Консультация для родителей "Развитие артикуляционной и мелкой моторики - залог успешного формирования речи у ребенка с ОНР"
консультация (старшая группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

В данном материале содержится информация актуальности и значимости  данной темы.; отражены некоторые упражнения по развитию артикуляционной моторики и мелкой моторики с помощью массажных шариков Су джок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

ТЕМА: Развитие артикуляционной и мелкой моторики залог успешного формирования речи у ребенка с ОНР.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на тренировку и выработку правильных положений органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, щек), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы ребенок научился произносить сложные по произношению свистящие, шипящие и сонорные звуки, его губы и язык должны быть сильными и эластичными, продолжительно удерживать заданную артикуляционную позу, без затруднения осуществлять  многочисленные переходы от одного положения артикуляционного аппарата к другому.

 Дети с речевыми нарушениями быстрее и успешнее достигают нужных результатов в постановке, автоматизации и дифференциации проблемных звуков, если точно и правильно выполняют артикуляционную гимнастику.

         Артикуляционная гимнастика необходима детям с правильным, но   нечетким звукопроизношением – у детей как будто “каша во рту”. Необходимо знать, что чёткое произношение звуков - это залог правильного  письма в школе.

Правила проведения артикуляционной гимнастики.

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.
  • В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
  • Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
  • Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
  • Удерживать артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
  • Следить за качеством выполнения упражнений;
  • Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
  • Не допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
  • Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.
  • Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
  • Всегда хвалить ребенка за успехи, которые он делает.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

2. Чашечка. Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

3. Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 сек.

4. Горка. Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.

5. Трубочка. Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.

6. Часики. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15 раз.

7. Качели. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.

8. Вкусное варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

9. Катушка. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.

10. Грибок. Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.

       Но не только выполнение комплекса артикуляционной гимнастики влияет на успешную коррекцию и развитие правильного звукопроизношения. Важную роль отводят развитию мелкой моторики.

        У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Вот например, Су-джок терапия принадлежит к числу эффективных средств коррекции, помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Су-Джок терапия – достижения корейской медицины. Что означает название Су Джок? Су – это кисть, Джок – стопа. Массажные шарики помогают воздействовать на биологически активные точки и активизируют речевые отделы коры головного мозга.

        Игры с колючими шариками можно эффективно использовать в сочетании с проведением пальчиковых игр, упражнений по автоматизации звукопроизношения, фонематического восприятия, развития и формирования лексико-грамматического строя речи, слоговой структуры, развития высших психических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).

Варианты речевых игр с использованием Су-джока.

1. Дифференциация звуков С – Ш (одновременно два шарика катаем вверх - вниз, зажав вертикально ладонями, проговаривая стихотворение):

Мышка сушки насушила. Мышек в гости пригласила.

Мышки сушки кушать стали. Мышки зубки все сломали.

2. Формирование фонематического восприятия.

Задания:

- Возьми в руки столько красных шариков, сколько гласных в слове услышишь.

- Возьми столько разных шариков, сколько раз услышишь (например, звук Ш).

- Если данный звук отсутствует в слове, спрячь(зажми) шарик в руке.

- Прокатывание шариком по написанной букве.

- Прокатывание шарика по ладошке, как-бы прописывая  заданную букву.

3. Развитие памяти, внимания и пространственной ориентации

«Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»

 «Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»

«Надень колечко на мизинец правой руки (на безымянный левой руки и т.д.)»

«Возьми «ёжика» в правую руку и спрячь за спину» и т.д.

4. Слоговая структура слова.

«Шарик катай- слова по слогам называй»

«Шарик сжимай – словечко по слогам называй»

«Шарик по дорожке прокати, слоги (слово) верно повтори»

5. Развитие и формирование лексико-грамматических категорий (взрослый катает ребенку массажер и называет предмет. Ребенок ловит колючий мячик, сжимает его в руке. Затем обратно катит взрослому, называя предмет в нужной грамматической категории: во множественном числе, в ласковой форме или подбирает слово-антоним и т.д.)

       Эти занятия несложные и интересные, поэтому ребёнок может выполнять их в любой обстановке. Ребёнок постепенно становится уверенным в себе, самостоятельным, проявляя собственную инициативу. Занимайтесь с ребенком каждый день, и вы станете замечать, что движения у вашего ребенка становятся точными и скоординированными, а речь становится понятней и грамотней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Речевое дыхание, мелкая моторика" - залог развития связной речи детей"

Правильное речевое дыхание является основой развития правильной речи детей. При развитой мелкой моторики дети бысрее овладевают правильным звукопроизношением....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...

Консультация для родителей Тема:"Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего возраста"

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомосаж (пальчиковые...