Главные вкладки

    Семинар – практикум «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей раннего и дошкольного возраста»
    презентация по логопедии на тему

    Емельянова Елена Владимировна

    Семинар – практикум

    «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей раннего и дошкольного возраста»

    1 слайд

    Дыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «Пока дышу — надеюсь». Дыхательная система занимает особое место среди других систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма. И, в первую очередь, это связано с тем, что дыхание может меняться по нашему желанию (то есть произвольно) — глубже и реже, чаще и поверхностнее, с задержкой или ускорением дыхания.

    2 слайд

    Существенную помощь в увеличении дыхательных объемов легких могут оказать специальные физические упражнения для повышения гибкости, эластичности, растяжимости грудной клетки. Эти упражнения просты, общеизвестны, но важно о них не забывать. Эта гимнастика способствует ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые связки, тонизирует верхние дыхательные пути встречные противотоком воздуха, который поступает в легкие при сжатии грудной клетки:
    3 слайд

    Цель дыхательных упражнений – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

    4 слайд

    Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.

    К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

    5 слайд

    Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

    6 слайд

    Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

    В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

    7, 8  слайд

    При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

     - выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

     - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

     - заниматься до еды;

     - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

     - дозировать количество и темп проведения упражнений;

     - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

     - вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

     - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

     - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

    9 слайд

    В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

    -куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

    -какая часть тела приходит в движение при вдохе и  выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

    -какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

    -какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);

    -тихое, неслышное дыхание или шумное.

    10 слайд

    Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошколь­ников.

    Вот некоторые игровые приёмы дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением.  Предлагаю  один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Семинар – практикум

    «Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей раннего и дошкольного возраста»

    1 слайд

    Дыхание — одно из основных проявлений жизнедеятельности организма. Древние люди замечали: «Пока дышу — надеюсь». Дыхательная система занимает особое место среди других систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма. И, в первую очередь, это связано с тем, что дыхание может меняться по нашему желанию (то есть произвольно) — глубже и реже, чаще и поверхностнее, с задержкой или ускорением дыхания.

    2 слайд

    Существенную помощь в увеличении дыхательных объемов легких могут оказать специальные физические упражнения для повышения гибкости, эластичности, растяжимости грудной клетки. Эти упражнения просты, общеизвестны, но важно о них не забывать. Эта гимнастика способствует ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые связки, тонизирует верхние дыхательные пути встречные противотоком воздуха, который поступает в легкие при сжатии грудной клетки:
    3 слайд

    Цель дыхательных упражнений – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

    4 слайд

    Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание.

    К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

    5 слайд

    Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

    6 слайд

    Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

    В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

    7, 8  слайд

    При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

     - выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

     - проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

     - заниматься до еды;

     - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

     - дозировать количество и темп проведения упражнений;

     - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

     - вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

     - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

     - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

    9 слайд

    В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

    -куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

    -какая часть тела приходит в движение при вдохе и  выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

    -какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

    -какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);

    -тихое, неслышное дыхание или шумное.

    10 слайд

    Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.

    Вот некоторые игровые приёмы дыхательной гимнастики. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождением.  Предлагаю  один из многих комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    « Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей раннего и дошкольного возраста» Подготовила: учитель-логопед Е.В. Емельянова

    Слайд 2

    Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

    Слайд 3

    Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

    Слайд 4

    Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

    Слайд 5

    Таблица Физиологическое (жизненное) дыхание Речевое дыхание Фазы: вдох-выдох-пауза Фазы: вдох-пауза-выдох Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне вашего сознания. Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо. Назначение: осуществление газового обмена. Назначение является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики. Вдох и выдох через нос. Вдох и выдох через рот. Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5). Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза, тем длиннее выдох. Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая. В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

    Слайд 6

    • малый объем легких; • слабая дыхательная мускулатура; • слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных); • неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха ( в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом; нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы); • неумелое распределение дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять); • торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием»; • слабый выдох или неправильно направленная выдыхаемая воздушная струя, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

    Слайд 7

    не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

    Слайд 8

    - воздух набирать через нос; - плечи не поднимать; - выдох должен быть длительным и плавным; - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

    Слайд 10

    Качели. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх (вдох) , Качели вниз (выдох) , Крепче ты, дружок, держись.

    Слайд 11

    Бегемотик . ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

    Слайд 12

    Часики . ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».

    Слайд 13

    Надуй шарик . ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

    Слайд 14

    Ворона . ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

    Слайд 15

    Курочка . ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

    Слайд 16

    Жук . ИП: ребёнок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у, посижу и пожужжу».

    Слайд 17

    Петушок . ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить: «ку-ка-ре-ку».

    Слайд 18

    Подуй на одуванчик . ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

    Слайд 19

    Паровозик . Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».

    Слайд 20

    Гуси летят . Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

    Слайд 21

    Бросим мяч . ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у-х-х-х».

    Слайд 22

    На занятиях оздоровительного характера; Как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; В утренней гимнастике; После оздоровительного бега; После дневного сна в сочетании с физическими упражнениями;

    Слайд 23

    В закаливающих мероприятиях; На занятиях по логоритмике; В любой двигательной деятельности детей (между подвижными и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состояния детей); В домашних условиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.

    Консультация направленная на просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, о важности и необходимости утренней гимнастики для детей....

    Семинар - практикум «Игры с правилами как средство развития самостоятельности и инициативности детей раннего и дошкольного возраста»

    Семинар - практикум представила игры с правилами для детей раннего и дошкольного возраста....

    отчет по теме самообразования " Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста".

    Цель работы: Выявление и внедрение организационно-педагогических условий использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста в систему физкультурно-оздоровительной работы в дошкол...

    Мастер-класс «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

    Материал будет интересен как начинающим педагогам дошкольных учреждений, так и воспитателям с большим опытом работы...

    Мастер-класс для воспитателей «Пальчиковая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

    Пальчиковые игры  могут использоваться не только для развития детской речи, но и как здоровьесберегающая технология...

    Семинар – практикум по теме: «Ритмическая гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста»

    Данный материал будет интересен  инструкторам по физической культуре и воспитателям. В нем представлены советы по организации и проведению ритмической гимнастики и значение ее в оздоровительной р...

    Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста

    В презентации представлен комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и дыхательной системы детей дошкольного возраста....