«Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии) у детей дошкольного возраста»
материал по логопедии на тему

Курносова Светлана Михайловна

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.

Чтобы избежать подобных проблем, легче и правильнее предотвратить нарушения письменной речи в дошкольном возрасте путем различных профилактических мероприятий. Коррекция уже устоявшихся нарушений письменной речи (дисграфии и (или) дислексии) во время школьного обучения, процесс длительный и сложный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_narusheniy_pismennoy_rechi_master-klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» №4  комбинированного вида»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ромашка»

Мастер-класс

«Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии)

у детей дошкольного возраста»

Учитель-логопед Копьева Т.М.

Учитель-логопед Курносова С.М.

г. Шарыпово

2017г.

Актуальность

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.

Чтобы избежать подобных проблем, легче и правильнее предотвратить нарушения письменной речи в дошкольном возрасте путем различных профилактических мероприятий. Коррекция уже устоявшихся нарушений письменной речи (дисграфии и (или) дислексии) во время школьного обучения, процесс длительный и сложный.

Цель

Представление участникам мастер-класса системы различных приемов игровой технологии, используемых в работе с дошкольниками по предупреждению нарушений письменной речи.

Задачи

- Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

- Повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников мастер-класса.

- Стимулировать участников мастер-класса  на определение и создание таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться, и имелась бы возможность это сделать (что соответствует требованиям ФГОС).

- Представить основные направления работы при составлении целостной системы по профилактике дислексии и дисграфии.

- Познакомить участников мастер-класса с серией игр и игровых приемов, способствующих предотвращению нарушений письменной речи.

Прогнозируемый результат

Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование представленного материала в коррекционно-образовательном процессе с детьми.

Практическая значимость

Данный мастер-класс может быть интересен логопедам, дефектологам, воспитателям в работе по предупреждению дисграфии и дислексии.

Главные разделы работы по устранению предпосылок дисграфии

(Парамонова Л.Г.)

- Воспитание слуховой дифференциации звуков речи.

- Устранение звуковых замен в устной речи.

- Воспитание простейших видов фонематического анализа слов.

- Развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

- Формирование грамматических систем словоизменения и словообразования.

- Обогащение словарного запаса.

Звук

     У многих детей дошкольного возраста несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме.

Дифференциация звуков

Гласные – согласные;

Гласные ударные – безударные;

Согласные твердые – мягкие;

Согласные глухие – звонкие.

Игра «Звуковая мозаика»  

(проводится с участниками мастер-класса за столами)

Цель. Развитие слухового и зрительного внимания, фонематических процессов.

Материал. Игровое поле (различного формата), фишки красного или синего цвета.

Задание. Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете и определяете наличие или отсутствие заданного звука в слове. Если в слове есть заданный звук (например: звук (П)), то вы кладете фишку в окошко на игровом поле, если звука нет, то оставляете окошко пустым. Игровое поле заполняется по рядам. Слова: 1-й ряд - поезд, капуста, сноп; 2-й ряд – пух, баклажан, хлопок; 3-й ряд – попугай, банка, пушка. А теперь внимательно посмотрите и узнайте, какую букву вы выложили. Или педагог называет букву, если идет знакомство с новой буквой.

Задание для участников мастер-класса. А теперь вы по аналогии подберите словесный материал, выберите нужное игровое поле и фишки для составления различных букв (гласных или согласных).

     Говоря о звуке, невозможно обойти стороной вопрос звукового анализа и синтеза. Эта важнейшая работа проводится в классической системе, но с обязательным соблюдением принципа от простого к сложному. В данной работе используем огромное множество игровых приемов (выкладывание схем слов фишками, выбор нужной схемы из нескольких, исправляем ошибки и т.д.). Но вас я хочу познакомить с одним вариантом: карточки с поэтапным усложнением задания на звуковой анализ и синтез. Посмотрите, как дети выполняли такие задания.

Ознакомление участников мастер-класса с карточками поэтапного усложнения звукового анализа и синтеза. 

 

Буква

     Нам предстоит отдать детям первую букву. Как это сделать? Здесь поможет сказка. Да, самая настоящая сказка. Прочтите ее детям, как самую обычную сказку – как читали «Репку» или «Красную Шапочку». Не заостряйте внимания на учебном моменте. Все, что нам нужно произойдет само собой.

     Хотелось бы только, чтобы сами вы успели заметить, что в сказке обыгран графический образ буквы и что сказочный образ и абстрактные значки как бы совместились, наложились друг на друга.

Сказка «Буква А»

     Одна антилопа гуляла по острову и увидела домик. «А! – сказала она. – Здесь кто-то живет!» Возле домика она заметила ягодку и опять сказала: «А-а! здесь что-то растет!»

     Вечером антилопа попыталась нарисовать домик и ягодку на песке, чтобы рассказать о них своим детям – маленьким антилопам.

Они посмотрели на рисунки и тоже сказали: «А-а-а! Вот что есть на острове!» А потом назвали эти значки буквой А. Значок-домик – большой буквой А, а значок-ягодку – маленькой а. И все!

Задание для участников мастер-класса. Выберите любую букву и составьте сказку о ней.

     Будем играть с буквой! В ее образе есть существенные черты, которые дети должны усвоить. Они связаны только с формой. Чтобы заострить на ней внимание несущественное (цвет, фактуру, размер) будем изменять! И сначала просто смотрите…    

№1. Из чего бывают буквы?

     Бывают из всего! Смотрите! Из чего, по-вашему, эти буквы? Попробуйте сами так поиграть! Что вам пригодится для игры? Ниточки? Палочки? Камешки? А может бусинки или пуговицы? Выбирайте!

Задание для участников мастер-класса. Выберите любой материал и выложите из него букву, о которой вы составили сказку.

     Подключим теперь к зрительному и тактильному каналам еще два – вкусовой и обонятельный. Попробуем букву на вкус!

№2. Можно ли попробовать букву на язык?

Вот это да! Из чего теперь наша буква? Как вы ее узнали?

(крендель, пряник, печенье) Вкусно пахнет буква А! Может быть, теперь всякий раз, как вам встретится эта буква, на странице запахнет пряником?

№3. Уже читаем?  

     Эту букву читают так же, как зовут, - просто а. Давайте её читать! Сначала шёпотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтобы вас услышали во всем мире.

а  а  а  а  а  а           а  а  А  А  А  А             А  А  А  А  А  А 

№6. Уже поём?    

А вы знаете, что букву А можно не только читать, но и петь? Попробуйте!

А а а а а а а а а а а

№4. Кто поёт теперь?    

Сама буква А тоже очень любит петь, и у неё получается!

Вот буква, выступив вперёд,

Всё громче песенку поёт.

Простые в песенке слова:

А-а-а-а!  А-а!  А-а!  

(Последнюю строчку читает ребенок. Дефисы в строчке должны показать, что на этот раз у нас не одна буква А, а несколько.)

А вы сможете слова песенки прочитать? Да? Тогда вы прочитали первые слова в своей жизни!

Это было трудно? (Нет) Это было весело? (Да!) Будем ещё учиться читать другие песенки? (Да!)

     Таким образом, мы показываем детям, что чтение и в самом деле похоже на волшебство – почти так же, как наша речь. Оно завязано на тончайших психических процессах, и в нашу задачу, когда мы учим детей читать, не входит их исследовать, но входит помнить об этом и быть мудрыми, бесконечно терпеливыми и бесконечно бережными по отношению к детям.

Как получается, что наш взгляд сам собою скользит по ровным, похожим строчкам и целые миры возникают в нас, и мы видим, представляем, переживаем, понимаем тысячи вещей? Механизм этот так тонок и сложен и одновременно настолько прост, что учить ему как самым обычным вещам, тренироваться, отрабатывать, закреплять навыки, может быть совсем и не нужно, а достаточно отдать детям, как можно более эмоционально и ярко, тридцать три значка, из которых могут состоять, точно сложный узор из простых элементов, эти строчки, и увлечь его вслед за собой в непостижимо разнообразный, захватывающий и вызывающий чувство удовольствия процесс, который мы привыкли называть чтением.

Слог

     Искусство обучения чтению сводится к тому, чтобы единицей чтения сделать слог, а не букву. Такой способ обеспечивает плавность и правильность чтения. Однако слоги не несут в себе эмоционального начала и не помогут нам удержать лучик непроизвольного внимания детей. Буквы сами по себе – тоже всего лишь значки, но, в отличие от слогов, их легко оживить, превратить в персонажей, ввести в сюжетное действие. Поэтому в игры со слогами стоит вносить как можно больше элементов занимательности.  

Ознакомление участников мастер-класса с игрой «Волшебные полоски».

 Игра «Найди одинаковые листочки»  

(проводится с участниками мастер-класса на ковре)

Цель. Автоматизация и дифференциация оппозиционных звуков, развитие навыков слогового анализа, умения читать слоги, зрительного внимания.

Материал. Листочки разного цвета и формы с напечатанными на них слогами разбросаны на ковре.

Задание. Найти одинаковые по форме листочки и прочитать напечатанные на них слоги.

Задание для участников мастер-класса. Из предложенного вам материала придумайте занимательную игру, основной целью которой будет слоговой анализ, как средство профилактики нарушений письменной речи.

Игры: «Волшебный круг», «Зоопарк», «Слоги заблудились».

Слово

     Работа со словом приводит к дальнейшему обогащению словарного запаса, путем накопления новых слов относящихся к различным частям речи. Происходит формирование представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов; уточнение, развитие, совершенствование грамматических систем словоизменения и словообразования.  

Игра «Найди свою пару»  

(проводится с участниками мастер-класса на ковре)

Цель. Обогащение словарного запаса. Развитие навыков слогового чтения, мышления.

Материал. Карточки со слогами с обратной стороны предметная картинка.

Задание. Подберите слоги так, чтобы получилось слово. Проверьте правильность, перевернув карточки. Если получилась картинка, то задание выполнено верно.

Задание для участников мастер-класса. Из предложенного материала составить задания для детей по работе со словом.

Предложение

     Логическим продолжением работы со словом является переход к предложению. Эта работа настолько разнообразна, что предполагает огромные творческие возможности для каждого педагога. Однако, все-таки составление схемы предложения в разных вариантах, является основой этой работы. Здесь формируются основные правила написания предложения: первое слово пишется с большой буквы, каждое слово пишется отдельно, в конце предложения ставится точка. Здесь же закрепляется понятие маленькое слово (предлог, союз «и»), которое является самостоятельным словом и очень важным в смысловом значении предложения.    

 

Игра «Речевичок»  

(проводится с участниками мастер-класса за столами)

Цель. Развитие связной речи, совершенствование умения составлять схемы предложений. Профилактика нарушений письменной речи.

Материал. Сюжетные картинки, наборы для составления схем предложений.

Задание. Составить предложение по сюжетной картинке. Выбрать наиболее интересное предложение. Составить схему предложения, используя фишки.

Задание для участников мастер-класса. Из предложенного вам материала придумайте игру, продумайте ее цели.

Игры: «Составь предложение и выложи его схему» с использованием символов слов, «Подбери схему», «Путаница» - работа с деформированной фразой и т.д.

Рефлексия

(с игрушкой Колобок)

- Сегодня на мастер-классе я научилась …

- Мастер-класс заставил меня задуматься о …

- Для меня стало открытием, что …

- Мне было интересно, потому что …

Притча

     Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках? Мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное успешным.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Профилактика нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста

Коррекционная работа проводимая в МБДОУ Жирновском д/с "Росинка"  по профилактике нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста....

«Использование гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях профилактики нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста»

Презентация предназначена для воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ. В ней представлены рекомендации по использованию гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях про...

"Грамотейка" предупреждение дисграфии, дислексии у детей дошкольного возраста.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями. Чем раньше ее начать, тем более эффективной она будет, поскольку с возрастом ...