Круглый стол для родителей "Нетрадиционные методы по развитию мелкой моторики"
классный час по логопедии (старшая группа) на тему

Пачкова Лариса Александровна

Использование щёток, прищепок, подносов с манкой для развития мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_fevral_netr_metody_.docx34.67 КБ

Предварительный просмотр:

.

                     

                                        Учитель-логопед Пачкова Л.А.

 Результаты исследований показывают, что уровень развития  речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации  кисти и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

         Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук,  точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

                      Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во одиннадцатом  веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

             Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. 

                   По насыщенности зон кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж  указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

               В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно – сосудистой систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

               В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

              Исследования отечественных  физиологов также подтверждают связь развития рук  с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции  высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно  обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

Что же происходит, когда   ребёнок  занимается   пальчиковой  гимнастикой?

·                        Выполнение упражнений и ритмических  движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

·                       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.

·               Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

·         Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками ,  то его речь станет более ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

·         Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

·         У детей развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказать руками» целые истории.

·         В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость.

Упражнения можно условно разделить на три группы:

            1группа. Упражнения для кистей рук

·         развивают подражательную способность;

·         учат напрягать и расслаблять мышцы

·         развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

·         учат переключаться с одного движения на другое.

        2группа. Упражнения для пальцев условно статические

·         совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

         3группа. Упражнения для пальцев динамические

·         развивают точную координацию движений;

·         учат сгибать и разгибать пальцы рук;

·         учат противопоставлять большой палец остальным.

Формы работы по развитию мелкой  моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

·         Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

·         Игры с пальчиками с речевым сопровождением; (и без сопровождения)

·         Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

·         Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

·         Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;

·         Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.

Нетрадиционные:

·         Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

·         Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

     Вы должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду в разные режимные моменты, одеваясь на прогулку, играя на улице, использовать гимнастику как часть занятия и  т.д.

1.  Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 

2.  Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 

3.  Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник». 

4.  Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря: 
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят». 

5.  Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
«Пальцы, как пчелы, летают по сотам 
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?». 
6.  Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи". 
7.  Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые. 

8.  Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками. 
9.  Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
10.  Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 
11.  Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше. 
12.  Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: 
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!». 

13.  Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. 

14.  Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку». 

15.  Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке. 

16.  Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех». 

17.  Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные методы в развитии мелкой моторики.

Одним из важнейших разделов логопедической работы является развитие мелкой моторики. Этому должно уделяться много внимания.Я в свою работу  стараююсь включать разнообразные интересные задания с и...

Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) Тема: «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».

Показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей....

Мастер-класс (круглый стол для родителей и воспитателей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных заняти...

Круглый стол для родителей "Нетрадиционные методы по развитию мелкой моторики"

Использование щеток, прищепок, подносов с манкой для развития мелкой моторикию...

Мастер-класс (круглый стол для родителей) «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук»

В практике моей работы с детьми  прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук  у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошко...

Педагогический проект «Эффективность педагогических методов для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТАДанный проект можно считать долгосрочным, рассчитанным на 5 лет. Тема проекта соответствует теме моего самообразования ДОО. Объектом исследования, являются дошкольники, начина...