Речевые игры для формирования лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Трифонова Жанна Николаевна

В данной консультации для родителей даны практические рекомендации: игры, игровые упражнения, отдельные приемы по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста на примере лексической темы "Одежда,. Обувь. Головные уборы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевые игры для формирования

лексико-грамматических категорий

у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: Учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Как же помочь ребенку в усвоении, уточнении словаря, закреплении форм словообразования и словоизменения, умении грамотно строить предложения и целые сообщения? В этом большую роль могут сыграть родители. Возьмем для примера тему «Одежда. Обувь. Головные уборы».

Проверьте, знают ли ваши дети названия предметов одежды, обуви, головных уборов и могут ли их назвать самостоятельно. Обратите внимание на точное употребление следующих слов: куртка — комбинезон; сарафан — платье — юбка; свитер — безрукавка и т.п.

Можно предложить ребенку помочь вам убрать на место одежду и головные уборы: Слушай внимательно и запоминай, что тебе надо сделать: Шарф пока повесь на спинку стула, а шарфик отнеси в прихожую и положи в рукав куртки. Шапку положи на столик около зеркала. Пожалуйста, вспомни и скажи, что тебе надо сделать сначала? А потом?

Если ребенок забыл, что ему надо сделать, задайте дополнительные вопросы: Куда отнесешь шапку? Или: Что надо положить на столик возле зеркала? И т.д.

Дети должны знать названия деталей, частей одежды. Проверьте, как они их запомнили.  Можно спросить: «Где у твоего платья рукава? Где карманы? (Манжеты(а), петля(и), пояс(а)..) Что ты испачкал? (Манжеты)...»

По ходу выполнения разных домашних дел (стирка, ремонт одежды, чистка обуви) и помощи ребенка родителям (может постирать носочки, погладить платочки, пришить пуговицу и т.д.) необходимо постоянно задавать вопросы: Что ты делаешь? (Стираю) Что ты сделал? (Постирал) Покажи, как ты намыливаешь платок. Молодец. Очень хорошо намыливаешь. Что ты делаешь? Что еще можно намылить? Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные... (Что?) Руки и т.д. (Вопросы задайте по-разному. Точные ответы на них требуют особого внимания, собранности детей).    

Приучайте детей правильно употреблять слова-действия (глаголы) «надеть» и «одеть». Таня надевает кофту, Таня одевает Оле кофту и т.п.

Если вы собираетесь прогулку в дождливый осенний день, попросите ребенка напомнить вам, какая одежда (обувь, головной убор) ему нужны и почему. Надев платье или нарядный фартук, предложите ребенку угадать, что вы собираетесь делать. (Готовить обед, идти в гости и т.п.). Полезно провести игру: «Угадай мое действие». (Ребенок должен понимать слова «предмет», «действие», прочувствовать, что они обозначают. Если взрослый по ходу различных игр с ребенком будет пользоваться словом «действие», оно «ляжет на слух» ребенку, станет привычным и, благодаря практической деятельности, будет осознано.)

 Помогите ребенку запомнить и правильно употреблять в речи глаголы: кроить-скроить, шить-сшить, пришить к..., пришить-оторвать, подшить-зашить-ушить-вышить, вязать-связать-распустить... и т.д. Усвоить их помогут игры: «Сошьем Мишке штанишки», «Свяжем Кате шарфик».

Дети должны уметь рассказывать о своей одежде, называть ее основные признаки (цвет, материал, назначение одежды), называть части одежды, их форму, размер, признаки. Например: Что это? — Сарафан. Какой он по цвету? Он сшит из шерсти. Как можно назвать такой сарафан? Шерстяной сарафан носят летом? В какое время года носят шерстяной сарафан? Как можно назвать сарафан, который носят зимой? А теперь все вспомни и расскажи о своем сарафане (вспомни о цвете, материале, из которого он сшит, в какое время года его носят?). Какой твой сарафан? (Синий, шерстяной, зимний). В зависимости от вопросов взрослого, ребенок после рассматривания одежды, обуви, головных уборов называет и другие ее признаки (чистое, красивое, пушистое, вязаное, узкое, полосатое,  нарядное)

 Постепенно количество признаков, которые ребенок должен назвать, запомнить и воспроизвести, увеличивается до 5-ти и более.

Нужно приучить ребенка самостоятельно, аккуратно, быстро одеваться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, завязывать бантики.  Тренировочные упражнения для пальчиков постепенно помогут детям быстро и легко справляться со своей одеждой и не отставать от сверстников, успешно обучиться рисованию, письму...

Обучая ребенка тем или иным действиям, нужно проверить, правильно ли он называет их, может ли точно ответить вопросы: Что ты делаешь? Что ты сделал? Что ты будешь делать?        

В игровой форме можно воспитывать аккуратность и вкус. Можно поиграть в игру «Зеркало»: Пойдем, сынок, поговорим с зеркалом. Оно ведь у нас волшебное. Подойдя к зеркалу, взрослый говорит: «Ну-ка, зеркальце, гляди, да всю правду мне скажи, правильно ли одет(а) я?» «Зеркало» (мама говорит «волшебным» голосом и вместе с ребенком рассматривает свое отражение): «Ты в меня поглядись, еще раз повернись. На тебя погляжу и всю правду скажу. Все в порядке, воротник твой не играет в прятки, опущен, разглажен, пояс на месте, пуговицы застегнуты и т.д.» Убедившись, что мама одета аккуратно, красиво, ребенок подтверждает мнение «зеркала». Затем «зеркало» предлагает ребенку внимательно поглядеть на себя.

Детей привлекает игра «Федорино горе», по аналогии с произведением К.Чуковского. Только теперь у Федоры убежала вся ее одежда (обувь, головные уборы). Сначала убежала вся верхняя одежда — зимняя (спросите: «Какая?»), затем осенняя и т.д. Потом убежало белье (Что убежало?). Спросите, почему от нее убежала почти вся одежда? (только пожалели ее юбка и кофта, что были на ней). Приблизительные ответы: не чистила, не стирала, не гладила, вся одежда была в пятнах, руки вытирала о юбку и кофту и т.п. Ведущий: «Заплакала, запричитала Федора: «Горе мне, горе! Скоро зима лютая настанет! Вот уже первый снег выпал, что я буду делать?» Спросите: Из-за чего плакала Федора? Почему плакала? Чего испугаласьБросилась Федора одежду догонять. Спросите: «Что убегало от Федоры? Какая юбка, платье» и т.д.?

Ведущий: Стала Федора свою одежду уговаривать вернуться, стала обещать. (Что она обещала?) Пожалела кофта Федору (Что? Какая?), сжалилась над Федорой (Что? Какая?), заплакала от жалости (Что? Какая?) — ребенок еще раз перечисляет предметы одежды (шерстяная кофта, зимнее пальто, летнее платье и т.д.). Как стала Федора относиться к своей одежде, когда та вернулась?

Родители употребляют в своем рассказе разные слова-действия (глаголы): заплакала от жалости, пожалела, сжалилась, разжалобила. Произносит эти слова неторопливо, четко, повторяя каждое слово в разных вариантах несколько раз, стараясь, чтобы ребенок прислушался к ним.

Можно в дальнейшем предложить детям самим рассказать эту сказку или показать ее (драматизация сказки) членам семьи.

Теперь поговорим о словообразовании, оно представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

На закрепление словообразования существительных, глаголов, прилагательных проводятся различные игровые упражнения: «Назови ласково» (платьице, панамочка), «Два брата ИК и ИЩ» (шарфИК-шарфИЩЕ), «Назови профессию» (вязальщица, художник), «Назови действие» (швея-шьет), «Правильно назови одежду» (теплая, клетчатая), «Что из чего сделано?» (кожаные, резиновые  и другие).

Для формирования и закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных с детьми проводятся следующие игры и игровые упражнения: «Что в магазине?» (дифференциация существительных ед. и мн.числа), «Кому что дадим?», «Угадай, кому нужны эти предметы?»,  «Два и пять» (две футболки-пять футболок), «Кто чем работает?», «Что с чем?» (сапоги с пряжками), «Сделай, не ошибись» (закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий), «Исправь ошибки» (Я стираю носовой платку. Мама зашить рубашку), «Мой, моё, моя, мои», «Найди по цвету», «Придумай умные вопросы» и другие.

Эффективность работы по обогащению лексики, формированию грамматических категорий, диалогической, монологической речи, а также навыков связной речи зависит от преемственности в работе логопеда, воспитателя, родителей. Разнообразные по содержанию и по форме речевые игры и упражнения значительно повышают эффективность коррекционного воздействия и облегчают формирование речевого общения у детей.