Программа дополнительного образования '' Буковка '' по развитию фонематического восприятия и обучения чтению дошкольников 5-6 лет
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Мартынова Татьяна Михайловна

    Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучению чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

 

Если у 5-6 летнего ребёнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а за тем вновь (через год) возбуждать это стремление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_bukovka_starshaya_gruppa.docx44.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад  № 24 «Родничок» г. Вольска Саратовской области»

Программа  дополнительного образования

'' Буковка ''

по развитию фонематического восприятия

и  обучения  чтению

дошкольников  5-6 лет

                                                                   Автор программы:

                                                                                      учитель-логопед

                       I квалификационной

                                                              категории

Мартынова Т.М.

г. Вольск

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

Пояснительная записка.

Цели и задачи программы.

Основные принципы и подходы.

Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

Предполагаемые результаты.

2. Содержательный раздел

Структура работы кружка.

Учебный план кружка.

Структура занятий.

Контроль реализации программы.

Перспективный план кружка.

3. Организационный раздел

Описание материально технического обеспечения и развивающей среды для реализации программы.

4. Краткая презентация программы

1.Пояснительная записка

    Конечно, важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь, способность различать звуки, развивать способность слушать и слышать. Однако многие дети задолго до школы проявляют интерес к умению читать, эта же проблема волнует и родителей, поэтому часто можно наблюдать картину, когда человек, не владеющий методикой обучения чтению, берётся за это, в результате ребёнка учат читать неправильно, неквалифицированное обучению чтению создаёт массу трудностей при дальнейшем обучении. Сложнее переучить, чем научить.

Если у 5-6 летнего ребёнка есть желание научиться читать, зачем же искусственно тормозить, а за тем вновь (через год) возбуждать это стремление.

*Цель программы: подготовить дошкольников к обучению, познакомить с буквами, как знаками записи известных им звуков

Задачи программы:

  • в  игровой форме ввести детей в письменность;

  • способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей;

  • познакомить с терминами: звук, гласный, согласный, слог, слово, предложение

  • развивать умение печатать буквы развивать мелкую моторику пальчиков.
  • развивать внимание, умение думать, слушать и слышать, желание читать.
  • воспитывать старательность, усидчивость.

  • воспитывать любовь к чтению.

Процесс обучения чтению строится на общедидактических и специфических принципах:

1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Значимые для разработки и реализации программы характеристики.

Программа «Буковка» - это интегрированный курс, который представляет собой обучение чтению, первоначальная практическое знакомство с грамматическими категориями, языковыми явлениями. Развитие речи идет параллельно с обучением грамоте.

Одновременно ведется подготовка руки ребенка к письму – овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Игры, стихи, рассказы, загадки, сказки, используемые на кружковых занятиях подбираются так, чтобы развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие, воображение.

Ожидаемые результаты.

 

В конце года дети 5-6 лет должны:

- хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»;

- различать гласные и согласные звуки;

 - правильно ставить ударение в знакомых словах

-делить слова на слоги;

-определять место звука в слове;

-давать характеристику звуку;

-точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

-владеть позой пишущего человека;  

-ориентироваться на листе;

- рисовать разнообразные линии

Для определения результативности занятий по данной программе используется диагностика, отражающая уровень развития каждого воспитанника (проводится в декабре и в мае). Методика обследования речевого развития детей(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

2. Содержательный раздел

Структура работы кружка.

Обучение и развитие воспитанников происходит в игровой форме.

На развитие фонематического и речевого слуха, звукобуквенного анализа и синтеза положительно влияет использование различных фонетических игр, задания по выделению звука из состава слова, определению его места, по составлению звуковых схем.

Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания используются буквы, иллюстративный материал.

Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует использование на занятиях пословиц, поговорок, загадок, стихов; задания игрового характера.

Формированию мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счет проведения зрительной гимнастики, смены статических поз, проведения физкультминуток с речевым содержанием, упражнения для коррекции мелкой моторики.

Программа рассчитана на один год обучения в количестве 32 часов.

  1. Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 25 мину. Предполагаемая наполняемость групп 12-15 человек. Планируется провести 32 занятий за учебный год.
  2.  Программа включает работу по группам, коллективную самостоятельную деятельность. Формы организации образовательного процесса. Основной формой организации образовательного процесса является групповое обучение. Формы проведения самые разнообразные: игра, путешествие, спектакль, встреча со сказочным героем, соревнование, конкурс, и т.п.

Структура занятий

1. Организационный момент. ( Дидактическое упражнение на развитие внимания, памяти,  динамического  праксиса рук, на формирование пространственно-временных представлений )

2. Знакомство со звуком. (Название, артикуляция, характеристика, символ звука  )

3. Фонетическое упражнение на звукоподражание.

4 Дидактические игры на развитие фонематического восприятия. ( Выделение данного  звука из ряда  других звуков, слогов, слов )

5. Физкультминутка.

6. Знакомство с буквой. ( Название, графическое изображение, игры с буквой ).

7. Звуко-слоговой анализ слов. ( Выкладывание схемы слов с помощью цветовых символов ).

8. Индивидуальная работа детей с разрезными азбуками. ( Составление слогов, слов из букв, чтение ).

9. Итог занятия. ( '' С чем мы сегодня познакомились на занятии?'', '' Что больше всего понравилось?'' . Отмечать работу всех и каждого ребенка в отдельности только с положительной стороны.

Примечание:1. Структура занятий может изменяться в зависимости от материала.

    * Оборудование

  • Подвижная азбука используется для знакомства с буквой и для составления слогов и слов .
  • Магнитная доска
  • Индивидуальные разрезные азбуки.
  • Индивидуальные карточки для определения позиции звука в слове.
  • Картинки, игрушки и др. наглядность.

Контроль реализации программы.

Контроль над выполнением программы осуществляет заведующей МДОУ, заместитель заведующей по ВМР.

Контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального

развития ребѐнка.

Применяемые методы контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всем ее протяжении и реализации.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач.

Ход выполнения программы и ее отдельных мероприятий рассматривается на заседаниях  Педсовета.

Перспективный план работы с воспитанниками

№ занятия

Задачи

Занятие 1

«Мир слов, окружающих нас»

«Мир слов, окружающих нас». Познакомить с миром звуков – живых и неживых. Познакомить с понятием слово (слово-предмет, слово-признак и слово- действие). Составляют предложения из слов. Формировать понятие «речь», «монолог», «диалог», «устная речь», «письменная речь».

Занятие 2

Звук и буква А

Познакомить детей с гласным звуком «а», буквой А. Ввести в словарь детей понятия «звук», «гласный звук». Учить определять место звука в словах. Делить слова на слоги, условно обозначать звук. Развивать фонематический и речевой слух. Обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности. Воспитывать интерес к азбуке, усвоению букв. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.12 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.9

Занятие 3

Звук и буква У

Познакомить детей с гласным звуком «у», буквой У. Учить определять место звука в словах. Показать артикуляцию звука. Определять количество слогов в словах. Учить читать слоги. Развивать устную речь детей. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.15 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с. 21

Занятие 4

Звуки и буквы А, У

Закрепление звуков А, У; соответственно — букв и слогов. (Дать понятие, что гласный, когда он один, образует слог.) Соотнесение произносимых и составленных .слов из разрезной азбуки большого формата со слоговой схемой.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.18

Занятие 5

Звук  и буква О

Познакомить детей с гласным звуком «о», буквой О. Формировать умение определять на слух место звука в словах, делить слова на слоги. Развивать фонематический слух, формировать умение слышать в словах звук «о». Активизировать в словаре детей прилагательные. Воспитывать желание активно участвовать в играх.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.18 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.12

Занятие 6

Звук и буква М

Познакомить детей с согласным звуком «м,мь», буквой М. Учить составлять из разрезной азбуки слоги и читать их. Ввести в словарь детей понятие «согласный». Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.20 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.69

Занятие 7

Звуки и буквы

А, У,О,М

Закрепить звуки «а», «у», «о», «м», Учить составлять из разрезной азбуки слоги и читать их. Развивать умение определять место звука в 3х позициях. Развивать внимание, логическое мышление. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 22

Занятие 8

Звук и буква С

Познакомить с согласным звуком «с,сь», буквой С. Формировать умение определять место звука в 3х позициях .Познакомить с ударным гласным звуком .Учить проводить з.а.с. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к загадкам, к чтению.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 24 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.28

Занятие 9

Звук и буква Х

Познакомить детей с согласным звуком «х, хь», буквой Х. Продолжать учить определять место звука в словах, количество слогов. Учить проводить з.а.с. Учить составлять предложения. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к чтению.

 Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.26 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.131

Занятие 10

Звуки и буквы

А, У,О,М, С, Х

Закрепить звуки и буквы: А,У,О,М,С,Х. Учить подбирать слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги. Формировать умение проводить з.а.с. Развивать у детей навык чтения слогов. Развивать фонематический слух. Воспитывать интерес к занимательным играм.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.32

Занятие 11

Звук и буква Ш

Познакомить с согласным звуком «ш», буквой Ш. Продолжать обучать детей з.а.с. Учить из букв, слогов составлять слова. Развивать фонематический и речевой слух. Воспитывать чувство юмора.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.34 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.113

Занятие 12

Звуки и буквы С, Ш

Учить сравнивать и различать звуки «с» и «ш». Продолжать обучение детей з.а.с. Учить распознавать и запоминать форму букв. Учить составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов. Развивать образное мышление, фонематический слух. Воспитывать интерес к загадкам.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.38

Занятие 13

Звук и буква Л

Познакомить детей с согласным звуком «л,ль», буквой Л. Учить определять на слух место звука в словах. Учить проводить з.а.с. Формировать навык чтения слогов, слов. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать интерес к загадкам. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.39 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.43

Занятие 14

Предложение

Обобщить знания об изученных гласных и согласных звуках. Формировать умение читать слоги. Учить составлять схемы предложения. Развивать фонематический слух. Воспитывать  интерес к коллективным играм.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 42

Занятие 15

Звук и буква Ы

Познакомить детей с гласным звуком «ы», буквой Ы, с артикуляцией звука «ы». Учить проводить з.а.с. Развивать фонематический слух. Упражнять детей в составлении и чтении слогов. Развивать умение сравнивать. Воспитывать интерес к чтению.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 45 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.18

Занятие 16

Звук и буква Н

Познакомить с согласным звуком «н, нь», буквой Н. Учить определять место звука в трёх позициях, проводить з.а.с, читать слоги. Развивать фонематический слух и творческое воображение. Воспитывать у детей доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 48 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.24

Занятие 17

Звук и буква Р

Познакомить детей со звуком «р,рь», буквой Р , с артикуляцией, характеристикой звука. Учить интонационно выделять звук р, проводить з.а.с. Учить составлять слоги и слова и читать их. Развивать фонематический речевой слух. Воспитывать интерес к совместным играм.

 Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 53 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.48

Занятие 18

Закрепление пройденного

Обобщить знания об изученных гласных и согласных звуках. Развивать умение различать гласные и согласные звуки. Развивать умение читать слоги, слова. Учить детей умению представлять предметы по их словесному описанию и давать описания разных предметов. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к занимательным упражнениям.

 Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 60

Занятие 19

Звук и буква К

Познакомить со звуком «к, кь», буквой К, с артикуляцией звука. Учить проводить з.а.с. Учить детей говорить ясно, чётко, закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова. Развивать внимание. Воспитывать интерес к чтению слогов, коротких слов; к занимательным упражнениям.

 Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с. 62 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.32

Занятие 20

Звук и буква П

Познакомить детей со звуком «п, пь», буквой п. Продолжать учить определять место звука в словах. Развивать умение читать слоги, слова. Упражнять детей в составлении простых и сложных предложений, учить понимать причины связи между явлениями. Развивать речь детей. Воспитывать интерес к чтению.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.73 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.63

Занятие 21

Звук и буква Т

Познакомить знакомит детей с согласным звуком «т, ть», буквой Т. Продолжать учить определять место звука в словах. Развивать умение читать слоги с договариванием до целого слова. Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнить представления о временах года. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к чтению. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.79 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.37

Занятие 22

Звук и буква И

Познакомить детей с гласным звуком «и», буквой И. Продолжать развивать умение определять место звука в словах, подбирать слова на заданный звук. Развивать навык чтения слогов, слов. Развивать умение определять количество слогов в словах. Воспитывать интерес к чтению.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.85 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.15

Занятие 23

Звук и буква З

Познакомить с согласным звуком «з, зь», буквой З. Учить определять место звука в словах, подбирать слова со звуком з. Учить проводить з.а.с. Развивать навык чтения слогов и  слов с различной силой голоса. Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность. Воспитывать интерес к словесным играм.

 Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.90 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.72

Занятие 24

Звук и буква В

Познакомить со звуком «в, вь», буквой В. Развивать умение называть слова с заданным звуком, навык чтения слогов с договариванием до целого слова. Развивать сообразительность, внимание. Воспитывать интерес к загадкам, чувство юмора. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.97 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.54

Занятие 25

Звук и буква Ж

Познакомить с согласным звуком «ж», буквой Ж. Продолжать учить проводить з.а.с. Развивать творческое воображение, внимание. Воспитывать интерес к занимательным играм, к чтению.

 Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.103 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.116

Занятие 26

Звук и буква Б

Познакомить со звуком «б, бь», буквой Б. Развивать речевой аппарат. Учить читать слоги с договариванием до целого слова. Продолжать учить проводить з.а.с. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать интерес к чтению.

Литература : Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.109 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.77

Занятие 27

Звук и буква Г

Познакомить детей со звуком «г, гь», буквой Г. Закреплять умение определять место звука в словах, подбирать слова на заданный звук. Упражнять детей в чтении прямых и обратных слогов, в умении составлять слова из слогов. Учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать речевое чутье.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.116 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.97

Занятие 28

Звук и буква Д

Познакомить детей со звуком «д, дь», буквой Д. Учить подбирать слова на заданный звук. Развивать навык чтения слогов с договариванием до целого слова. Учить проводить з.а.с. Развивать фонематический и речевой слух. Воспитывать интерес к занятию.

 Литература : Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.121 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.85

Занятие 29

Звук и буква Й

Познакомить детей со звуком «й», буквой Й. Учить сопоставлять букву и её графический образ; проводить з.а.с; согласовывать числительные с существительными. Развивать умение сравнивать. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к чтению.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.127 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.128

Занятие 30

Звуки и буквы Д, Т, И, Й

Закрепить звуки: д, т, и, й и буквы Д, Т, И, Й.Совершенствовать произношение звуков, вырабатывать правильную дикцию у детей. Учить проводить з.а.с., определять количество слогов. Учить подбирать однокоренные слова, составлять предложения. Развивать навык чтения слогов, слов. Воспитывать интерес к чтению, к занимательным играм.

Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.135

Занятие 31

Звук и буква Д

Познакомить детей с гласным звуком «э», буквой Э. Учить определять место звука в трёх позициях. Упражнять детей в чтении слов; учить описывать предмет. Развивать связную речь. Воспитывать интерес к участию в совместных играх. Литература: Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!» с.171 Т.Е.Ковригина «Занимательное обучение чтению» с.144

Занятие 32

Итоговое занятие

Закрепить пройденные звуки. Совершенствовать произношение звуков, вырабатывать правильную дикцию у детей. Учить проводить з.а.с., определять количество слогов. Учить подбирать однокоренные слова, составлять предложения. Развивать навык чтения слогов, слов. Воспитывать интерес к чтению, к занимательным играм.

3. Организационный раздел

Описание материально технического обеспечения и развивающей среды для реализации программы.

Перечень оборудования.

 1. Наборы дидактических игр

 2. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»

3. Пазлы с буквами.

 4. Проектор.

 5. Экран.

6. Ноутбук.

7. Настольно-печатные игры

8. Обучающие компьютерные игры «Веселая азбука», «АБВГДейка»

                                           Литература.

Астафьева Е. О. Играем, читаем, пишем. Спб: Детство – Пресс,2003

Агранович З.Е.  В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб, :ДЕТСТВО-ПРЕСС    2004.

Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие/ Н.С.Жукова. – М. : Эксмо, 2010. – 96с:ил.

Журова Л.Е., Варенцова Н. С, Дурова Н.В, Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. М; Школьная Пресса,2001

Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.

Парамонова Л. Дошкольное образование и его качество: Новые подходы к проблеме. - М. : Чистые пруды, 2009.

Шумаева Д.Г.  Как  хорошо уметь читать... Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. - СПб, : Акцидент, 1997.

Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. - М.: АРКТИ, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Методика обследования речевого развития детей

Диагностическое обследование по оценке эффективности работы, направленной на овладение воспитанниками чтением, проводится 2 раза в год с небольшим изменением диагностического материала. Что очень показательно для просмотра динамики развития воспитанников. Для этого, опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте.

Критерии.

Воспитанники:

- различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;

- могут разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности;

 - делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);

- дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);

Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические задания.

 1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

Педагог задаёт ребёнку вопросы:

 1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).

2. А сейчас что я назвала? (называет слоги).

3. Что я назвала сейчас? (называет слова).

 4. А сейчас что я назвала? (называет предложение).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.

Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого. Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.

 2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их последовательности. 

Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы: 1.Что я сейчас сказала?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какое слово первое? (второе, третье…)

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятельно. Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого. Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.

3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность). Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.

 Оценка результатов:

 Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.

Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку. Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.

4. Дифференцирует звуки.

Проведение исследования:

Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук ( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой).

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.

Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.

Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.

Диагностическое обследование воспитанников по программе дополнительного образования

Фамилия, имя воспитанника

Первичное обследование

Общий

уровень

Заключительное обследование

Общий

уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...

Перспективное планирование работы по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа

План включает в себя основные напраления  работы логопеда по формированию фонематического восприятия и навыков фонематического анализа у  детей старшей и подготовительной к школе групп...