Главные вкладки

    Тема: «ОНР - что это такое? Причины. Пути преодоления»
    статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Гольцова Светлана Александровна

    ОНР – речевое нарушение у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором отстает от возрастной нормы формирование всех компонентов речи:

    ·         Фонетико – фонематических процессов и слоговой структуры слова: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, фонематического слуха и фонематического восприятия.

    ·         Общих речевых навыков: темпа, ритма, интонации, голосовых характеристик, выразительности, тембра, речевого дыхания.

    ·         Лексико – грамматического строя: объема и качества словаря, словообразования,

    словоизменения, согласования слов в предложении, употребления предлогов.

     

    ·         Связной речи: диалогической речи, монолога (пересказа, рассказа: по сюжету, серии картин, из личного опыта, по опорным картинкам, описательный, творческий и т.д.).

    Причины речевых нарушений:

    - Инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

    - Заболевания в первые годы жизни ребенка: вирусные инфекционные, особенно следующие друг за другом.

    - Неблагоприятная наследственность с речевой патологией.

    - Неблагоприятные условия окружения и воспитания.

    - Употребление алкоголя и никотина во время беременности и др.

    Специфика логопедической группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для родителей21.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «ОНР - что это такое? Причины. Пути преодоления»

    ОНР – речевое нарушение у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором отстает от возрастной нормы формирование всех компонентов речи:

    • Фонетико – фонематических процессов и слоговой структуры слова: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, фонематического слуха и фонематического восприятия.
    • Общих речевых навыков: темпа, ритма, интонации, голосовых характеристик, выразительности, тембра, речевого дыхания.
    • Лексико – грамматического строя: объема и качества словаря, словообразования,

    словоизменения, согласования слов в предложении, употребления предлогов.

    • Связной речи: диалогической речи, монолога (пересказа, рассказа: по сюжету, серии картин, из личного опыта, по опорным картинкам, описательный, творческий и т.д.).

    Важно помнить:

    1. Речь бывает «пассивной» (понимание) и активной (собственно говорение). Формирование, развитие и коррекция речи идет в направлении от понимания к «разговору».

    2. Невербальные средства общения - мимика и жесты - при речевом нарушении могут компенсировать трудности в речевом высказывании.

    3. Особенности речи могут провоцировать нежелание общаться: дети замкнуты, в речевом плане малоактивны, что затрудняет обучение, развитие и коррекцию.

    4. Речь – одна из сторон психического развития. Нельзя корректировать и развивать речь изолированно от восприятия, внимания, памяти, мышления.

    5. Пространственные и временные представления характеризуются многочисленными  ошибками в определении левой – правой стороны, путают понятия вверху – внизу, спереди – сзади; утро – день – вечер – ночь; день недели – месяц – часть суток; вчера – сегодня – завтра. Им трудно сориентироваться при речевых оборотах, типа «возьми мяч под стулом справа от дивана».

    6.Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, часто неадекватностью поведения.

    7. Прослеживается зависимость между развитием моторики пальцев рук и уровнем сформированности речи.

    Существует 4 уровня общего недоразвития речи:

      От лепетной речи до развернутой фразы с элементами фонетико – фонематического недоразвития. Каждый уровень требует разработки индивидуальной программы коррекции. Существует педагогическая и медицинская классификация речевых нарушений. В заключении ПМПК (психолого – медико – педагогической комиссии) фиксируется, например, «ОНР (II уровень речевого развития). Дизартрия». Таким образом, отражается специфика органических нарушений и определяется набор специальных методов и приемов коррекции. Алалия, дизартрия – часто встречающиеся патологии. Так что же это такое?

      При дизартрии нарушается звукопроизношение и просодика речи (голосовые характеристики, тембр, темп, ритм, интонация и т.д.), в результате органической недостаточности «снабжения, питания» речевого аппарата. Может наблюдаться нечленораздельное звучание речи («каша во рту»). Степень нарушения зависит от «места» поражения в центральной или периферической нервной системе.

    Алалия – отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Часто при общении речь таких детей не понятна. Дизартрия и алалия могут быть разных форм и степени выраженности и требуют длительной коррекции.


    Причины речевых нарушений:

    - Инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

    - Заболевания в первые годы жизни ребенка: вирусные инфекционные, особенно следующие друг за другом.

    - Неблагоприятная наследственность с речевой патологией.

    - Неблагоприятные условия окружения и воспитания.

    - Употребление алкоголя и никотина во время беременности и др.

    Специфика логопедической группы.

    - Работа осуществляется по коррекционной программе.

    - В группе работают учитель – логопед, два воспитателя, помощник воспитателя.

    •  В группе проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия. 
    • в соответствии с перспективным планом и заключениями ПМПК.
    • Количество детей ограниченно, на каждого заполняется речевая карта (по итогам обследования) и составляется индивидуальный план коррекции, развития и воспитания.
    • Воспитательские занятия ориентированы на речевые и психологические особенности детей.
    • Коррекционный год условно разделен на три периода обучения, каждый со своими задачами.

    По их завершению проводятся мини педсоветы с подведением кратких итогов и определяется необходимость дальнейших действий индивидуально с каждым ребенком и в целом с группой.

    • Ежедневно воспитатели проводят коррекционно – развивающую деятельность по рекомендациям учителя – логопеда. (Существует «логопедический час» и тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей).

    Требуется систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Для этого есть тетради методических рекомендаций учителя – логопеда родителям.

    Каждую неделю по пятницам вы будете получать тетрадь с записью тех упражнений и игр, которые необходимо закрепить дома. Старайтесь не пропускать ни одного задания. Важно, чтобы Ваш ребёнок воспринимал материал в системе, а не обрывочно. Даже если ребёнок не посещает детский сад по болезни, рекомендации в его тетрадь будут вписаны своевременно, следовательно, Вам необходимо прийти в группу и получить их.

    В понедельник тетрадь необходимо принести в группу. Именно в этот день начинается индивидуальная и подгрупповая совместная деятельность с ребенком по материалам домашних рекомендаций. За старательное выполнение упражнений дети получают поощрение.

    Только при таком системном подходе можно добиться высоких результатов коррекции. (Часто 80% успеха – это предел возможного). Нельзя забывать, что помимо речевого заключения у детей «присутствуют» сопутствующие диагнозы. Они требуют единства усилий логопеда, воспитателей и родителей.

      Индивидуальные занятия проходят в логопедическом кабинете 2 -3 раза в неделю.

      Надеемся на взаимную родительскую потребность активно участвовать в жизни детского сада и логопедической группы.

    Спасибо за внимание!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Детская агрессивность:проявление,причины,пути преодоления

    Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: "От...

    Детская агрессивность:проявление,причины,пути преодоления

    Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: "От...

    "Причины возникновения и пути преодоления страхов у детей дошкольного возраста"

    Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. Корни пробле...

    Курсовая работа на тему "Причины формирования агрессивного поведения детей дошкольного возраста, формы проявления, пути преодоления."

    Курсовая посвящена теоретическому исследованию причин формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....

    Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.

    Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.Капризы и  упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладева...

    Статья на тему: "Куклотерапия как один из эффективных путей преодоления страхов у детей 5-6 лет"

    Актуальность темы заключается в исследовании эмоций детей, коррекции нарушений их эмоциональных состояний. Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведан...