Тема: «ОНР - что это такое? Причины. Пути преодоления»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гольцова Светлана Александровна

ОНР – речевое нарушение у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором отстает от возрастной нормы формирование всех компонентов речи:

·         Фонетико – фонематических процессов и слоговой структуры слова: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, фонематического слуха и фонематического восприятия.

·         Общих речевых навыков: темпа, ритма, интонации, голосовых характеристик, выразительности, тембра, речевого дыхания.

·         Лексико – грамматического строя: объема и качества словаря, словообразования,

словоизменения, согласования слов в предложении, употребления предлогов.

 

·         Связной речи: диалогической речи, монолога (пересказа, рассказа: по сюжету, серии картин, из личного опыта, по опорным картинкам, описательный, творческий и т.д.).

Причины речевых нарушений:

- Инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

- Заболевания в первые годы жизни ребенка: вирусные инфекционные, особенно следующие друг за другом.

- Неблагоприятная наследственность с речевой патологией.

- Неблагоприятные условия окружения и воспитания.

- Употребление алкоголя и никотина во время беременности и др.

Специфика логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ОНР - что это такое? Причины. Пути преодоления»

ОНР – речевое нарушение у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором отстает от возрастной нормы формирование всех компонентов речи:

  • Фонетико – фонематических процессов и слоговой структуры слова: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, фонематического слуха и фонематического восприятия.
  • Общих речевых навыков: темпа, ритма, интонации, голосовых характеристик, выразительности, тембра, речевого дыхания.
  • Лексико – грамматического строя: объема и качества словаря, словообразования,

словоизменения, согласования слов в предложении, употребления предлогов.

  • Связной речи: диалогической речи, монолога (пересказа, рассказа: по сюжету, серии картин, из личного опыта, по опорным картинкам, описательный, творческий и т.д.).

Важно помнить:

1. Речь бывает «пассивной» (понимание) и активной (собственно говорение). Формирование, развитие и коррекция речи идет в направлении от понимания к «разговору».

2. Невербальные средства общения - мимика и жесты - при речевом нарушении могут компенсировать трудности в речевом высказывании.

3. Особенности речи могут провоцировать нежелание общаться: дети замкнуты, в речевом плане малоактивны, что затрудняет обучение, развитие и коррекцию.

4. Речь – одна из сторон психического развития. Нельзя корректировать и развивать речь изолированно от восприятия, внимания, памяти, мышления.

5. Пространственные и временные представления характеризуются многочисленными  ошибками в определении левой – правой стороны, путают понятия вверху – внизу, спереди – сзади; утро – день – вечер – ночь; день недели – месяц – часть суток; вчера – сегодня – завтра. Им трудно сориентироваться при речевых оборотах, типа «возьми мяч под стулом справа от дивана».

6.Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, часто неадекватностью поведения.

7. Прослеживается зависимость между развитием моторики пальцев рук и уровнем сформированности речи.

Существует 4 уровня общего недоразвития речи:

  От лепетной речи до развернутой фразы с элементами фонетико – фонематического недоразвития. Каждый уровень требует разработки индивидуальной программы коррекции. Существует педагогическая и медицинская классификация речевых нарушений. В заключении ПМПК (психолого – медико – педагогической комиссии) фиксируется, например, «ОНР (II уровень речевого развития). Дизартрия». Таким образом, отражается специфика органических нарушений и определяется набор специальных методов и приемов коррекции. Алалия, дизартрия – часто встречающиеся патологии. Так что же это такое?

  При дизартрии нарушается звукопроизношение и просодика речи (голосовые характеристики, тембр, темп, ритм, интонация и т.д.), в результате органической недостаточности «снабжения, питания» речевого аппарата. Может наблюдаться нечленораздельное звучание речи («каша во рту»). Степень нарушения зависит от «места» поражения в центральной или периферической нервной системе.

Алалия – отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Часто при общении речь таких детей не понятна. Дизартрия и алалия могут быть разных форм и степени выраженности и требуют длительной коррекции.


Причины речевых нарушений:

- Инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

- Заболевания в первые годы жизни ребенка: вирусные инфекционные, особенно следующие друг за другом.

- Неблагоприятная наследственность с речевой патологией.

- Неблагоприятные условия окружения и воспитания.

- Употребление алкоголя и никотина во время беременности и др.

Специфика логопедической группы.

- Работа осуществляется по коррекционной программе.

- В группе работают учитель – логопед, два воспитателя, помощник воспитателя.

  •  В группе проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия. 
  • в соответствии с перспективным планом и заключениями ПМПК.
  • Количество детей ограниченно, на каждого заполняется речевая карта (по итогам обследования) и составляется индивидуальный план коррекции, развития и воспитания.
  • Воспитательские занятия ориентированы на речевые и психологические особенности детей.
  • Коррекционный год условно разделен на три периода обучения, каждый со своими задачами.

По их завершению проводятся мини педсоветы с подведением кратких итогов и определяется необходимость дальнейших действий индивидуально с каждым ребенком и в целом с группой.

  • Ежедневно воспитатели проводят коррекционно – развивающую деятельность по рекомендациям учителя – логопеда. (Существует «логопедический час» и тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей).

Требуется систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Для этого есть тетради методических рекомендаций учителя – логопеда родителям.

Каждую неделю по пятницам вы будете получать тетрадь с записью тех упражнений и игр, которые необходимо закрепить дома. Старайтесь не пропускать ни одного задания. Важно, чтобы Ваш ребёнок воспринимал материал в системе, а не обрывочно. Даже если ребёнок не посещает детский сад по болезни, рекомендации в его тетрадь будут вписаны своевременно, следовательно, Вам необходимо прийти в группу и получить их.

В понедельник тетрадь необходимо принести в группу. Именно в этот день начинается индивидуальная и подгрупповая совместная деятельность с ребенком по материалам домашних рекомендаций. За старательное выполнение упражнений дети получают поощрение.

Только при таком системном подходе можно добиться высоких результатов коррекции. (Часто 80% успеха – это предел возможного). Нельзя забывать, что помимо речевого заключения у детей «присутствуют» сопутствующие диагнозы. Они требуют единства усилий логопеда, воспитателей и родителей.

  Индивидуальные занятия проходят в логопедическом кабинете 2 -3 раза в неделю.

  Надеемся на взаимную родительскую потребность активно участвовать в жизни детского сада и логопедической группы.

Спасибо за внимание!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская агрессивность:проявление,причины,пути преодоления

Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: "От...

"Причины возникновения и пути преодоления страхов у детей дошкольного возраста"

Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. Корни пробле...

Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.

Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.Капризы и  упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладева...

"Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления"

Капризы и  упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимод...

Статья на тему: "Куклотерапия как один из эффективных путей преодоления страхов у детей 5-6 лет"

Актуальность темы заключается в исследовании эмоций детей, коррекции нарушений их эмоциональных состояний. Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведан...

Статья на тему: Агрессия в детском возрасте: причины появления и пути преодоления

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям ил...