Дидактические игры для развития речевого дыхания, подвижности мышц губ и языка.
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Сегидина Ольга Юрьевна

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бомотание, лепет).  Такие движение и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Лети, бабочка!»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Возраст: 3-5 лет.

Задачи. Воспитательная: воспитывать у ребенка самоконтроль, терпение, выдержку.

Обучающая: Учить ребенка правильно выполнять длительный, плавный ротовой выдох.

Развивающая: развитие речевого дыхания, губных мышц.

Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Когда ребенок дует на бабочку, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным. Объясните малышу, что у него есть несколько попыток, в каждую из которых дуть можно только один раз. Если бабочка не улетела - снова набираем в грудь воздух и пробуем еще раз.

Многие дети, делая правильный выдох, не могут верно направить струю выдыхаемого воздуха - она проходит мимо бабочки. В этом случае полезно для наглядности предложить дуть в трубу, сделанную из листа плотной бумаги (диаметр 3-4 см), т.к. с помощью трубы можно контролировать направление выдыхаемого воздуха.

Дуть нужно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование: чья бабочка дальше улетит.

Дидактическая игра для развития мышц органов артикуляции «Язычок-бурундучок».

Цель: развитие мышц органов артикуляции (языка, губ).

Возраст: 3-4 лет.

Задачи. Воспитательная: воспитывать у ребенка самоконтроль за движениями языка и губ, усидчивость.

Обучающая: учить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами,  учить делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии.

Развивающая: развивать подвижность губ и языка, умение управлять языком.

Оборудование: зеркало, игрушка бурундучок.

Ход игры: Выполняем вместе с малышом упражнения язычком (для начала желательно, чтобы один взрослый читал стихотворение, а другой показывал действия):

- Жил, да был весёлый язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. Язычок как бурундучок, такой же шустрый. Кто такой бурундучок? (Животное-грызун, показать ребенку игрушку бурундучка). Где живет бурундучок? (В норке). Представим, что наш язычок – это бурундучок, а наш ротик норка где живет бурундучок.

Язычок — бурундучок (показываем язычок)

В норку – скок, из норки – скок! (прячем, показываем)

Будет красить он забор (проводим языком по зубкам, будто чистим их),

Поднимаясь выше гор (стараемся достать до носа)

Краску только потерял (разочарованно прикусываем язык)

Ты ее здесь не видал? (ищем языком и глазками по сторонам)

Слева, справа он искал… (движем языком влево-вправо и следим глазами)

Долго прыгал, приседал (сгибаем-разгибаем язык)

Обошел вокруг весь рот  («облизываем губки» по кругу)

Быстро бегал: взад – вперед ( движения справа — налево)

Очень сильно он устал (язычок свисает как можно ниже)

Вот – и краски увидал!!! (улыбаемся во весь рот, хлопаем в ладоши)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие речевого дыхания

Буклеты: Дидактические игры на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика на укрепление иммунитета....

Дидактическая игра для развития речевого дыхания "Карусель"

Цель игры: сформировать у ребёнка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох. Материал: деревянная основа, далее идёт матча на который расположен картонный цветок по краям...

Дидактические игры на развитие речевого дыхания

Дидактические игры на развитие речевого дыхания необходимы для детей младшего дошкольного возраста, так как  речевое дыхание не совершенно у детей данного возраста.Правильное речевое дыхание -...

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Футбол»

Что такое речевое дыхание-это выдувание воздуха. Дыхание является основой речи. От правильного выдоха зависит чистота и красота произносимого голоса и его изменений-тональность. Полноценное развитие л...

Дидактические игры на развитие речевого дыхания

в группе детей с ТНР необходимо развивать реевое дыхание...

Презентация дидактической игры для развития речевого дыхания

Упражнение голодные овощи направлено на развитие у ребёнка глубокого вдохаспособствует увеличению обьема дыхания...

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста «Воздушный футбол»

Цель игры: Развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц и стимуляция мелкой моторики рук ребенка. Задачи: 1. Формирование у детей делать длительный сильный вдох и выдох, развивать р...