Профилактическая деятельность учителя-логопеда в ДОУ.
статья по логопедии на тему

Чепрасова Татьяна Викторовна

Профилактические мероприятия по устранению недостатков в речи  необходимы, можно сказать, важны. Благодаря  ранней диагностике, которая способствует выявлению детей с тяжелыми нарушениями, позволит своевременно оказать логопедическую помощь и успешно исправить речевых недостатки в более короткие сроки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilakticheskaya_deyatelnost.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая  деятельность учителя-логопеда в ДОУ

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия, которые должны создать родные и близкие ребенка.

Многое сказано о детях с  недостатками в звукопроизношении, отягощающими эмоционально-психическое  состоянии, но о слушателях проблемной речи, почему-то умалчивают, а ведь слушатель также испытывает слуховой и психический дискомфорт. Всем  нам приятно общаться с человеком, который грамотно владеет речью и очень важно, чтобы речь была четкой и правильной. Только такая  речь позволит не терять интерес к собеседнику. Коррекция речи – это процесс длительный, сложный, кропотливый, который потребует много сил и терпения, как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

Важно знать о правильном подходе к речевому развитию детей раннего возраста. Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. В 2-3 месяцам обычно ребенок «гулит» - это речевые шумы, зачаток будущих слов. Во втором  полугодии начинается формироваться речь. Ребенок  начинает произносить отдельные слоги, а иногда повторяемые слоги принимают уже определенный смысл. К году дети обычно знают 5-10 слов. На 2-3 году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К 2 годам словарный запас ребенка должен состоят примерно из 200 слов. Речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно с ребенком разговаривать правильно. Речь, возникая на основе первой сигнальной системы, и будучи тесно с ней связана, становится ведущим звеном, формирующейся в дальнейшем нервной деятельности ребенка.

       В целом речевое развитие ребенка дошкольного периода претерпевает определенные изменения.  Оно осуществляется в двух направлениях: социальном  (совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения со взрослыми и сверстниками) и семантическое (речь становится основой качественного преобразования психических процессов и превращается в орудие мышления).

       Проходит  два закономерно сменяющих друг друга этапа: пассивное владение словом (ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить) и активное использование речи.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми с ребенком.

При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится средством общения. Естественно, малыш понимает лишь часть слов, а грамматические конструкции, на данный момент, не имеют значения для него. Именно  речь привлекает его внимание к предметам и действиям, ее эмоциональный тон определяет настроение, направленность общения, а то, чего ребенок  не понимает, восполняют невербальные средства коммуникации – указательный и изобразительный жест, мимика, ситуация, вид деятельности. Большую  роль играют при этом действия взрослого, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности  ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым. Итак, если окружающие взрослые ответственно отнесутся к развитию речи ребенка на каждом определенном этапе в полной мере, то проблем можно избежать, а если все-таки потребуется коррекция речи, то она будет незначительна и на ее устранение потребуется немного времени и сил.

Отметим, что своевременная оказанная помощь детям, нуждающимся в логопедическом вмешательстве, залог быстрого и успешного исправления речевых проблем. Существует определенные сроки, когда надо начинать коррекционные занятия – и это физиологически оправданно, но важно знать, что, во-первых, каждый ребенок индивидуален, во-вторых,  степень проблемы у всех детей разная. Поэтому профилактические мероприятия по устранению недостатков  речи необходимы: семинары, мастер-классы для родителей детей раннего возраста и воспитателей, ранняя диагностика учителей-логопедов. Беседы с родителями и воспитателями детей помогут нацелить, обучить правильным речевым занятиям, играм и просто контролированному общению с детьми. Учителя-логопеды, благодаря ранней диагностике, смогут выявить детей со сложными проблемами  и проконсультировать родителей о домашней работе, направленной на устранения недостатков речи в определенной области. Все  эти действия помогут в более легкой форме выполнить коррекцию речи в дальнейшем.

Каждый  специалист знает, что лучше предупредить проблему, чем ее исправить. Следует  сделать все, чтобы этот нарушенный звук не был устойчивым, для этого необходимо сократить время произношения искаженного звука, не дать ему закрепиться в речи ребенка, поэтому важна ранняя диагностика и промежуточная на каждом годовом этапе, которая позволит увидеть, насколько конкретный ребенок склонен к определенному дефекту. Возможно, многие учителя-логопеды спросят, где изыскать время на такие диагностики при такой загруженности и численности детей в логопунктах или группах компенсирующей, комбинированной  направленности. Из двух зол выбираем  наименьшее: на коррекцию грубо нарушенного звука потребуется меньше времени. Консультации  и беседы с родителями детей,  разовьют в них повышенное внимание к ребенку, к его речи, к контролю над речью, вызовут желание  помочь своему ребенку, а выполнение домашних заданий будут постоянными и систематическими. А самое главное, это эмоционально-психическое стабильное состояние ребенка, который не будет испытывать дискомфорта при коррекционных занятиях, все логопедические этапы пройдут быстрее и легче, а это немаловажный факт в нашей работе. И к тому же ребенок  своевременно будет готов к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование коррекционно-профилактической работы в ДОУ

В планировании показана взаимосвязь инструктора по физкультуре, воспитателя, медработника и родителей по коррекционно- профилактической работе ДОУ...

Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»

Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....

комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей (все возрастные группы)

комплекс упражнений, направленный на профилактику заболевания дыхательных путей. Комплекс представлен в виде коротких стишков и черно-белых иллюстраций к ним. Материал может быть использован во всех в...

Профилактические гимнастики

Дыхательная гимнастика, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, точечный массаж....

Профилактические гимнастики

Профилактические гимнастики:-дыхательные гимнастики,-массаж рук,-массаж волшебных точек ушек,-точечный массаж,-упражнения для глаз....

Оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ.

Оздоровительная работа в ДОУ. Режим группы. Работа в оздоровительной группе. Работа в бассейне....