Проект "Логоминутки"
проект по логопедии (младшая группа) на тему

Краткосрочный проект по профилактике речевых нарушений у детей младшей возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_logominutki_.docx415.18 КБ

Предварительный просмотр:

http://www.radyga7.edusite.ru/images/detki_w750_h324.png

                           

                               КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«ЛОГОМИНУТКИ»

                                                                            Учитель-логопед Стяпшина Л.Н.

МАДОУ «Радость»

2017г.

Краткосрочный проект «Логоминутки для малютки»

Актуальность проекта:

 Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным мировой статистики число речевых расстройств у детей неуклонно растет, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррекции становится неоспоримой. В наше время 25% 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития, а в середине 70-х годов дефицит речи составил 4% детей того же возраста.

Причины этого явления неоднозначны, это могут быть:

- перинатальные поражения центральной нервной системы (ППЦНС)

- минимальная мозговая дисфункция (ММД)

- внутриутробные инфекции

- гипоксия плода (недостаток кислорода)

- хронические заболевания матери

- осложнения во время родов

- заболевания ребенка до 1 года

- ухудшение экологии

- социальные причины

    В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста (т.к. возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-3 лет – общение с помощью лепетных слов, малопонятная речь) . Наша задача – уделить более пристальное внимание этой проблеме в детском саду и в работе с родителями. По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с 3-х летнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую и выявить у детей данного возраста другие, более сложные патологии, что способствует их ранней коррекции.

Цель проекта: профилактика речевых расстройств у детей младшего дошкольного возраста через кинезиологию, биоэнерголастику, психогимнастику и пальчиковые игры, дыхательные и голосовые упражнения.

 

Задачи проекта: 

1.Формирование информационной готовности педагогов ДОУ к эффективной работе по профилактике речевых нарушений  у детей младшего возраста;

2.Оказание педагогической помощи воспитанникам в нормальном речевом развитии и своевременное преодоление возрастных специфических трудностей в речевой деятельности;

   3.Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка,   побуждение их к деятельности по   общему и речевому развитию ребенка в семье.

Предполагаемый результат:

1.Развитие компенсаторных возможностей детей  младшего дошкольного возраста с трудностями  речевого развития средствами ранней диагностики и проведения профилактической  коррекционно-развивающей работы.

2.Вовлечение воспитателей в работу по предупреждению речевых нарушений у детей

младшего возраста.

Сроки проведения: ноябрь-декабрь 2016г.

Участники проекта: дети младшей группы №2, учитель-логопед, воспитатели группы.

          Содержание практической деятельности

Этапы реализация краткосрочного проекта:

 1 этап — составление плана работы:

— диагностика речевого развития детей 3-4 лет;

— изучение психолого-логопедической литературы по проблеме исследования;

2 этап — работа с детьми по профилактике речевых нарушений у младших  дошкольников;

-разработать комплексы упражнений для детей по теме проекта;

- проведение логопедом комплекса упражнений для функционирования речевых зон коры головного мозга, дыхательных и голосовых упражнений.

-обучение воспитателей проведению данных упражнений;

3 этап – работа с родителями:

— консультации по теме проекта;

— родительское собрание на тему «Развитие речи ребенка 3-4 лет» (консультация);

Приложение 1

  • Понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком;
  • Легко воспроизводить знакомые стихи и песни;
  • Использовать сложные предложения,

рассказывать об увиденном несколькими фразами;

  • Знать 4 цвета;
  • Счет до трех (один – много);
  • Различать большой – маленький, длинный – короткий;
  • Знать имена родителей и близких;
  • Знать домашних животных, диких животных; предметы обихода;
  • Понимать действие по картинке;
  • Знать треугольник, квадрат, прямоугольник;
  • Находить и называть части тела;
  • Рисовать дождик, траву, дорожку, дым, лестницу, флажок, солнышко, шарик, ягодки.

                                                                                                                                                                                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Комплекс функционирования речевых зон коры головного мозга
  2.  через кинезиологию, биоэнерголастику, психогимнастику и пальчиковые игры.

КОМПЛЕКС 1

КОМПЛЕКС 2

КОМПЛЕКС 3

КОМПЛЕКС 4

КОМПЛЕКС 5

КОМПЛЕКС 6

1. «Ножницы» -ладони на столе ( на счет «раз–два» пальцы врозь – вместе).

2. «Ладошка – кулачок – ребро» ( на счет «раз-два-три»).

3. «Рассердиться» -нахмурить брови. Руки сложить перед грудью перекрестно.

4. «Окошко» - рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту. Кисть руки- пальцы сомкнуть ладонью вниз, когда открывается рот, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.  

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный  язык выдвинут вперед. Кисть руки-когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу. Рот закрыт – пальцы собраны в кулак.

6. «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.   Кисть руки-ладошки перед собой «показали».Пальцы обеих рук  раскрыты «веером».

7.«Трубочка» - вытягивание губ вперед длинной трубочкой. Кисть руки-руки перед грудью, пальцы «щепоткой» соединены вместе.

8. «Шарик» -надувать и сдувать щеки вместе и попеременно. Кисть руки- пальцы раскрыты и соединены друг с другом в форме «шара»

9.Имитировать полоскание рта. Кисть руки-имитация полоскания «белья»

10.П-игра «Белка»

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Загибаются по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца

1. «Пальчики здороваются «( на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.

2 «.Человечек» (средний и безымянный пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).

3. «Солнце светит ярко» -сощурить глаза. Поочередно делать козырек ладошкой над бровями

4.. «Бублик» - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.   Кисть руки-указательными и большими пальцами сделать «кружочек», соединив их вместе.

5. «Качели» - рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.         Кисть руки: движения ладонями вверх и вниз

6. «Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться по счет логопеда к уголкам рта. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.

7.«Заборчик» - Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.   Кисть руки-пальцы рук соединены скрещено между собой, ладони вовнутрь

8. «Съели кашку» -глотание,имитация  рукой «едим кашу»

9.П-игра «Пальчик – мальчик».

Пальчик- мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел.

Логопед показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех остальных пальцев начиная с указательного

1. «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. «Козлята» (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. «Задуматься» -рассмотреть потолок, не опуская головы. Руки за спину

4.«Улыбка»- «Трубочка»- «Заборчик»- «Бублик». Чередование положений губ

5. «Лопаточка» - рот открыт. Широкий язык спокойно лежит на нижней губе. Края языка округлены, не напряжены. Кисть руки-пальцы вместе, показать ладошки отдельно

6.«Вкусное варенье» - рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Кисть руки – ладошки перед собой, полузакрыты, поглаживаем внутреннюю сторону-бугорки от запястья

7. «Чашечка» - рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.  Кисть руки-ладошки соединить в форме «ковша».

8.«Кривляки»-криво улыбаться (вправо-влево)Поднимать плечики попеременно

9. «Заболели»-покашливание,прикрыли рот ладошкой.

10. П-игра «Ну-ка, братцы, за работу!»

…Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту,

Большому – дрова рубить,

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев забавлять.

Логопед и дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

1. «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

2. «Зайцы» (вытянут вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымяннй соединить).

3. «Орешки» -рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки» кисть руки – сжать сильно кулачки

4. «Удивиться» -поднять брови. Руки развести в стороны.

5. «Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Кисть руки-большим и безымянным пальцами производить щелчки вместе с языком.

6. «Гармошка» - рот раскрыт, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Кисть руки- кулачок, раскрывать ладошки вверх при оттягивании нижней челюсти

7. «Похудели» -втягивать обе щеки. Держимся ладошками за животики

8. П-игра «Этот пальчик» 

 Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

 Этот пальчик – я,

 Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

1. «Деревья «(поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

2. «Щелчки» - большой и средний пальцы щелкают

3. «Слоник пьет»- вытянуть вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника» «набирать водичку», слегка причмокивания. Кисть руки – пальчики «щепоткой», приоткрываем при «причмокивании

4. «Обрадоваться»- улыбнуться. Обнять себя.

5.«Хочется спать»-зевание, ладошкой похлопали по губам

6.«Почистим зубы» - рот приоткрыт, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону, почистить верхние зубы. Кисть руки-кисть руки неподвижна, ладонь вниз-двигаются только пальцы, ладонь вверх – двигаются только пальцы вниз

7. «Индюшата» - приоткрыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.Кисть руки – ладошки перед собой, полузакрыты, быстро-быстро поглаживаем внутреннюю сторону-бугорки от запястья

9. Потешка «Пальчики в лесу»

Раз,два,три,четыре,пять

Вышли зайчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот резал.

Этот ел

Загибают мизинец

Загибают безымянный палец

Загибают средний палец.

Загибают указательный палец

Загибают большой палец.

Щекочут ладошку.

Дети держат перед собой левую

(затем правую) руку ладонью к себе.

1. «Флажок» (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. «Птички «(поочередно большой палей соединяется с остальными).

3. «Обидеться» - опустить уголки рта. Покрутить кулачками около глаз, имитировать плач

4. «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Кисть руки-сильно зажать кисти в кулачки.

5..«Маляр» - рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Кисть руки – держим в руке кисть и имитируем как красят стену

6. «Дятел» - открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.Кисть руки –сначала одной рукой, пальцы «щепоткой» имимтация клевания по центру  ладошке другой рукиЯ, затем др. руку

7. «Барабанщик» - открыть рот , быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося –д-д-д-д.Кисть руки – имитация игры на барабане, палочки – указательные пальчики

8. П-игра «Пальчик спит».

…Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди…

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

 Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

Логопед и дети обращаются к большому пальцу, разгибают все пальчики