“Причины речевых нарушений у детей”
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Васильева Яна Витальевна

Консультация для родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_5-6_let.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

“Причины речевых нарушений у детей”

      В настоящее время значительно выросло количество детей, имеющих то или иное речевое нарушение. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде.

Из-за чего же возникает нарушение речи? Этот вопрос уже давно волнует учёных. Причины нарушений представляют собой воздействие на организм различных вредных факторов (они могут быть как внешними, так и внутренними, могут сочетаться друг с другом), в результате которых возникает определенная аномалия речи.  

Отечественный педагог М. Е. Хватцев впервые   разделил причины речевых нарушений навнешние и внутренние и отметил их взаимодействие.

Для того, чтобы речь ребенка развивалась нормально и правильно, необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне: ребенок должен не просто слышать звуки, ему необходимо прямое общение со взрослыми. Взрослые должны учитывать тот вид деятельности, который соответствует данному возрастному этапу.

При неблагоприятных внешних условиях речевое развитие ребёнка задерживается. Речевые нарушения могут возникать в результате психологической или физической травмы. Любая психотравмирующая ситуация или нервно-психическое заболевание для ребенка первых лет жизни может сопровождаться нарушением речи.

В своём развитии ребёнок проходит так называемые “критические периоды”, во время которых происходит бурное развитие речи и значительно повышается риск возникновения речевых нарушений, т.к. нервная система, в целом, очень ранима. В этих случаях эти критические периоды в развитии речи будут являться предрасполагающими причинами для возникновения речевых расстройств.

Принято выделять 3 критических периода в развитии функции речи. Первый период – возраст 1-2 года. В это время начинают формироваться предпосылки к развитию речи. У ребенка появляется потребность в общении. В это время любые факторы, которые неблагоприятно влияют на ребенка, могут в дальнейшем отразиться на его речевом развитии.

Вторым критическим периодом принято считать возраст 3 года. В это время речь начинает развиваться наиболее интенсивно. Для этого требуется четкая согласованность работы всех анализаторов (зрительного, слухового, тактильного) и нервной системы в целом. Если возникают какие-либо заболевания, ребёнок становится нервным, капризным, упрямым. Это напрямую сказывается на его речевом развитии. Иногда дети совсем отказываются от речевого общения.

Третий критический период – 6-7 лет. В этот период ребёнок начинает овладевать письменной речью. При этом возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте к ребёнку будут предъявляться завышенные требования, то впоследствии у него может возникнуть заикание. Если у ребенка имеются какие-то речевые нарушения, то в эти критические периоды они проявляются наиболее сильно.

Определённое значение в развитии речевых нарушений играют наследственные факторы. Они могут являться предрасполагающими условиями для их возникновения, а в некоторых случаях выступать в качестве ведущих причин.

Совместная работа воспитателя, логопеда и родителей.

Язык и речь И.П. Павлов называл «чрезвычайной прибавкой на уровне человека». Без языка нарушаются механизмы и нормы трех основных видов деятельности: обучения, познания и труда (игры). Овладение родным языком – жизненная потребность и необходимое условие выживания. Как человек читает, так он и думает, пишет, говорит, учится и учит! Работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни (критический период). Уже начиная со второго года жизни, слово влияет на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и другие стороны психической жизни.

   Для того, чтобы речь детей развивалась соответственно возрасту мы используем следующие формы работы:

  – речевые занятия по формированию навыков живой речи;

  – художественно-изобразительная деятельность;

  – театрализованная деятельность;

  – тематические ролевые игры;

  – игровые занятия с элементами логопедической ритмики.

   Одно из таких занятий мы вам сейчас и хотим показать.

   Просмотр интегрированного занятия «Маша и медведь».

   После просмотра занятия предлагаю родителям поделиться своими впечатлениями и задать возникшие вопросы.

                                        Совместная работа.

Воспитатель. Ребята, к нам пришла сегодня гостья. А кто она попробуйте отгадать.

                                        Бабушка внучку очень любила.

                                        Бабушка шапочку ей подарила.

                                        Девочка имя забыла свое.

                                       А вы угадали, как звали ее?

(Входит Красная Шапочка).

                           Здравствуйте, ребята!

                           Здравствуйте, взрослые!

Вы любите отгадывать загадки про сказки? Отгадайте и мои. А если отгадаете, появится книжка.

                            В этой книге именины

                            Много было там гостей

                            Но на этих именинах

                            Появился вдруг злодей.

                            Он хотел убить хозяйку

                            Чуть ее не погубил,

                             Но коварному злодею

                             Кто-то голову срубил. ( Муха-цокотуха ).

                             Возле леса на опушке

                             Трое их живет в избушке.

                             Там три стула и три кружки,

                              Три кровати, три подушки.

                              Отгадайте без подсказки,

                              Кто герои этой сказки? (Три медведя).

                              На сметане я мешон,

                              На окошке я стужон.

                              Перед волком не дрожал,

                              От медведя убежал,

                              А лисице на зубок все ж попался…(колобок).

                              Нет ни речки, ни пруда,

                              Где воды напиться?

                              Очень вкусная вода-

                      В ямке -  из копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка).

                              Кто-то за кого-то ухватился крепко.

                              Ой, никак не вытяну! Ой, засела крепко!

                              Но еще помощники скоро прибегут.

                              Победит упрямицу дружный общий труд.

                              Кто засел так крепко? Может это…(репка).

Красная Шапочка. Вижу, вы очень любите сказки, поэтому быстро и правильно все загадки отгадали.

А теперь я объявляю конкурс для родителей на лучшее чтение скороговорок.

               Краб забрался на трап и заснул крепко краб,

               А кальмар не дремал: краба в лапы поймал.

               У быка губа тупа, бык, бык, тупогуб,

               Тупогубенький бычок.

Красная шапочка. Еще хочу предложить конкурс «Сказочное лото». Я буду называть первое слово из названия сказки, а вы продолжайте…

                   Гуси – …             Мороз – …           Маша и …

                   Красная …          Заюшкина …       Доктор …

                   Бременские …    Муха – …             Царевна – …

                   Федорино …       Аленький …

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко» по сказкам. («Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка»).

Совместная инсценировка сказки «Теремок».

«Влияние артикуляционной гимнастики и

пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста».

Артикуляционная  гимнастика.

        Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

        Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.

         Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.

         Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.

        Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

        Наиболее    эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно – голосовыми упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).

    Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

                                Упражнения для нижней челюсти

Широко раскрыть рот и подержать открытым несколько секунд.

Жевательные движения с сомкнутыми губами.

Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.

ЗАБОРЧИК – верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.

                                       Упражнения для губ

           1. УЛЫБКА – растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).

2. ТРУБОЧКА (ХОБОТОК)- вытягивание губ вперед.

3. Чередование УЛЫБКИ и ТРУБОЧКИ.

 (три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами)

           4 Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.

           5 Втягивание нижней губы под верхнюю.

                                  Упражнения для языка

( рот широко открыт, нижняя челюсть неподвижна)

1. БОЛТУШКА – движения языком вперед- назад.

2. ЧАСИКИ – вправо- влево.

3. КАЧЕЛИ – вверх-вниз.

4. Круговые движения языком.

5. ЛОШАДКИ – цоканье (щелканье) языком.

6. ЛОПАТКА – широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.

7. ИГОЛОЧКА – узкий, напряженный язык высунут вперед.

8. ЖЕЛОБОК – высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

9. ГРИБОК – широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

10. ЧАШЕЧКА – широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.

11. КИСКА СЕРДИТСЯ – выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

12. НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК –

а) покусывание кончика языка

(ЛОПАТКА), губы при этом в улыбке,

 б) пошлепывание широкого расслабленного языка

 (ЛОПАТКА) расслабленными губами.

Взаимодействие  с родителями по использованию сказки для формирования правильной речи детей пятого года жизни

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции.

  Как известно, вся работа по формированию правильной речи условно может быть        разделена на этапы.
  1. Развитие фонематического слуха. Сказка поможет научиться определять на слух изменение темпа речи, поможет выполнять движения в соответствующем темпе и т.д.

  2. Формирование правильного произношения. Сказка поможет добиваться  четкого, правильного произношения того или иного звука.

  3. Расширение словарного запаса. Сказка является средством обогащения словарного запаса детей.

  4. Совершенствование грамматического строя речи. Сказка является примером грамматически правильной речи.
  5. Развитие связной речи.  Для того, чтобы у ребенка сформировалась красивая и правильная речь, необходим достойный образец. Сказка является таким образцом.
       На каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд задач.

Таким образом, сказка и призвана помочь ребенку овладеть правильной речью.  Основные задачи:
1. Формирование навыка понимания речи.
2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новых слов.
3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, которые используются в сказках.
4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).
6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Каждому из вас необходимо нацелиться на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна каждому на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.
Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку.

У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, но ведь научился! Так и сейчас пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему ребенку и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.

Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Это, особенно, касается исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Вот примером и послужит сказка, в которой есть множество повторов, красивых речевых оборотов и т.д.

В общении с ребенком постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Примером также может послужить сказка со своей непосредственностью, добротой, моралью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины речевых нарушений у детей

Почему же некоторые дети отстают в речевом развитии от своих сверстников?Что это, Наследственность? Упущение в воспитании или просто упрямство? Попробуем разобраться вместе...

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации освещены основные причины речевых нарушений у детей....

Причины речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В материале определяется, что является речевыминарушениями, рассматриваются причины речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста....

Причины речевых нарушений у детей

   Как возникают нарушения речи? Что может послужить причиной их возникновения? И какие могут быть последствия? Давайте разберемся...

Наглядная информация "Причины речевых нарушений у детей"

   Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей".

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"....

«Причины речевых нарушений у детей».

Этиология речевых нарушений издавна интересовала человечество (этиология в переводе с греческого языка обозначает учение о причинах). Ещё в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460-3...