Консультация для родителей
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Рыбак Мария Александровна

В консультации доступным языком даётся информация о причинах речевых растройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Почему ребёнок молчит?393.39 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Моё\картинки\956923200.png

Консультация логопеда

Почему ребёнок молчит?

        «Почему мой малыш молчит? Почему он говорит, но очень мало, плохо? В чём причина задержки речи?» - эти вопросы нередко задают родители детей 1 – 3 годов жизни.

        Действительно, по данным отечественных и зарубежных исследователей, число дошкольников с нарушениями в речевом развитии постоянно растёт. В чём причина и каков характер этих нарушений? Сначала следует проанализировать условия, которые влияют на развитие речи.

        У маленького ребёнка процессы понимания речи близких людей и собственное говорение развиваются в тесном единстве. Для этого необходимо, чтобы у него было хорошее слуховое восприятие, активно работал головной мозг. Однако это далеко не всё. Важно также, чтобы речевой аппарат малыша был подготовлен к произношению звуков, а рядом находились близкие – мама, папа, другие родственники, которым малыш будет стремиться подражать.

       Названные условия успешного развития речи – не единственное, но главное. Что же происходит, если какое-то из них не обеспечивается?

       Речь – это не только произношение слов и предложений, но и понимание того о чём говорят окружающие. Первой из возможных причин задержки появления речи или её отсутствия может быть нарушение слуха. Известно, что даже небольшое снижение остроты слуха может существенно тормозить речевое развитие. Если же слуховая функция нарушена значительно, то развитие речи малыша без вмешательства особых специалистов – сурдопедагогов – не происходит совсем.

      Сегодня разработаны эффективные методики выявления нарушений слуха у детей первых лет жизни. Поэтому, когда у родителей или детского терапевта возникает хотя бы малейшее подозрение на нарушение слуха как возможную причину затруднений в речевом развитии ребёнка, обязательно нужна консультация специалиста. При своевременном начале своевременной работы в этом направлении успехи в развитии речи могут быть очень значительными.

       Речь – это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга (М.М. Кольцова). Поэтому вторая причина задержки речевого развития – неполноценная работа отдельных участков головного мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Именно человеческий мозг обеспечивает понимание слышимых слов, здесь же создаются и программы движений, нужные для произнесения отдельных звуков и целых фраз. А дальше – в момент говорения – мозг подаёт необходимые команды органам дыхания, голосовому и артикуляционному аппаратам.

      Если работа какого-либо участка головного мозга несовершенна, могут возникнуть различные по своим проявлениям отклонения в развитии речи. В логопедии – науке, изучающей нарушения речи у детей и взрослых, - накоплен большой опыт коррекции самых разных речевых дефектов. Но для выбора нужной методики логопед должен познакомиться не только с речевыми особенностями малыша. Ему важно знать, каковы были условия его раннего психофизического развития и сегодняшняя атмосфера семьи, кто из близких людей общается с ним в течении дня, с кем малыш охотно играет и т.д.

    Сроки логопедической работы напрямую определяются причинами и характером выявленных дефектов речи. Так, если недостатки речи носят преходящий (возрастной) характер или слабо выражены, логопед может предложить посещать консультативные занятия (1 – 2 раза в месяц). А вот систематические – 2 – 3 раза в неделю – занятия будут рекомендованы, когда необходима значительная активизация речи вашего малыша. В обоих случаях обязательно потребуется дополнительная работа с ребёнком и в семье.

    К сожалению, опыт показывает: родители обращаются за помощью, лишь когда ребёнку исполнилось 5 или даже 6 лет. Безусловно, и в этом возрасте логопедическая работа будет иметь результат. Но чем раньше её начать, тем более развитой окажется речь ребёнка к моменту поступления в школу.

    Консультация логопеда особенно важна в тех случаях, когда в основе речевых недостатков лежит ещё одна, третья, причина – нарушения в строении речевого аппарата.  Здесь вновь только логопед поможет установить их причины и характер, подобрать коррекционную методику, а при необходимости направить ребёнка с родителями на консультацию к специалистам (например, к врачу - ортодонту, если произношению мешает короткая уздечка языка или неправильный прикус).

     Четвёртая причина задержки в речевом развитии малыша – низкое качество окружающей его «питательной» речевой среды. Не секрет, что недостаточное развитие речи очень часто наблюдается у воспитанников домов ребёнка. У них достаточно ярких игрушек, им обеспечен хороший уход и присмотр, но шансы на общение со взрослыми – длительное, окрашенное положительными эмоциями и стимулирующее развитие их собственной речи – при этом невелики. Это приводит к задержке речевого развития с самых первых месяцев жизни, которую потом чрезвычайно сложно преодолеть.

       Вот почему так важно правильно организовать и поддерживать режим речевого и игрового общения в семье, формировать у малыша интерес к совместным играм и другим занятиям, желание обратиться ко взрослому с вопросом или за помощью, поддержкой.

      Таким образом, значимым компонентом речевой среды является речь взрослых. Основные требования к ней достаточно просты:

- речь близких ребёнку людей должна быть грамматически и фонетически правильной, точной, ясной, эмоционально выразительной, образной;

- темп речи размеренным, а её громкость достаточной (но не чрезмерной);

- по форме и тону – безупречно вежливой;

 - содержание и качество речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересов детей, опираться на их опыт.

       Итак, определённые предпосылки для развития речи заданы самой человеческой природой. А вот для того, чтобы малыш научился понимать окружающих и активно использовать речь как средство общения и познания мира, требуется забота всех членов семьи с самых первых дней его жизни.  

Уважаемые родители! Желаем успехов Вам в воспитании ваших детей!

Подготовила: учитель-логопед Рыбак М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...