиями.

В ДОУ организуется и осуществляется коррекционно-развивающая работа с детьми, включающая создание условий для реализации психолого-логопедического сопровождения детей, имеющих проблемы в речевом и познавательном развитии.

Работа  «Центра  мотивации к познанию и речевого развития» нашего учреждения строится на основе интеграции деятельности специалистов ДОУ: воспитателя, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда.

Одним из направлений интеграции деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда является интегрированная коррекционно-развивающая НОД по развитию речи детей, согласно перспективному плану по недельным лексическим темам.

Учитывая специфику старшего дошкольного возраста, для успешного коммуникативного развития детей, недостаточно просто овладеть правильным лексико-грамматическим строем речи. Необходимо и очень важно освоить навыки конструктивного социального общения.

С этой целью педагогом-психологом, в тесном сотрудничестве с творческой группой ДОУ, в рамках РИП, с сентября 2016г. проводятся в старшей логопедической группе развивающие психопрофилактические мероприятия по социально-коммуникативному развитию детей с использованием элементов мульттерапии.

В ходе мероприятий разрабатывается и апробируется  Рабочая программа педагога-психолога по «Социально-коммуникативному развитию дошкольников с использованием элементов мульттерапии». Одна из целей работы над проектом является распространение положительного практического опыта в этом направлении деятельности. Разработка рекомендаций для использования программы педагогами других ДОУ в своей работе.

Актуальность использования программы.

Отечественная практика и многочисленные исследования в разных странах мира показывают, что вклады в раннее детское развитие и дошкольное образование являются наиболее результативными с точки зрения долгосрочных социальных и образовательных эффектов. Поэтому психопрофилактические мероприятия по социально-коммуникативному развитию должны начинаться, как только ребенок делает первые шаги в большой мир, а значит, как только он приходит в детский сад.

Совместный просмотр мультипликационных фильмов как способ передачи ребенку необходимого общественного опыта, занимает особое место в программе, обеспечивая единство культурного пространства и преемственность поколений. Преимущество визуальных образов над другими зафиксировано в вековой народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С появлением кино у человека появилась уникальная возможность быть очевидцем, а значит и непосредственным участником происходящих на экране событий.

Мультфильм – рисованное кино или ожившая сказка, – поэтому все, что учеными говорилось о терапевтическом воздействии сказки, и все, что говорилось об эмоциональном воздействии кино, относится и к мультфильму. Более того, просмотр правильно подобранного мультфильма – один из самых безопасных видов деятельности ребенка. Вся настороженность, эмоциональное напряжение, раздраженность, негативизм ребенка отступают, защита снимается, эмоциональный фон становится более позитивным, а сам ребенок более восприимчивым к усвоению необходимых для успешной социализации форм поведения. А это немаловажно, учитывая, что в настоящее время может оказаться так, что только на экране ребенок может увидеть достойные подражания образцы поведения взрослого человека.

Просмотр мультфильмов, как и рассматривание, и анализ сюжетных картинок, помогают задействовать визуальный канал восприятия ребенка.

Для совместного просмотра мы используем только отечественные мультфильмы, выпущенные до 2000 года (преимущественно нашу мульт-библиотеку составляет серия «Союзмультфильм») - для поиска необходимых мультфильмов пользуемся электронными ресурсами.

Просмотр отечественной мультипликации представляет для ребенка достаточно серьезную интеллектуальную деятельность, требует непрерывного сосредоточения на сюжете, без которого невозможно осмысление происходящих событий, их причинно-следственных соотношений. А современному ребенку без помощи взрослого трудно поддерживать достаточный уровень концентрации внимания. В то время как непрерывно мельтешащие перед глазами фигуры героев, однообразие, скудость и отсутствие глубинного смыслового подтекста сюжетных линий зарубежной анимации не требуют от ребенка каких-либо существенных интеллектуальных усилий, и даже, отвернувшись и поиграв в игру, он может спокойно вернуться к созерцанию происходящего на экране, не задаваясь вопросом: «А что там я пропустил?»

Для активизации аудиальной системы ребенка используются комментарии к действиям героев мультфильма, стимулирование собственной речи детей вопросами, обсуждение событий и поступков героев мультфильма, отреагирование эмоциональных состояний, дидактические игры и упражнения.

Комментируя значимые события, особенности поведения героев, а так же обращая внимание на их чувства и причины возникновения этих чувств, высказывая одобрение или порицание действиям героев мультфильма, можно, минуя критичность сознания, непосредственно влиять не только на восприятие ребенка, но и закладывать этические установки, определяющие поведение зрелого человека в ситуациях нравственного выбора.

Очень важной частью является обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма и после каждой игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению «…"банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние», становится неотъемлемой частью личного жизненного опыта ребенка.

Для активизации кинестетической системы ребенка используются различные игры.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника. В игре ребенок овладевает различными образцами поведения и учится самостоятельно разворачивать сложные для него, энергоемкие виды деятельности (игровую, учебную). В игре ребенку предоставляется возможность примерять на себя разные роли, чтобы отреагировать свое эмоциональное состояние, получить «обратную связь» от своих сверстников и значимого взрослого и скорректировать свое поведение, достигая нужного результата. В игре формируется и оттачивается ориентация на партнера, на потребности другого человека.

Для активизации познавательной активности детей используются различные дидактические игры, экспериментирование и конструирование.

Стремление насытить программную деятельность элементами эмоционального сопереживания, приводит к тому, что постоянство эмоциональных контактов становится необходимостью для ребенка.

Цель работы по программе: Социально-коммуникативное развитие дошкольников

Задачи:

  1. Гармонизация эмоционального состояния.
  2. Формирование и развитие способности к конструктивным формам общения с окружающими.
  3. Стимулирование познавательной мотивации детей.
  4. Стимулирование интереса детей к окружающему миру и друг другу.
  5. Развитие познавательных процессов: памяти, внимания, воображения, речи, мышления.
  6. Расширение кругозора.
  7. Формирование позитивной самооценки.
  8.  Создание условий для развития партнерских отношений, умения сотрудничать, умения сочувствовать.
  9.  Создание условий для принятия различных социально-одобряемых правил, осознания необходимости их выполнять.
  10.  Формирование умения правильно выражать свои эмоции и чувства.
  11.  Стимулирование осознавания важности человеческих взаимоотношений.

СТРУКТУРА, РЕАЛИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В данной программе используются преимущественно интегрированные формы групповой организованной совместной деятельности:

- дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера, игры на развитие мимической передачи эмоций, мимические этюды;

- создание педагогических ситуаций морального выбора, беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций;

- познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, игрушек, просмотр презентаций;

- работа с интерактивной доской;

- просмотр и обсуждение мультфильмов, как основного компонента всей психопрофилактической деятельности этого направления.

Целевой аудиторией программы могут являться дети в возрасте от 5 до 7 лет, посещающие дошкольное образовательное учреждение.

Программные мероприятия в нашем учреждении проводятся в форме организованной групповой совместной деятельности педагога-психолога и воспитанников ДОУ и составлены с учетом возрастных периодов физического и психического развития детей - старший дошкольный возраст — от 5 до 6 лет (старшая логопедическая группа).

При проведении программных мероприятия для групп детского сада наполняемостью более 20 детей рекомендуется деление на подгруппы, в противном случае может значительно увеличиться длительность НОД.

Сами встречи могут проходить в любом помещении детского сада, достаточно просторном для подвижных игр, и оборудованном видеоаппаратурой: телевизором с подключенным к нему DVD-плейером, мультимедиа, ноутбуком с большим монитором. Мы для этого используем помещение центра «Мотивации к познанию и речевого развития». Роль ведущего взрослого выполняет педагог-психолог.

Программа не подойдет дошкольным образовательным учреждениям для детей с тяжелыми нарушениями зрения и слуха из-за особенностей подбора программного материала.

В качестве основы для тематического планирования в данной программе используются  «Конспекты фронтальных занятий 1 периода обучения в старшей логопедической группе. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. — 128 с. — (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». Лексическая тема недели тесно переплетается с социально-коммуникативной тематикой, которая выступает, как заключительный, закрепляющий этап в работе с детьми.

Психопрофилактические встречи с педагогом-психологом проходят один раз в неделю, что в сумме составляет 36 часов за учебный год (33ч - НОД, 3ч – DSнаблюдение). Длительность встречи соответствует нормативам для возрастной группы -  до 20 мин. (СанПиН 2.4.1.1249-03).

Просмотр и обсуждение мультфильмов включено в каждую психопрофилактическую НОД. Время просмотра  не превышает 10 минут.

Встреча с детьми начинается ритуальным приветствием, заканчивается ритуальным прощанием.  НОДпостроена таким образом, чтобы трижды коснуться выбранной темы: при просмотре мультфильма, в обсуждении и в игре. Это позволяет соблюсти один из законов эффективности тренинга - "закон тройного прикосновения" и, как уже отмечалось, задействовать все репрезентативные системы ребенка – визуальную, аудиальную и кинестетическую – и тем самым повысить эффективность и глубину психолого-педагогического воздействия.

При подготовке к встрече взрослому необходимо хотя бы один-два раза посмотреть мультфильм и продумать комментарии, которые он будет давать детям во время совместного просмотра.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Гармонизация эмоционального состояния детей.

2. Возникновение предпосылок рефлексии (умение критично взглянуть на свой поступок, представить себя на месте другого).

3.  Закрепление социально-одобряемого поведения.

4. Возникновение предпосылок формирования устойчивой познавательной мотивации.

5. Умение устанавливать причинно-следственные связи между своим  поступком и дальнейшими событиями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Балова Ж.И. Мультики + первоклашки=? М.: Изд-во «Первое сентября», газета «Школьный психолог» № 21, ноябрь 2008.
  2. Е. Гомзяк «Фронтальные занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы»;
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь, 2001.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург: У-Фектория, 2004
  5. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательныйигротренинг для дошкольников. – СПб.: Речь, 2009
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2009
  7. [Электронный ресурс] Федерация психологов образования России – www.rospsy.ruV Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» Номинация: Профилактические психолого-педагогические программы. Балова Ж.И.

Тематическое планирование

Дата

Лексическая тема недели

Социально-коммуникативная тема интеграции

Цель

Мультфильм

16.09.16г.

Детский сад

Адаптация в детском саду.

Переход в новую группу.

Формирование положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям.

«Хочу бодаться», «Путаница»

23.09.16г.

Игрушки

Бережем свои игрушки

Создание условий для принятия правил бережного отношения к игрушкам, осознания необходимости их выполнять.

«Как стать большим?», «Обиженные игрушки»

30.09.16г

Осень

Красота Родной природы

Воспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы. Эмоциональное развитие.

«Сказка про чужие краски»

07.10.16г.

Овощи

Учимся трудиться

Формирование осознанного понимания необходимости трудиться для достижения поставленных целей.

«Вершки и корешки»

14.10.16г.

Фрукты

Жадность-щедрость

Преодоление  собственнических позиций, развитие умения делиться с друзьями.

«Мы делили апельсин»

21.10.16г.

Овощи и фрукты, сад-огород

Ссоримся-миримся

Развитие навыков общения со сверстниками.

«Яблоко»

28.10.16г.

Лес, грибы, ягоды, деревья

Трудиться - не лениться

Формирование осознанного понимания необходимости трудиться для достижения поставленных целей.

«Дудочка и кувшинчик»

11.11.16г.

Перелетные птицы

Друзья

Развивать  представления о дружеских отношениях.

«Серая шейка»

18.11.16г.

Одежда

Почему важно быть опрятным

Формирование культурно-гигиенических навыков.

«Мойдодыр»

25.11.16г.

Обувь, одежда, головные уборы

Развитие познавательных процессов. Внимание, память, мышление

Развитие познавательных процессов.

«Человек рассеянный с улицы Бассейной»

02.12.16г.

Ателье

Делу время – потехе час

Формирование произвольной саморегуляции в поведении дошкольников.

«Заяц - портной»

09.12.16г.

Зима. Зимние забавы

Безопасность зимой

Познакомить детей с правилами безопасности в зимний период.

«Зимняя сказка»

16.12.16г.

Мебель

Наводим порядок

Формирование произвольной саморегуляции в поведении дошкольников. Учить детей поддерживать порядок.

«Кошкин дом» (3:30-5:05), «Так сойдет» (4:00-5:30)

мультфильм «Разгром»

23.12.16г.

Семья

Моя семья

Формирование позитивного отношения к семье.

«День рождение у бабушки»

30.12.16г.

Новый год

Ну-ка вместе, ну-ка дружно

Формирование дружеских, доброжелательных отношений между детьми, навыков сотрудничества.

Музыкальное

Папурри: «Зима в Простоквашино» - Кабы не было зимы (0-50сек.), «Дед Мороз и лето» - Песня Деда Мороза (0:55-1:25), «Умка идет друга» - Ёлка-маячок (3:15-4:10), «Новогодняя сказка» - Ёлочка, ёлка – лесной аромат (4:20-5:20), «Дед Мороз и Серый волк» - Скоро Новый год (11:10-11:50), «Ну погоди! № 8» - Песня Деда Мороза и Снегурочки (16:25-17:50). Всего 4мин 20 сек.

13.01.17г.

Зимующие птицы

Забота

Формирование заботливого отношения к живой природе

«Растрепанный воробей» (4:45-8:30)

20.01.17г.

Дикие животные зимой

Релаксация

Профилактика и укрепление здоровья дошкольников

«Какая она, зима?»

27.01.17г.

Почта

Пишите письма

Формирование позитивного отношения к друзьями близким.

«Слоненок и письмо»,

отрывок из мультфильма «Почтовая рыбка» (1:20-1:40)

10.02.17г.

Транспорт

Поведение в общественном транспорте (Метро)

Формирование осознанного отношения к правилам поведения в общественном транспорте.

«Как обезьянки обедали»

(3:15-5:05)

17.02.17г.

Цветы и комнатные растения

Доброта, дружба и просто хорошее настроение

Способствовать формированию дружеских отношений в детском коллективе

«Просто так»

22.02.17г.

Наша армия

Смелость

Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

«Про Сидорова Вову» (фрагмент)

03.03.17г.

Весна

Радость

Создание условий для  обогащения представлений детей о чувстве радости в процессе игр и упражнений.

«Как мы весну делали»

10.03.17г.

8 марта

Наши мамы

Воспитать уважительное отношение к маме и ко всем женщинам.

«Мама»

17.03.17г.

«Профессии»

«Кем быть?»

Воспитание уважительного и доброго отношения к людям разных профессий.

«Кем быть?»

24.03.17г.

«Наша пища»

«Поговорим о правильном питании»

Формирование у детей представления об этикете, гигиене питания и значимости различных продуктов питания для здоровья;

отрывки из мультипликационных фильмов «Вини-пух идет в гости» (4:30-8:00), «Жила-была царевна – Про еду» (4:45-8:08),

«Три котенка – Овощи, фрукты есть не мытыми нельзя»

07.04.17г.

«Хлеб»

«Хочешь есть калачи- не сиди на печи»

Формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека.

«Лёгкий хлеб»

14.04.17г.

«Посуда»

«Из чего мы едим?»

Развитие у детей культурно-гигиенических навыков.

«Федорино горе»

21.04.17г.

«Мой дом»

«Родной дом»

Формирование позитивного отношения к семье и родному дому.

«Как Гном покинул Дом»

28.04.17г.

«Домашние животные»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Формирование заботливого отношения к домашним животным.

«Почему ушел котенок»

05.05.17г.

«Наша страна»

«Красота России»

Формирование патриотических чувств, чувства гордости, уважения по отношению к своей стране.

«Мульти-Россия»,

«Мы живем в России»

(10-40сек)

12.05.17г.

«Человек»

«Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Формировать у детей представления о хороших и плохих поступках.

«Что такое хорошо? Что такое плохо?»

19.05.17г.

«Насекомые»

«Наши маленькие помощники - соседи»

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«Лисенок и Мотылек»

26.05.17г.

«Лето»

«Отдыхаем правильно»

Формирование социально одобряемого поведения во время отдыха на природе.

«На лесной тропе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы МДОУ №7 "Вишенка" в рамках региональной инновационной площадки

Вашему вниманию представлена презентация заведующего МДОУ №7 "Вишенка" на заседании для заведующих города и района....

Городской научно- практический семинар в рамках региональной инновационной площадки - " Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования" © Ссылка на источник: http://sch222s.mskobr.ru/common_edu/strukturnoe_podrazdele

23 апреля в школе состоялся городской научно- практический семинар в рамках региональной инновационной площадки - " Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования....

Приказ 24/1 О создании рабочей группы для работы в рамках региональной инновационной площадки от 11.03.2021 года.

Приказ 24/1  О создании рабочей группы для работы в рамках региональной инновационной площадки от 11.03.2021 года....

Приказ 141/1 О создании рабочей группы для работы в рамках региональной инновационной площадки.

Академическая экспериментальная площадка.«Приобщение к здоровому образу жизни средствами социального взаимодействия детей и взрослых»...

Межрегиональный семинар-практикум "Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации" в рамках Региональной инновационной площадки на безе МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 "Былинушка"

Региональные инновационные площадки – инновационные комплексы в образовании (РИП-ИнКО)  — это объединение  образовательных организаций с целью проведения общих событий и акций, р...

Межрегиональный семинар-практикум "Развитие системы профессиональной ориентации на уровне образовательной организации" в рамках Региональной инновационной площадки на безе МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 86 "Былинушка"

Региональные инновационные площадки – инновационные комплексы в образовании (РИП-ИнКО)  — это объединение  образовательных организаций с целью проведения общих событий и акций, р...