Консультация для родителей. Обогащаем словарь детей.
консультация по логопедии на тему

Наталья Александровна Булатова

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что можно сделать для развития речи вашего ребенка дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obogashchaem_slovar_detey.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащаем словарь детей.

  Большое влияние на обогащение словаря оказывают новые впечатления: экскурсии, путешествия, художественная литература, но не только это. Посильные трудовые поручения, сопровождаемые пояснениями, помогают ребёнку узнать новое слово, прочувствовать его: обжигающая вода, тяжёлый песок, пенистое мыло, и т.д., но ничто не может заменить целенаправленных игр – упражнений. Играйте при малейшей возможности, играёте живо, заинтересованно, с победителями и побеждёнными, а возможно и с наградами.

  Чтобы играть, нужно знать правила и ребёнку их рассказать. Как?  Ну, например, вот так: «Сынок давай поиграем в интересную игру, которая называется « Что делают из металла?» Кто больше  скажет слов тот и станет победителем. Ещё одно условие повторяться нельзя, будь внимателен, запоминай, что мы уже говорили».

Играя с ребёнком, соблюдайте правила, т.к. дети очень чувствительны к несправедливости.

Играем в слова на кухне.

Сначала поиграйте, а потом задайте ребёнку вопросы или расскажите что – нибудь занимательное. 

  1. Как называются предметы мебели на кухне?

Как ты думаешь, кто потрудился чтобы сделать нам мебель? (лесник, лесорубы, художник – дизайнер, столяры, ткачи.)

  1. Назови посуду, которая есть на кухне.
  1. Какие продукты лежат в холодильнике?

Из чего делают растительное масло?

Из чего получают творог и кефир, сливочное масло?

Из чего делают колбасу, сыр?

Какое бывает мясо? (Сырое, замороженное, жареное, варёное).

Объясните детям, что бывают скоропортящиеся продукты и при покупке надо обращать внимание на дату изготовления.

4. Какие продукты лежат в шкафу?

Крупа гречка из какого растения? (гречихи)

Крупа рис из какого растения? (риса)

Крупа манная из какого растения? (пшеницы)

Из чего делают муку? (из пшеницы)

Из чего делают сахар? (из сахарной свёклы, сахарного тростника)

5. Как мама работает на кухне?

быстро, весело, ловко, медленно, спокойно, радостно, трудно, уныло, напряжённо, сосредоточенно…

6. Из чего можно пить?

Чашка, кружка, фужер, рюмка, пиала, ковш.

7. Что такое столовые приборы?

Играем в слова в ванной комнате.

1.Что у нас есть в ванной комнате?

2. Какие бывают полотенца?

Махровое, льняное, вафельное, пушистое, полосатое, маленькое,  банное, ножное.

3. Что делают в ванной комнате?

Стирают, замачивают, выкручивают, полоскают, чистят, выдавливают, намыливают, вешают, вытираются, моются, принимают душ, сидят, стоят, сыплют, размешивают порошок.

4. Какие предметы нужны, чтобы умыться?

5. Что нужно, чтобы постирать?

Что можешь ты постирать?

6. Какая бывает вода в ванной комнате?

Холодная, ледяная, горячая, тёплая, прозрачная, чистая, грязная, мыльная, мутная, мокрая.

7. Какие бывают зубная паста, мыло?

Зачем нужно чистить зубы?

8. Какие предметы нужно чтобы умыться?

 

Играем в слова в  раздевалке, коридоре.

1. Какие предметы верхней одежды висят в раздевалке, в коридоре, в шкафу?

Как ты думаешь, кто трудился, что изготовил, чтобы ты мог надеть этот прекрасный шерстяной костюм?

Крестьяне – шерсть, прядильщицы – нитки, ткачи – ткани, художник – модельер – фасон, закройщик – раскроил, портной – сшил костюм, продавец – продал его нам. Давайте ещё не забудем тех, кто делает пуговицы и «молнии».

2.Какая обувь у нас в коридоре (зимой, летом)?

Кто участвует в изготовлении обуви?

Скорняк выделывает кожу, чтобы можно было из неё что – то скроить, художник – модельер придумывает фасон, обувщики шьют, продавцы продают. Давайте не забудем, что обувь разного цвета, значит нужны краска, фурнитура: пряжки, кнопки, «молнии».

3. Какие головные уборы у нас есть и какие бывают головные уборы?

Какие ты  знаешь  специальные головные уборы?

Шапка, берет, шляпа, кепка, платок, косынка, шарф, панама. Специальные военные: фуражка, пилотка, каска, бескозырка моряка, каска пожарника, шлем строителя.

Играем в слова в комнате.

1.Какая в комнате есть мебель для сидения?

2. Как называется мебель для хранения посуды

3. Как называется посуда, которая есть в комнате?

4. Что в нашей комнате сделано из металла?

5. Что в нашей комнате сделано из дерева?

6. Какие игрушки есть в твоем уголке?

Для того чтобы ребёнок оперировал обобщающими словами и выражениями (столовая посуда, чайная посуда, спальный гарнитур, столовый гарнитур, легковые, грузовые, специальные машины), предложите ему такой вариант игры. «Мы сегодня поиграем в слова, игра называется «Какие у тебя есть игрушки?» Я буду называть много слов, а ты подумаешь и скажешь это одним словом, например, я говорю: кубики, пластины, цилиндры, конусы, пирамидки, кирпичики. Ты говоришь конструктор!»

7. Какая бытовая техника у вас в квартире и для чего она нужна?

Пылесос, стиральная посуда, утюг, телевизор, радио, магнитофон, видеомагнитофон, проигрыватель, музыкальный центр, фен, щипцы электрические, газовая плита, швейная машина, дрель, миксер, мясорубка, холодильник, телефон, кофемолка.

8. Какие приборы есть в доме и для чего они нужны?

Градусники, барометр, компас, весы, часы: напольные, ручные, механические, электрические.

Играем в слова на улице.

1. Какая сегодня погода на улице?

Ясная, пасмурная, ветреная, жаркая, холодная, морозная, дождливая, солнечная, облачная, хмурая.

2. Растительный мир твоей улицы.

Перечислить названия деревьев, кустарников, трав.

3. Какие листья бывают?

Крупные, овальные, продолговатые, сердцевидные, тонкие, длинные, колючие, пушистые, бархатистые, зелёные, светло – зелёные, пятнистые, жёлтые, темно – зелёные, светло – зелёные, красные, клейкие, зубчатые.

4. Каких птиц ты можешь встретить ( знаешь)?

5. Что мы видим в витринах магазина? Какие названия магазинов ты знаешь?

6. Какие машины мы видим на улице?

Сначала играйте, перечисляя все названия машин, а потом дифференцируйте: легковые, грузовые, транспорт пассажирский.

7. Какие бывают дороги?

Асфальтированные, земляные, песчаные, брусчатые, прямые, кривые, широкие, ухабистые, узкие, ровные, лесные, городские, деревенские.

8. «Что я вижу то и говорю»

Фонарь, иллюминация, самолёт, тротуар, пешеходный переход, транспорант, провода, такси, автобус, остановка, магазин, дорожный знак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Обогащаем словарь детей.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что можно сделать для развития речи вашего ребёнка дома....

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"...

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

  Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о с...

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окр...

Консультация для родителей "Обогащаем словарь детей"

«Обогащаем словарь детей»Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, расск...

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Речь – это  самый  простой  и  самый  сложный  способ  самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство. Основная з...