Главные вкладки

    Методы и приемы коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Дано описание методов и приемов коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bondareva.docx18.62 КБ

    Предварительный просмотр:

                         

                                                                    Бондарева И.В.

                                                                       Учитель-логопед ГБДОУ№18

     Методическая разработка  

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

    Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

    Основными задачами коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи являются:

    1. Количественный рост словаря (путем усвоения новых слов и их значений);

                 2.Качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков, значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).

             3.Активизация словаря (перенесение из пассивного в активный словарь).

    На занятиях мы пользуемся традиционными методами и современными

    подходами, приемами для решения поставленных целей. Самый простой и распространенный метод, которым я пользуюсь ежедневно, это НАГЛЯДНЫЙ показ предметов, игрушек и картинок, слайдов. Современным детям предстоит жить и работать в веке информации. И помимо основных навыков детям потребуется широкий круг навыков более высокого уровня. Использование компьютерных технологий раннего обучения детей, развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями. Возрастает мотивация ребенка к обучению, концентрации внимания.

    В этом помогают такие СЛОВЕСНЫЕ методы как: сравнение, объяснение, исправление, мотивировка, подсказ, подсказывающие вопросы-загадки: Голубое, кружевное, нарядное - это платье или кофта? /.

    Часто ставится цель: практическое употребление в речи каких - либо грамматических форм. Чтобы этого добиваться, пользуюсь ПРАКТИЧЕСКИМИ приемами. Работая над предложением, я даю детям различные задания, которые помогают детям не только в усвоении грамматики, но и развивают мышление, слуховое внимание; измените правильно слово: высокий - сосны развесили свои пушистые вершины; добавьте к словам слова - описания; подберите слова, которых не хватает: Вова нарисовал львов. Он показывает ... маме. Вова любуется своими .... Он рассказывает сестре о ... ;

    Вставьте пропущенное маленькое слово: Чайки летят... водой;

    Дети любят, когда я прошу их, исправлять чужие ошибки, например: Петрушкины, Незнайкины, мышкины, мои. (Коза принесла корм девочке; чашка разбила Лену). Когда дети хорошо усваивают грамматические категории в предложении, я перехожу к работе с текстом. Интересное задание, когда надо пересказать текст, заменяя имя мальчика Миша, на имя девочки Маша, например: В комнату вбежал кот. В зубах кота скворец. Миша отнял у него птичку. Мальчик выпустил скворца на волю.

    В ходе каждого занятия я использую ИГРОВЫЕ приемы, дидактические игры. Тогда детей легче заинтересовать и даже не очень активные и сильные дети стараются принять участие в работе. Таких игр и их вариантов огромное количество. Вот примеры некоторых из них:

    • Игра - хоровод « ЛАСКОВЫЕ ИМЕНА» - практическое употребление в речи уменьшительно - ласкательных форм существительных

    - При усвоении падежных окончаний включаю следующие игры.

     Родительный падеж

     а« Чего нет? Кого нет? »- с картинками, с игрушками, с детьми.

    б.        « Желание »- картинки или натуральные продукты:  начинаю

    фразу, дети заканчивают: - Я выпью стакан .../ молока, компота, чая/.

    в.«        Угадай по листу дерево»

    г.«        Верни вещь хозяину » У меня один дом. У кого много домов? ». Встает и говорит тот ребенок, у кого нужная карточка: У меня много домов » и т. д.

     Творительный падеж.

    а« Кто чем работает? »

     б.« Кто с кем работает? »

     в« С чем корзина? »

     г.« Кто за кем стоит? »

          Дательный падеж

    Игра - хоровод « Кому дать », Д/И « Мы дежурим»

    Задаю вопрос: « Кому пол подметать?» / Тане /, «Кому цветы поливать?» / Вите/. Вариант: - Что делать Оле? - Оле поливать цветы.

     Предложный падеж

     а. Игра с Петрушкой. - К нам в гости пришел Петрушка. Петрушка будет

    прятаться, а вы его ищите. /Дети закрывают глаза, я прячу Петрушку. Дети отыскивают, кто найдет говорит: « Петрушка в шкафу », « Петрушка в коробке», и т.д.

    б. Игра с солнечным зайчиком /Много приходится работать с ребятами над применением в речи предлогов. Мы их называем маленькими словами/, а Игра « Поможем незнайке »

     б. Д /И « Где мы были, что мы видели »

    На слайде - леса, поля, речки, зоопарка, деревни, города. Отдельно предметные

    картинки с изображением грибов, ягод, ежа, лодки, кувшинки, рыбы, рака, васильков, ромашки, кузнечика, бабочки, верблюда, слона, обезьяны, крокодила, коровы, лошади, трактора, козы. Даю задание: подобрать четыре подходящих картинки о лесе. Дети подбирают грибы, ягоды, белку, ежа. Вопросы: Где ты был?

    • Я был в лесу. Что ты видел? - Я видел в дупле белку, под деревом грибы, за кустом ежа, на полянке ягоды.

    Это только часть методов и приемов, которыми мне приходится пользоваться. На занятиях приемы тесно связаны, и часто мы в одной игре используем несколько приемов. Чем больше интересных заданий и украшений, чем больше дидактических игр, тем легче вызвать активность детей, желание включаться в работу отвечать. Эффективность усвоения материала в этом случае выше, чем на занятии с однообразными методами и приемами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Систематизация заданий по коррекции лексико-грамматических и фонематических нарушений у детей с ОНР

    Данная систематизация позволяет специлистам и воспитателям ДОУ а также родителям подбирать материал к занятиям с детьми среднего возраста....

    Речевой материал к систематизации заданий по коррекции лексико-грамматических и фонематических нарушений у детей с ОНР

    Представлен речевой материал к каждой лексической теме - стихотворение, пальчиковая гимнастика, диалог....

    Система игр и игровых упражнений по расширению активного словаря и коррекции лексико – грамматического строя речи у детей младшего возраста с ОНР

    Развитие речи ребенка в младшем возрасте является одной из основных задач дошкольного обучения. Эта тема достаточно актуальна, т. к. в логопедии делается акцент на расширение активного слова...

    Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Речевое развитие занимает важное место в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения ...

    Коррекция лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Всё чаще в дошкольном образовании встречается проблема бедного словарного запаса детей. Родители и педагоги наблюдают, что дети общаются со взрослыми и друг  с другом кратко и "бедно". ...