Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Очир-Горяева Валентина Николаевна

 Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – вороны» и др.) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrekomendats.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей логопедических групп

Тема: «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»

 Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки – вороны» и др.) приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Ещё в 1928 году  В.А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук, на развитие речи. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности  пальцев рук. Была выявлена следующая закономерность: если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть N и выше N. Движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка.  Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия.  

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений пальцев рук, происходит в процессе  взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром.  Манипуляции с предметами осваиваются ребёнком через научение в процессе его общения с взрослым.   Известно, что онтогенетическое развитее руки ребёнка начинается с ощупывательных и хватательных движений. Захватывая находившиеся вблизи предметы (игрушки) манипулируя ими, ребёнок при помощи руки приобретает свои первые ответы в познании окружающего его предметного мира. Рука, таким образом, постепенно развивается в  усложняющейся предметной деятельности и становится не только воспринимающим наряду с ухом и глазом, но и творящим органом.

Дети с задержкой речевого развития нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно точно координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками. Для коррекции  этих нарушений нужна работа над мелкой моторикой, так как кинетические ощущения, идущие от пальцев рук, несут в кору головного мозга дополнительную энергию. В связи  с этим предусматриваются  воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Все упражнения задания, игры способствуют воспитанию внимания, произвольному переключению движений, торможению ненужных движений и активизации необходимых.  Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, то резко увеличивается согласованная деятельность лобной и височной долей мозга, где расположены двигательный и понятийный центры  речи.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастикой.

Гимнастика для рук

1. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.

2. Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой, развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.  

3. Руки согнуть, кисти к плечам, сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.

4. Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, повторить упражнение из положения руки вверх.

5. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.

6. Руки вытянуты вперёд, напряжены поочередно сжимать и разжимать пальцы рук в кулак.

7. Руки вытянуты вперёд, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперёд.

8. Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.

9. Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.

10. Руки положить на стол, поочерёдно сгибать пальцы.

В стороны руки ими помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

Игры с ладонями

 «Быстрые ладошки».

Надо пару подобрать

Да лицом друг к другу встать.

Если чистые ладошки –

Значит можно начинать.  

Важно -  строго по порядку

Всё быстрее, без оглядки

Так в ладони ударять, чтоб самим на удивленье

Все семнадцать упражнений

Без ошибок показать!  

Не прохлопать, не зевнуть,

Так держать к победе путь!

Если здорово играть,

Можно лучшей парой стать!  

В состязании проворном,

Интересном и задорном,

Кто точнее и быстрее,

Кто всех лучше и резвее?  

Вот она как! Вот как он!

Эта пара – чемпион!  

Погреемся

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем  

Их сжимаем, разжимаем.  

Играя с ладонями, используются различные потешки, считалки, чистоговорки.  

Все упражнения и игры должны быть доступны большинству детей группы. Если кто-то из детей затрудняется в самостоятельном выполнении движений, то он  выполняет эти движения пальцами пассивно, т.е. с помощью взрослого.  В дальнейшем в результате тренировок пальцевые движения совершенствуются, и дети выполняют их активно, без посторонней помощи. Делать пальчиковую гимнастику можно в любое время – перед занятием, во время занятия, в свободное время.  

В качестве упражнений дети изображают с помощью пальцев различных животных   (зайца, козу, собаку, волка… –   пальчиковый театр) и выполняемые ими действия (зайцы машут ушами, коза бодает, собака бежит…), различные предметы и объекты (стол, крышу, деревья…).  Такая необычная игровая деятельность вызывает у дошкольников интерес и положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию их произвольного внимания, двигательной памяти, воображения и других психических процессов. Разученные пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры и занятия с пальчиками, закрепляя и совершенствуя приобретённые навыки и умения.  

Направленность упражнений может быть различной.  С помощью одних развивается удержание кисти в определённой позе – статическая координация.  Предлагаю примерами таких упражнений :  

- «Заяц» И.п. – сидя на стуле, локоть руки опирается на крышку стола. Указательный и средний пальцы, ведущей руки,  выпрямлены и разведены в стороны, остальные пальцы сжаты в кулак.

-  «Коза» И.п. – тоже. Пальцы тренируемой руки сжаты в кулак, указательный палец и мизинец выпрямлены.

-  «Собака» И.п. – тоже.  Большой, средний и безымянный пальцы соединены между собой подушечками. Указательный палец и мизинец согнуты и подняты вверх.  

Другие упражнения развивают переключение с позы на позу, дифференцированные движения пальцев рук, координированную работу (одновременную и последовательную, одинаковую и противоположную) кистей обеих рук – динамическая переключаемость.

Примерами такой направленности являются следующие упражнения:  

-«Ладонь – кулак». И.п. – сидя, рука на столе ладонью вниз. 1 – кисть руки приподнять, сжать в кулак. 2 – опустить кулак на стол, 3 – приподнять кисть, сжатую в кулак, распрямить пальцы, 4 – опустить кисть на стол ладонью вниз (двумя руками упражнение может выполняться одновременно и последовательно, с одинаковыми или противоположными движениями).  

- «Пальчики здороваются». И.п. – сидя,  рука опирается на локоть. Кончик большого пальца поочерёдно (1 – 4) соприкасается с кончиками других пальцев.  

- «Птичка пьет водичку». И.п. – левая рука в кулаке, сверху оставлено отверстие (бочонок с водой). Большой и указательный пальцы правой руки распрямлены и соединены в виде клюва, остальные сжаты в кулак («птичка»). 1 – соединённые вместе большой и указательный пальцы правой руки вставить сверху в отверстие левой руки, 2 – и. п., 3 – тоже.

  

На расслабление мышц пальцев и кистей рук направлены следующие примерные упражнения:  

- «Кулачки». И.п. – сидя,  руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулаки. 1 – пальцы разжать, кисти расслабить, 2 – и.п., 3 – 4 тоже (может выполняться двумя руками одновременно и последовательно).

- «Маляры». И.п. – руки перед собой ладонями вниз, кисти расслаблены. 1 – взмах кистями вверх, 2 – кисти вниз, расслабить, 3 – 4 тоже.

- «Весёлый оркестр» Имитация игры на различных музыкальных инструментах (пианино, дудочка, баян).  

Координационная-речевая игра «Бубен»

Данная модель многовариантна, что позволяет использовать её в работе с детьми разного возраста.  

Перед началом игры детям показывают бубен, демонстрируют, как на нём играют, дать малышам возможность позвенеть бубном, ударить в него и т.д.  А потом предложить поиграть на нём правильно. Для этого нужно всем вместе выполнить следующее упражнение:

1 вариант – средняя группа.

Речедвигательная игра без включения инструмента может быть использована в работе с детьми среднего возраста для освоения приёмов игры на нём. Проговаривать текст, имитируя движения рук, используемые в игре на бубне.

«Дили-дили» - встряхнуть перед собой кистью правой руки.

«Дон» - хлопок в ладоши.

Дети повторяют движения.

2 вариант – старшая группа.

Речевая игра с бубном используется для закрепления навыков игры на инструменте.

Проговаривать текст, играя в бубен.

«Дили-дили» - встряхнуть бубен  правой рукой.

«Дон» - ударить левой ладошкой.

Дети повторяют движения.

3 вариант – подготовительная группа.

Дети сидят на стульчиках в кругу и держат бубен в правой руке. Все вместе дети проговаривают текст и играют на бубнах.  

Бубен весело звенит!

Дили – дили – дон!  Дили – дили – дон!

Ребятишек веселит!  

Дили – дили – дон!  Дили – дили – дон!  

            Бубен спой ещё разок!

Дили – дили – дон!  Дили – дили – дон!

Твой чудесен голосок!  

Дили – дили – дон!  Дили – дили – дон!

Также со среднего возраста использовать в  работе разнообразные игры с пуговицами, шнурками, кубиками, бусинками,  мозаикой.  

Игры с пуговицами

Учить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках, (по мере того, как дети взрослеют перейти к кукольным вещам).

Игра «Подбери цветок»- подобрать цветок определённого цвета (формы) и одеть на пуговицу того же цвета (формы).

                           Ковролиновый конструктор «Застёжки-растёжки»

В набор входит большое поле-ковёр, к которому с помощью липучек прикрепляются детали, набор цветных карточек с сюжетами разного уровня сложности. Складывая фигурки мальчика или девочки, к одежде которых прикреплены пуговицы, ленточки, застёжки и кнопки. Ребёнок может тренироваться в умении обращаться с этими важными элементами одежды.

Игры со шнуровкой

Берётся ронгалитовая  пластинка, на которой в определённой последовательности сделаны отверстия. Задания могут быть  различные, например:

  1. Протянуть шнурок последовательно через все отверстия.
  2. Протянуть шнурок, пропуская  одну дырочку.
  3. Протянуть шнурок, пропуская две дырочки и т. д.
  4. Выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
  5. Завязать узел, бант и т. д.

           Выполнению этих заданий предшествует моё объяснение  и показ. Учитывая навык ребёнка, можно предложить ему выполнить различные узоры, соблюдая принцип постоянного усложнения задания.

Игры с кубиками

- Перед ребёнком выставлено  несколько кубиков  одинакового размера. Ребёнок должен самостоятельно поставить один кубик на другой кубик, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

- Заранее построить башни из больших и маленьких кубиков.

Цель:  научить ребёнка по образцу выполнять простейшие операции со строительным материалом.  

-  «Дорожка» - выкладывание плашмя нескольких кирпичиков.  

- «Заборчик» - выкладывание на ребро нескольких кирпичиков.  

- «Две дорожки» - соединить поперечными палочками.

-  «Скамеечка» - строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

-  «Столик» - делается так же как скамейка, поперечная планка накладывается на один кубик.

-  «Ворота» - кирпичики ставятся перпендикулярно  к планке.   

 

Для развития мелких движений использовать различные виды мозаик. Сначала брать материалы более крупного размера, а затем - меньшего.

Игры с бусинками

Очень нравятся детям игры с бусинками.

На столе бусинки разного размера и одного цвета  или одного размера, но разных цветов.

Предложить самостоятельно выполнить несколько вариантов задания, например:

Составить бусы, где чередуются большие маленькие  бусинки, красные и синие, красные и белые… При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал  нитку в отверстия бусинок, но и,  удерживал в памяти определённую последовательность по цвету или размеру. Если выполнение задания вызывает у ребёнка трудности, тогда задание нужно расчленить, предложить сначала отбирать и нанизывать бусинки одного цвета или одной величины. Все выполненные работы сопровождаются объяснением со стороны ребёнка, почему он сделал так, а не иначе.  

    Играя,  в эти игры у ребёнка развивается не только мелкая моторика рук, но и психические процессы, связанные с речью.  

 

 С переходом в старшую группу ко всему выше перечисленному нужно добавить:

- Игры со счётными палочками -  дети выкладывают контуры предметов по схеме – образцу  (очень важен не только контур предмета, но и количество счётных палочек, из которых состоит предмет), печатают буквы, слоги; а в подготовительной группе слова и предложения.  

- Игры с проволокой – наматывание её на карандаш (изготовление пружинок, спиралей, жуков).

-  Игры с клубками ниток – смотай клубок из двух один, из одного два.  

- Игры с крупами – перебери крупу «Я крупу перебираю, мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами рис от гречки отлечу».

-  Игры с песком.

-  Игры с семенами – выложить букву, слог, предложение и т.д.  

Особое внимание уделять развитию графических навыков. На индивидуальных занятиях в старшей логопедической группе в тетрадях в крупную клетку выполнять различные задания: рисовать простым карандашом – палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая всё это в  клеточках. Затем постепенно переходить к более сложным рисункам. Вся работа должна сопровождаться забавными стихами, чтобы заинтересовать  детей и оживить однообразную работу. Делая тот  или иной рисунок, ребёнок не только выполняет движения рукой,  но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как постепенно заучиваются.  И ребёнок уже не произвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинает произносить строчки из них. Таким образом, идёт оречевление производимых действий.  

В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно.  По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребёнок должен хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом.  Если работа вызывает затруднения, точками наметить предстоящую работу. С помощью этой опоры ребёнок учится правильно вести линию, не «выезжать»  за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку не стоит переходить до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны.  

        После овладения играми, развивающими мелкую моторику, добавить игры, развивающие мелкую моторику и связную речь

Игры-диалоги.

            Медведь

-Ты куда идешь, медведь?

- В город, ёлку поглядеть.

- Да на что тебе она?

- Новый год встречать пора.

 -Где поставишь ты её?

- В лес возьму, в своё жильё.

- Что ж не вырубил в лесу?

- Жалко. Лучше принесу.  

- Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- Что вы, ручки, работали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы глазки помогали?

- Мы искали да смотрели,

- Все пенёчки оглядели.

      Обувь

- Был сапожник?

- Был!

- Шил сапожки?

- Шил.

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки.  

После игр – диалогов, добавить игры позволяющие тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовать координацию движений. У ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков,  что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений. Нормализация темпа и  ритма общих движений, умение быстро воспринимать и воспроизводить различные ритмические структуры помогают ребёнку правильно оформить речь.

Пилильщики

 (упражнение на развитие боковых мышц и точное сочетание речи и движения, выработка ритма и темпа речи).

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала

Начинай сначала.

И.П. Дети стоят парами лицом друг к другу. Руки скрещенные. Одна нога  выставлена вперёд, другая назад.

1- 8 – дети двигают руками вперёд – назад.

9 – 10 – дети опускают броском руки вниз.

11 – 12 – дети меняются  друг с другом местами.

          В результате изучения современной методической литературы, учитывая диагностические данные детей, с нарушениями речи, можно сделать следующий вывод:  коррекционная работа над мелкой моторикой даёт положительный результат на развитие их речи, совершенствует психические процессы, связанные с речью:  память, мышление, внимание; улучшает усвоение навыков письма будущих школьников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

15.05.2020 Мастер- класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики рук для успешного овладения письмом "

Мастер- класс для родителей на тему:"Развитие мелкой моторики рук для успешного овладения письмом "Цель: Познакомить и научить родителей применять предложенные игры и упражнения в ...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Для развития речи детей необходимо больше уделять внимания на развитие мелкой моторики рук....

Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Программа саморазвития воспитателя Басковой ЮА Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

План по самообразованию в младшей группе . Тема: «Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи у дошкольников через дидактические игры»

Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры....

Методические рекомендации для педагогов «Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью»

Цели:1. Развивать двигательную активность пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику пальцев, готовить руку ребёнка к письму.2. Развивать активный и пассивный словарь детей.3. Развивать объяснитель...