Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ (режим кратковременного пребывания) в группе для детей старшего дошкольного возраста на 2017 – 2018 учебный год
рабочая программа по логопедии на тему

Ангилова Елена Николаевна

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, частичное включение в образовательное пространство группы сверстников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое представление

Ф.И. ребенка ………….

Возраст 28.05.2010 г.

Возрастная группа: группа для детей старшего дошкольного возраста группа

Дошкольное образовательное учреждение: МБОУ Кесовогорская СОШ

1. Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата:

Строение ОАА без видимой патологии. Движения губ, языка медленные, неточные, в неполном объеме. Испытывает затруднение в переключении ОАА с одного движения на другое, подъеме языка в верхнюю позицию.

2. Состояние дыхательной и голосовой функции. Дыхание поверхностное, выдох короткий. Голосовые модуляции выражены слабо, голос монотонный.

3. Звукопроизношение. Произношение звуков нарушено. Речевая активность представлена в виде звукокомплексов, лепета.

4. Фонематическое восприятие. Слуховое восприятие нарушено , реагирует только на свое имя. Навыками звукового анализа и синтеза не владеет.

5. Состояние словаря. В речи пользуется отдельными словами. Заменяет экспрессивную речь жестами. Пассивный словарь ниже возрастной нормы. Простые фразы повторять не пытается.

6. Грамматический строй речи. Не сформирован.

7.Связная речь. Не сформирована.

8. Предварительное логопедическое заключение. Общее недоразвитие речи I уровня.

Цель индивидуального сопровождения: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений, частичное включение в образовательное пространство группы сверстников.

Задачи индивидуального сопровождения:

- формировать знания и представления об окружающей действительности;

. развивать познавательную активность;

. формировать функции речи - фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную;

. активизировать связную речь,

. развивать активный словарь

. формировать предпосылки обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе дальнейшего обучения;

. сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Содержание работы определено с учетом дидактических принципов от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая важное значение для полноценного формирования речевой функции.

Образовательная деятельность осуществляется через индивидуальные занятия. Количество и продолжительность занятий от 15 до 20 минут 5 раза в неделю.

Участники образовательного процесса: педагоги группы, учитель – логопед, психолог, педагог лечебной физкультуры.  

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

- Логопедических:

. Развитие артикуляционного праксиса;

. Фонационные упражнения;

. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях;

. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;

. Первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.

- Развитие психических функций:

- ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире; 

- обучить его простым навыкам контакта; 
- обучить ребенка более сложным формам поведения;
- развивать самосознание и личность аутичного ребенка;
- воспитывать слуховое внимание при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи;
- воспитывать слухоречевую память при восприятии одно- и двухступенчатых инструкций;
- развивать зрительное внимание и память при работе с парными и разрезными картинками;
- развивать мыслительную деятельность при конструировании из кубиков, из палочек по подражанию и образцу;
- учить ориентировке в схеме собственного тела;
- учить изменять и определять собственное местонахождение в пространстве (перемещение в групповой комнате, по лестнице, на игровой площадке и т.д.), направления движения (вниз – вверх, вперед – назад) в процессе специальных игр и упражнений с использованием указательного жеста и символических средств;
- учить выполнять простейшие постройки по подражанию педагогу и по образцу после его предварительного анализа под руководством педагога; 
- развивать операционно-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать части предмета). 

Планирование воспитательно-образовательной работы по периодам:

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Лексические темы:

- Игрушки.

- Фрукты.

-Овощи.

-Дикие животные.

-Зима. Новый Год.

-Домашние животные

Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Заборчик», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки».

Дыхательная гимнастика: «Дует холодный ветер», «Дутье через соломинку» (пускаем пузыри), «Шар лопнул».

Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются», «Пальчики кланяются», «Пальчики-кулачки», «Корзинка с овощами», «Большие ноги», «Игра на барабане».

Звуковая культура речи: Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (2-3 звучащие игрушки). Работа над силой голоса (тихо, громко).

Грамматический строй речи:

- образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- образование множественного числа существительных;

- согласование прилагательных с существительными в числе, роде;

- образование относительных прилагательных;

- образование звукоподражательных глаголов;

- договаривание предложений по картинке (Девочка кормит воробья);

- составление фраз с предлогами «У», «С», «НА».

Связная речь

- ответы на простые вопросы;

- составление фраз по сюжетной картинке;

- составление фраз по двум опорным картинкам;

- пересказы с опорой на картинку;

- заучивание стихов, потешек.

 Ознакомление с окружающим миром:

- преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; 

- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить выражать свои эмоции действием (жалеет – обнимает, гладит по голове, радуется – хлопает в ладоши и т.д.);
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых для жизни человека (мебель, посуда, одежда, обувь и др.);
- знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, спортивный праздник и др.).

Речевое развитие:

- воспитывать потребность в речевом общении;
- создавать условия для пробуждения речевой активности ребёнка в быту, в играх, в самообслуживании, на занятиях;
- учить использовать невербальные и вербальные средства для привлечения внимания к собственным действиям и их результату;

Формирование элементарных математических представлений:

- учить действовать по подражанию, по образцу, по словесной инструкции, выполняя игровые упражнения с математическим содержанием;
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию);
- развивать зрительно-двигательную координацию, учить прослеживать взглядом за движением руки, игрушками, расположением картинок и т.п.;

Сенсорное развитие:

- развивать положительное эмоциональное отношение к предметам и действиям с ними;
- развивать ориентировку в цвете (сначала на уровне сличения, затем на уровне показа по слову); 


Физическое развитие:

-развивать двигательную активность (бег, привлекая к участию в подвижных играх с ходьбой и бегом: «Догони меня», «Добеги до флажка», «Птички в гнездышках» и др.;

-развивать КГН и навыки самообслуживания (приучить к горшку, научить частично одеваться при небольшой помощи взрослого).

 Художественно – эстетическое развитие:

-упражнять в рисовании округлых форм;

-учить различать цвета («Разложи по домикам» и др.).

-учить работать с восковыми мелками, раскрашивать крупные иллюстрации.

Познавательно-речевое развитие:

-развивать грамматический строй речи; связную речь; ЗКР (д/и «Где находится? », д/и «Кто как кричит? », д/и «Кто  это?»

-проводить  игры на развитие мелкой моторики рук («Комарик», «Бусики», различные шнуровки, словесные игры, рассматривание картинок, книжек, привлекать к участию в играх – драматизациях и др.)

-продолжать знакомить с окружающим (д/и «Большой - маленький», д/и «Один-много», д/и «Окошки» и др.);

-упражнять в составлении построек из кубиков, узоров из мозаики.

 Социально – личностное развитие:

- развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат»);

-привлекать к уборке игрушек, используя, психологические приемы («Кто быстрее уберет игрушки? », «Поиграл - убери» и др.).

II период (декабрь, январь, февраль)

Лексические темы:

-Посуда;

-Одежда;

-Игрушки;

-Части тела;

-Мебель

Артикуляционная гимнастика: «Лопатка», «Заборчик-трубочка», «Почистим зубки», «Кошка лакает молоко», «Лошадки».

Дыхательная гимнастика: «Шар лопнул», «Плачет малыш -А-А-А», « Мальчик играет -Э-Э-Э», «Согреем ручки», «Сдуй снежинку». Надуть и втянуть щеки –«Толстячки -худышки».

Пальчиковая гимнастика: «Домик, отворись», «Флажок», «Очки», «Пальчики-кулачки», «Рыбки-краб», «Игра в снежки», «Стол», «Стул», «Коза», «Гусь».

Звуковая культура речи: Дифференциация на слух трех звучащих игрушек. Определение направления звучания игрушки.

Грамматический строй речи:

-образование множественного числа существительных;

-согласование прилагательных с существительными в числе, роде, падеже;

-согласование личных местоимений МОЙ, ТВОЙ с существительными; построение конструкции : глагол + существительное с предлогом;

-построение фразы с предлогами «У», «С» (У коровы телята. Корова с телятами).

Связная речь:

пересказ простого текста из 2-3 фраз с опорой на картинку.

 Ознакомление с окружающим миром:

- развитие познавательных навыков;
- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;.
- развивать стремление действовать вместе со взрослым и сверстниками;
- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- развивать восприятие сверстника как объекта взаимодействия на положительной эмоциональной основе;
- формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (двор, магазин, деятельность людей, транспорт и др.); 
- формировать первичные представления о домашних и диких животных и птицах, детенышах, внешнем виде и образе жизни;
- знакомить с праздниками (Новый год, день рождения, спортивный праздник и др.).

 Речевое развитие:

- расширять понимание речи, закреплять понимания слов;
- накапливать пассивный словарь;
- воспитывать потребность в речевом общении;
- обучать пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы).

 Формирование элементарных математических представлений:

- учить обыгрывать предметы, действовать с ними в процессе игр с математическим содержанием;
- знакомить со способами проверки, используя приемы наложения и приложения для определения количества, величины, формы предметов, их объемных и плоскостных моделей;
- знакомить с некоторыми самыми общими принципами счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете;

Сенсорное развитие:

- развивать систему зрительно-слухо-двигательной связи;
- развивать тактильно-кинестетическое восприятие, развивать познавательные функ-ции руки;

Физическое развитие:

-развивать двигательную активность (бег, привлекая к участию в подвижных играх с ходьбой и бегом: «Догони меня», «Добеги до флажка», «Птички в гнездышках» и др.;

-развивать координацию движений: учить перешагивать через препятствия (п/и «Через ручеек», «По кочкам» и др.);

-упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности (плоская и наклонная доска);

 Художественно – эстетическое развитие:

-учить работать с пластилином;

-упражнять в рисовании округлых форм;

-учить различать цвета («Разложи по домикам» и др.).

Познавательно-речевое развитие:

-учить обследовать предметы, развивать мышление (д/и «Кого не стало? », «Чудесный мешочек» и др.).

-упражнять в составлении построек из конструктора.

Социально – личностное развитие:

- развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений;

-привлекать к уходу уход за растениями в уголке природы и на участке;

III период (март, апрель, май)

Лексические темы:

-Птицы;

-Весна;

-Транспорт;

-Лес;

-Труд людей;

-Повторение пройденных тем за год.

Артикуляционная гимнастика: «Сладкое варенье», «Чашечка», «Кошка выгнула спинку», «Лошадка», «Индюк», «Качели».

Дыхательная гимнастика: «Дует ветер», «Пароход гудит -У-У-У», «Футбол».

Пальчиковая гимнастика: «Зайка», «Птицы клюют зерна», «Солнышко», «Лодка».

Звуковая культура речи: Модуляция голоса (высоко-низко).

Грамматический строй речи:

-образование множественного числа существительных;

-согласование числительных 1, 2, 5 с существительными;

-образование двухкомпонентных словосочетаний: существительное + глагол в прошедшем времени (Мама сделала. Дядя сделал. Дети сделали); -построение фразы «Это ...».

Связная речь:

-ответы на вопросы полным предложением;

-построение фразы: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение;

-пересказы с опорой на картинку; заучивание стихов, потешек.

Предполагаемые результаты речевого развития:

. пользоваться невербальными формами коммуникации;

. использовать руку для решения коммуникативных задач;

. проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;

. слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

. воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;

. выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

 Ознакомление с окружающим миром:

- вызвать интерес к разнообразию окружающего мира;
- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в детском саду»);
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
- знакомить с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- знакомить с назначением и способами использования бытовых предметов, орудий по подражанию действиям взрослого, по образцу его действий и по словесной просьбе взрослого;

 Речевое развитие:

- расширять понимание речи, закреплять понимания слов;
- накапливать пассивный словарь;
- развивать понимание и выполнение одно- и двухступенчатых инструкций;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения.

 Формирование элементарных математических представлений:

- знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), учить находить фигуры из ряда картинок;

-выкладывать фигуры из счетных палочек (4 – 5) по подражанию и по образцу;

- продолжить знакомить с некоторыми самыми общими принципами счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете.

 Сенсорное развитие:

- развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь; познавательные функции руки;

- учить узнавать целый предмет по его фрагментам (для развития целостного образа).


Физическое развитие:

-развивать двигательную активность,

-упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности (плоская и наклонная доска);

Художественно – эстетическое развитие:

-вызывать интерес к рисованию и лепке, стараясь отвлечь мальчика от чувства брезгливости, используя сюрпризные моменты, игровые ситуации;---учить различать цвета;

Познавательно-речевое развитие:

- развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами;

- формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, умение по схемам, по картинкам;

- закреплять навык построения предложений из 3-4 слов;

-упражнять в составлении построек из кубиков, конструктора

 Социально – личностное развитие:

- развивать умение в игровых ситуациях доигрывать ситуацию до конца;

- развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений;

Работа с родителями:

Особенностью данного маршрута является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание коррекционной работы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

1. Консультативно-рекомендательная.

2. Лекционно-просветительская.

3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников.

4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.

5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских

взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Заключение и рекомендации

По истечению первого года обучения необходимо динамическое обследование ребенка для отслеживания динамики его развития. В связи с частыми пропусками ребенка по болезни и отсутствием возможностей проведения запланированных занятий может возникнуть необходимость в корректировке индивидуальной образовательной программы.

Список литературы.

1. Миронова С. А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», М.:

«Просвещение», 1996 г.

2. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». СПб.: Детство-Пресс, 2004.

3. Ткаченко Т. А. «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-го года жизни», М.: «Гном и Д», 1996г.

4. Филичева Т.Б.,. Чиркина Г.В. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 1991г.

5. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Программа и методические рекомендации коррекционного воспитания и обучения детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи». М.: «Просвещение», 2000г.

6. Филичева, Т.В. Туманова Т.Б. «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». Учебно – методическое пособие. М.: «Гном и Д», 2000г.

7. Четверушкина Н. С. «Слоговая структура слова. Система коррекционных  упражнений для детей 5-7 лет». Практическое пособие. М.: «Гном и Д», 2001г.

8. «Исправление звукопроизношения у детей» под ред. Т.В. Тумановой. 2000 г.

9. Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Сост. Чиркина Г. В. М.: Просвещение, 2008.



Предварительный просмотр:

Приложение

Календарно-тематическое планирование коррекционной работы с ребенком

с ограниченными возможностями здоровья (ЗПРР)

месяц

Понимание речи

Формирование

первых грамматических категорий

речь

Артикуляционные упражнения

Развитие фонематических процессов

Дыхательные

упражнения

Развитие

мелкой

моторики

Развитие

общей

моторики

развитие

неречевых

функций

сентябрь, октябрь, ноябрь

1

Знакомство.

Формировать

умение

вслушиваться в речь взрослого.

Желание

подражать

взрослому.

игрушки

Отвечать на

вопрос «Кто

(что) это?»

Песенки гласных

О-о –о – болит,

а-а-а – спи кукла,

и-и-и – кричит

лошадка

С разной высотой

голоса.

«Улыбка»

«Трубочка»

«Где звенит?»

Найди звучащую

игрушку. (все

и кого назову)

Развитие

плавного,

длительного

выдоха

Соберём

шарики

Вот мы

какие.

Мы ногами..

Мы руками..

Головую

круть….

Мы себя

ударим в

грудь,

Погладили

животики.

Улыбнулись ротики.

Форма

предметов

(круг)

2

Название фруктов

и ощущений

(холодный,

твёрдый, мокрый, сухой, теплый, гладкий)

фрукты

Отвечать на

вопрос «Кто

(что) это?»

Звукоподражания: Оп-оп-оп-мячик

Междометия: ух,ах,ох

Формировать

и развивать

артикуляционный праксис звука «А»

«Птенчики»

Кушать птенчики хотят, маму ждут, но не шумят. Ротик на замок закрыт. Очень тихо все сидят. Мама зернышко несет. Открывайте шире рот! «АМ»

Развитие мимических движений «сладкое-кислое»

«Где звенит?»

Найди

звучащую

игрушку. (все и какую назову)

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного выдоха. Упр. «Узнай фрукт»

«Мы

делили

апельсин»

Прокати

апельсин

Форма

предметов

(квадрат)

3

Понятия «громко – тихо».

Научить соотносить слова с соответ-ствующим звуком.

овощи

Песенка

ветерка:с-с-с

комарик:з-з-з

Дерево скрипит:а-а-а

Кап; топ;

бух;

БАМ.

«Лошадка» но – но, тпру -стой

«Не ошибись»

Движения под

разную громкость

бубна

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха

Поиграй на

бубне.

Катя в

бубен

поиграй,

Ване бубен

передай.

Я как белка

в колесе

прыгаю на

месте,

чтобы было

веселей,

поскакали

вместе

«Съедобное –

несъедобное»

(ням-фу)

4

Понятия «большой

– маленький».

Научить

соотносить слова с соответствующим размером

предметов.

Дикие животные

«Спрячь

конфетку»

Хорошо

бродить по

свету с

карамелькой за

щекою….

«Три медведя»

Узнай по

голосу кто так

говорит

Упр.

«ветерок»

Очень

жаркий

день денёчек.

Дунь

подунь,

мойветерочек

Ветерочек – ветерок,

Дунь подунь

наш

ветерок.

Мелкий

дождик

моросит:

Кап, кап,

кап, кап.

В листьях

сада шелестит,

Кап, кап,

кап, кап.

Мокнет

мяч у ворот,

Кап, кап,

кап, кап.

Мокнет поле,

огород,

Кап, кап,

кап, кап

«Дом

большой,

дом

маленький» речь с

движениями

Развитие

чувства

ритма.

«Медведи

идут».

5

Учить понимать

вопросы (где?

куда? )

Зима. Новый Год

Объединять

усвоенные

слова в

двухсловное

предложение:

где +сущ. в

И.п., вот (там,

это, тут) +

сущ. в И.п.

Где зайка? –

вот зайка. Тут

кошка. Это

мишка.

Неваляшка:

динь – дон,

машина:

би-биби,

дудочка : ду-дуду

Упр. «Язычок

гуляет»

«Блинчик»

Что звучит

(дудочка,

неваляшка,

машинка)

Развитие

плавного

длительного

выдоха.

Игра на

дудочке.

«Варим

компот»

Будем мы

варить

компот.

Фруктов

надо

много. Вот.

Будем

яблоки

крошить,

Грушу

будем мы

рубить.

Варим,

варим мы

компот,

Угостим

честной

народ.

П/и

«Солнышк

о и

дождик»

Развитие

чувства

ритма.

Упр. «снег идет»

6

Развитие

пассивного и активного словаря состоящего из названий действий(спит, ест, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет гуляет, убирает чистит, умывается купается одевается, рисует, везёт, падает)

Домашние животные

Употребление

глаголов повелит.накл. Научить отдавать команды: Иди, спи буди, пей, помоги

Как топает малыш? Как капает дождик? Как тикают  часы? Как звенит колокольчик?  

Упр. «Лакаем

молочко»

Молоко лакает кот. Котик нас лакать зовёт

Угадай что

делает кукла за ширмой) хлопает стучит, падает

Развитие

плавного  длительного выдоха : Подуть на шарик от пинг-понга в , тазике с водой, сдувать с ладошки пёрышко

«Сидит

белка на

тележке»

Координац

ия речи с движениями Капля раз, Капля два

Очень медленно сперва, А потом, потом. Все бегом, бегом

Обучение

пространственному

расположению предметов

которые должны быть в привычных

для ребенка местах: на столе, под столом, за шкафом…

7

Научить быстро

переключаться по словесной просьбе с одного действия

на другое (без

предмета).

Посуда.

Научить

объединять

обращение +

глагол п.н. 2л.

ед.ч.

Катя, иди.

Миша, спи.

Артикуляционн

ый праксис

звука «И»

Улыбнулись

губки,

Показались

зубки. Губы

улыбнулись,

К ушкам

потянулись.

Узнавать

бубен из ряда

звучащих

игрушек.

Развитие

глубокого

вдоха,

выдоха.

Упр.

«Сдувание

снежинок со

снежной

поляны»

«Ладушки»

«Наши

детки

дружно

встали, по

дорожке

зашагали

топ-топ-топ»

Развитие

чувства

ритма

8

Научить различать

утвердительные и отрицательные

приказания

отличающиеся

частицей «не».

Одежда

Научить

объединять

слова:

обращение +

глагол +сущ.

В.п.

Тим, дай мяч.

Тим, возьми

куклу.

Формировать и развивать

артикуляционн

ый праксис звука «О»

Действия с

бумагой.

Послушай и

угадай, что делают с

бумагой (мнут, рвут, листают)

Развитие

плавного,

длительного

выдоха.с

помощью

бумажных

«снежных»

комочков.

«Мальчик с

пальчик»

«Туки –

ток»

Развитие

чувства

ритма

                                                    декабрь, январь, февраль

1

Научить различать

к кому обращена

просьба – команда.

Беги – бегите

Принеси –

принесите.

Игрушки

Учить

использовать

словосочетани

я: дай + сущ.,

хочу +инфинит,

можно+инфин.

или сущ.

Заучить

несколько

обиходных сло-

восочетаний.

Формировать и

развивать

артикуляционн

ый праксис

звука «Э»

Упр.«Мишка»

В положении

на четвереньках с игрушечным

мишкой.

«Э –э», как

мишка, вы

пропойте,

Ротик широко

откройте.

Тим с

мишенькой

играет и по комнате

гуляет, Как мишутка

напевает:«Э-э».

Угадай что

делаю. щёлкан

ье ножницами,

стучать

ложкой.

Развитие

плавной,

длительной

воздушной

струи.

«Паровоз»

Доставать

мелкие

игрушки из

коробочки,

двумя

пальчиками.

Ручки в

стороны,

В кулачок

Разожмём

и на бочок

На носочки

поднимайся

Приседай и выпрямляй-ся

Основные

цвета:

красный,

жёлтый,

зелёный.

Ветер сорвал

крыши с

разноцветных

домиков.

2

Научить понимать

значение слов ,

выражающих

следующие

пространственные

отношения: вниз

(внизу) – вверх

(вверху).

Части тела.

Сопоставление

грамматическ

их форм слов.

Одних и тех же глаголов:

п.н.2л. ед.ч. –

из.н. 3л.ед.ч.

н.в.

Спи -спит

Массаж для

язычка

«Что звучит»

(бубен,

барабан,

колокольчик)

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха

Нюхаем

цветы «АХ»

как пахнет

«Наши

детки»

«Это я»

Ручки в

стороны,

В кулачок

Разожмём

и на бочок

На носочки

поднимайся

Приседай и

выпрямляй

ся

Угадай чья

тень.

3

Научить понимать

значение слов,

выражающих

следующие

пространственные отношения

:Далеко – близко

Мебель

Согласование

глагола и сущ.

в В.п.

Даёт лапу.

Ест суп.

Пьёт молоко.

Упр. «Индюк»

«Где

позвонили»

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха

Какие лёгкие

пёрышки!

«Двор»

«Ходьба»

Найди такой же. Игрушки

красного и

синего цвета

4

Научить понимать

значение слов,

выражающих

следующие

пространственные отношения: вперёд -назад

Сущ. в Д.п..

(кому? чему?)

Кукле, козе,

бабе.

Упр. «Котёнок

лакает молоко»

Как кричит

мама и

детёныш

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного выдоха

Покажем

пальчикам

и «Гусь»,

«собака»,

«киска»

«куры»

Кто

спрятался?

(корова, овца,

курица,

лошадь)

5

Научить узнавать

предметы по их

назначению.

Покажи чем

будешь резать

хлеб.

Труд людей

Сущ. в Т.п.

(кем? че?)

окончание –

ом, -ой.

Утюгом,

ножом, пилой,

яблоком

Упр. «Лиса

облизнулась»

Кто это

сказал?

Изменение

высоты голоса

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного выдоха

Дуем на

колобка,

поможем

убежать

Покажем

пальчикам

и «Заяц с

длинными

ушками»

Туки -ток

Где

спрятался

волк,

медведь,

лиса, колобок

(мягкий

театр)

6

Научить понимать

значение

прилагательных,

противоположных по значению:

большой –

маленький; узкий– широкий;

длинный-короткий

Согласование

сущ. с прилаг.

в роде.

Жёлтый ,

жёлтая;

красный,

красная.

Упр. «Котёнок

лакает молоко»

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного выдоха

Дуем на

муху

Покажем

пальчиком

и «Кошка»

«Замок»

Чоки-чоки

Руки в

боки,

А потом

начнём

подскоки.

Ну-ка

вместе 1, 2,

3. Сядь на

место и

замри.

Раздай

игрушки по цвету

платочка.

(куклы в

красном,

жёлтом,

синем

платочках

Игрушки

цветные:

мячи, кубики,

машины.

7

Учимся понимать

пространственное

отношение двух

предметов

выраженное

предлогом.

Вопросы: Кто укусил кису?

Кого укусила муха? Что болит у кисы? Почему у кисы болит ухо?

Лес

Употребление

предлога в.

Учим:

укусила кису

муха и болит у кисы ухо.

Упр. «Улыбка»

-«Трубочка»

Какие у кисы

игрушки (по

звуку –

погремушка,

резиновая

мышка, шарик)

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха

Сдуй муху

«Что у

киски в

мешочке»

«Наши

детки»

Ориентировка в группе.

(Киса

потеряла

сумочку)

8

Учимся понимать

пространственное

отношение двух

предметов

выраженное

предлогом.

Употребление

предлога на.

Массаж для

языка,

Упр. «Улыбка»

-«Трубочка»

Угадай, кто

идёт

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного выдоха

Дуем на

листочки

Покажем

пальчикам

и «собаку»,

«кошку»,

«мышку»

«Ладушки»

Чоки-чоки

Руки в

боки, а потом

начнём

подскоки.

Ну-ка вместе 1,2,3

Сядь на

место и

замри.

                        март, апрель, май

1

Научить

объединять

демонстрируемые предметы (или их изображения) по

их общему назначению.

Весна

Сопоставление

грамматическ

их форм слов.

Образование

слов с помощью суф. –ок,-ек, -ик. Дом – домик,

петух –

петушок,

молоток –

молоточек.

Массаж для

языка,

Упр. «Улыбка»

-«Трубочка»

Угадай, кто

идёт

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха Дуем на

шарик

«Солнышк»

«Паучок»

Туки -ток

Куклы Аня,Валя, собачка

– кто за кем

2

Научить

различать

грамматическую

форму ед.ч. и мн.ч.  сущ.

Покажи где…

Сопоставление

грамматичес-

ких форм слов.

Ед.ч. сущ. –

мн.ч. сущ.

Мяч – мячи,

Шар – шары.

Арт. сказка:

«Весёлый

язычок»

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного выдоха

Дуем на

бумажные

комочки снежки

Курочка и

цыплята.

Вышла

курочка

гулять…

«Ёжик»

Кто за кем?

3

Научить

определять по

грамматической форме глагола кому принадлежит

совершаемое

действие – одному или нескольким

лицам.

Лес

Единственное

и

множественно

е число

глаголов:

бегут – бежит,

пьют – пьёт,

идут – идёт.

Маша – пьёт,

медведи

– пьют,

Маша идёт,

медведи идут.

«Бублик»

«Машины

мячики»

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха

Упр.

«Футбол»

«Солнышко»

«У медведя

дом

большой,.»

Съедобное –

несъедоб-ное

4

Научить различать

названия

предметов близких

по звучанию.

Цыплёнок -утёнок, хвостик – мостик, петушок – ремешок,

козёл – осёл

Полено – колено,

крыша – крыса

Сопоставление

грамматическ

их форм слов.

Преобразован

ие форм глаголов.

Пей – я пью.

Спи – я сплю.

«Бублик»

«Улыбка»

«Котёнок»

Чем я играю

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха

Сдуй

комарика

«Ладушки»

Руки в

стороны…

5

Научить различать

глаголы близкие

по звучанию:

Несут – везут,

купается –

катается качается,

купается

– умывается, моет

– умывается –

стирает

Птицы

Сопоставление

грамматическ

их форм слов.

Изменение

глаголов 3 л.

ед.ч. на 1 л. д.ч.

Он пьёт – я пью.

Он идёт – я

иду.

Мимическая

гимнастика

«Мы умеем

улыбаться….»

Где звенит?

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха

Сдуй

листочки с

дорожки

«мальчик с

пальчик»

«Чоки –

чоки…»

Жёлтые

фрукты

(выбери что

любит кукла)

                         

6

Научить

определять

взаимоотношения

действующих

лиц.спросить о

реальности

изображённой

ситуации

Сопоставление

грамматическ

их форм слов.

Употребление

глаголов н.в.

ед.ч. и мн.ч.

Я пью – мы

пьём.

«Бублик»

Мимическая

гимнастика

«Мы умеем

улыбаться….»

Кто позвал?

Развитие

глубокого

вдоха и

плавного,

длительного

выдоха

Сдуй

платочек

«мальчик с

пальчик»

«Руки в

стороны…»

Прятки с

платочком

7

Научить

определять

взаимоотношения действующих

лиц.спросить о

реальности

изображённой

ситуации

Сопоставление

грамматическ

их форм слов.

Глаголы ед.ч.

в 3х лицах.

Я пью – ты

пьёшь – он

пьёт.

«Толстые внуки

приехали в

гости…»

Кто позвал?

Развитие

глубокого

вдоха и

плавно                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    го,

длительного выдоха

Упр. «Вьюга

гудит»

«постираем

чисто…»

«Наши

детки»

Прятки с

платочком

8

мониторинг результатов работы за год

План психологического сопровождения.

        

Основные направления психологического сопровождения:

  • развитие психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления);
  • развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника;
  • развитие творческого мышления, художественных способностей и мелкой моторики;
  • снижение гиперактивности;
  • обучение управлению своими эмоциями, развитие навыков правильного общения, снижение уровня агрессии;
  • повышение уверенности в себе, чувства защищенности.

дата

количество занятий

Основные задачи

Пути реализации

Методические материалы

 4

развитие мелкой моторики

игры с мозаикой, рисунки по точкам, собирание конструктора, пальчиковая гимнастика.

мозаика, конструктор, бумага, карандаши.

4

развитие внимания и усидчивости, ориентировка в пространстве

дорисовать или найти недостающие детали изображения, собрать пазлы, кубки с картинками, игры на нахождение предметов и их расстановку

пазлы, кубики, рисунки (образцы)

другие мелкие предметы, игрушки, игры на развитие внимания

2

развитие кратковременной памяти

разложить картинки (предметы), закрыть и  ребенку повторить ряд

любые предметы, картинки

2

развитие целостности восприятия, осмысления предмета

контурные изображения животных, предметов – угадай, что это и раскрась

контурные изображения, карандаши

3

развитие логического мышления

раскладывание серии картинок: от большого к маленькому, по цветам, найди лишнюю картинку

серии картинок

3

развитие творческого потенциала, умение собирать из частей целое

собирание из деталей конструктора целый осмысленный предмет

разные виды конструкторов (паровозик), кубики

2

обучение понятию геометрических фигур

игры с изображением геометрических фигур

набор картинок с фигурами

2

обучение усидчивости, снятие симптомов гиперактивности

игры, направленные на концентрацию внимания

мяч, палочки, кубики, мягкие игрушки, игры

2

обучение выражению эмоций, умению перевоплощаться в другого человека (животное)

игровой театр по сказкам («Теремок», «Репка»)

реквизит для сказок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста 2017-2018 уч.г.

План по самообразованию. Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей среднего  дошкольного возраста 2017-2018 уч.г....

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и упражнение как средство формирования активного словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год

Личный творческий план Тема: «Речевые игры и  упражнение как средство формирования активного словарного запаса  у детей среднего дошкольного возраста» 2017-2018 год...

Справка – анализ уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет №4 2016-2017 учебного года.

Усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям....

Справка – анализ уровня усвоения рабочей программы детьми группы для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет №5 2017-2018 учебного года.

Усвоение программного материала детьми старшего возраста по основным образовательным областям....

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста" 2017 - 2018 учебный год

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и ра...

Индивидуальный план самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» 2021-2022 учебный год

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван п...

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год

Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...