Игры в коррекционно-образовательной деятельности воспитателя по преодолению ОНР у дошкольников
статья по логопедии на тему

Кокорина Елена Геннадьевна

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.  Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение. Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки. Игра дает развитие воображения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры в коррекционно-образовательной деятельности воспитателя по преодолению ОНР у дошкольников»

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять» А.С.Макаренко.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Что даёт игра детям?

Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков.  Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение. Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки. Игра дает развитие воображения.

Игра дает возможность развить свой ум.

Игра дает радость общения.

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Практика показывает, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На это влияют экологические, биологические, социально-психологические и другие факторы, а также их сочетания.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Дети с общим недоразвитием речи часто не понимают инструкций, отвлекаются. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, не критичность. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны.

Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:

Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.

При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.

Развивать и совершенствовать речевые возможности каждого ребенка, вовлекая его в игровую деятельность.

Предлагаемые игры и задания способствуют решению поставленных задач и отражают основные направления коррекционно-образовательной деятельности логопеда: формирование лексико-грамматических представлений и совершенствование навыков звукового анализа речи.

 «Викторина»

Цель: развитие речевого внимания и памяти детей, учить подбирать к предмету или объекту точное определение, строить полные и четкие предложения при ответе на вопрос.

«Домашние птицы»:

Гусь выше петуха. Кто выше? Кто ниже?

Индюк толще утки. Кто тоньше? Кто толще?

Сколько ног у двух кур?

Сколько голов у трех уток?

Утята идут за уткой. Кто идет первый? Кто идет последний? Кто за кем идет?

У кого ног больше – у курицы или петуха?

У кого больше крыльев – у двух гусей или у двух петухов?

«Дикие животные»

Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий? Кто самый низкий?

 А кто ниже жирафа?

Чего больше – медведей или медвежьих ушей?

У кого больше лап – у зайца или у волка?

Волк догоняет зайца. Кто впереди? Кто сзади? Кто за кем?

Кто больше – лиса или заяц? А у кого больше ушей?

Нора справа от дерева. Что слева?

Сколько ушей у двух зайцев? А ног?

«Загадки – добавлялки»

Цель: активизировать словарь, развивать внимание, мышление. Автоматизация звуков.

«Мебель»

Если ты захочешь спать дома ждет тебя ….(кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на …(стуле).

С пирогами чай попьем за обеденным  …(столом).

Вам сидеть не тесно, детки, вчетвером на …(табуретке).

Как приятно нашей Тане поваляться на …(диване).

У чистюли Любочки всегда порядок в …(тумбочке).

Свитер, кофту толстый шарф аккуратно сложим в …(шкаф).

Смастерил вчера Николка для своих игрушек …(полку).

«Продукты питания»

Скушай, Ванечка – дружок, очень вкусный …(пирожок).

Леша и Маша едят манную …(кашу).

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой …(чая).

Любим пить по воскресеньям чай с малиновым …(вареньем).

Хороши в дорожку пирожки с …(горошком).

Петушок с ладошки ест зернышки и …(крошки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и детей по ознакомлению дошкольников с местом человека в истории и культуре».

Содержание:Значение игр-драматизаций в развитии представлений о месте человека в истории и культуре.Методика организаций театральных балаганов, развлечений, праздников и т.д.Литературные произведения ...

РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

   РОЛЬ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИГРЕ...

Мастер – класс «Дидактические развивающие игры в коррекционно-образовательном процессе»

Дидактические - развивающие игры в коррекционно -  образовательном процессе учителя - логопеда ДОУ....

Интерактивные игры в коррекционно-образовательном процессе

Представляю обзор интерактивных игр как средств формирования звукопроизношения....

Игры в коррекционно-образовательной деятельности логопеда по преодолению ОНР у дошкольников

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей....

Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности (занятий) по преодолению ОНР у дошкольников второго года обучения ( подготовительная группа)

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы на фронтальных занятиях с детьми старшей логопедической группы составлено на основе комплексного логопедического сопровождения с уч...

Непосредственная коррекционно-образовательная образовательная деятельность "Весна-красна идет"

Конспект НОД составляется с учетом требованием ФГОС ДО и имеет свою специфику оформления в соответствии с особенностями реализации образовательной деятельности, функционирования системы дошкольного об...