Развитие речи детей в процессе повседневного общения
консультация по логопедии (старшая группа) по теме

В консультации учителя-логопеда для воспитателей ДОУ раскрывается большое значение полноценного речевого общения с детьми в процессе всех режимных моментов. Описываются требования, предъявляемые к речи воспитателя, а также пути исправления грамматических ошибок в речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_v_povsednevnom_obshchenii.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда

для воспитателей ДОУ

на тему:

«Развитие речи детей в процессе повседневного общения»

       Речь детей формируется не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и во время общения с воспитателем в повседневной жизни, в режимных моментах. Разговор педагога с детьми имеет большое воспитательное значение для установления хороших взаимоотношений между ними, влияние на поведение ребёнка, на его умственное и речевое развитие.

     Для развития детей большое значение имеет индивидуальное общение воспитателя с ребёнком. Чрезвычайно важно в течение дня найти возможность в течении дня для разговора с каждым ребёнком. Так, чтобы у него осталось удовлетворение от того, что его выслушали. Если в разговоре воспитатель проявляет живой интерес, то он доверчиво рассказывает обо всём, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю возможность ближе его узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи. Удобнее для этого будут утренние часы, вечернее время.

В режимных моментах воспитатель обогащает словарный запас детей, не упускаем случая, подсказать ребёнку правильное название предмета, качества или действия.

  •       Во время приема пищи мы должен точно называть блюда, которые подаются детям, а не заменять разнообразные наименования обобщёнными словами: первое, второе, третье блюдо.
  •        Ежедневное одевание и раздевание детей даёт воспитателю возможность закрепить в их активном словаре точные названия предметов одежды, их цвет, материал, качество, материал из которого они изготовлены, названия деталей одежды и обуви,
  •          Так, во время умывания мы обогащаем глагольный словарь названиями действий: умываться, открываться, закрывать кран; названиями предметов туалета и домашнего обихода: мыло, пена, мыльница, полотенце, раковина, и т.д.; названиями частей лица и тела: лицо, лоб, щёки, подбородок, нос, уши, шея, руки, пальцы, ладони, локоть; названиями признаков: холодная, тёплая, свежея (вода), чистое (полотенце), чисто, аккуратно, правильно, сухо и т.д.
  •           Уход за растениями в уголке природы является в то же время поводом активизации словаря, относящегося к явлениям природы (например: ствол, стебель, лист, почка, бутон; гладкий, шероховатый, блестящий, тёмно-зелёный, светло-зелёный и т.д.).

         В повседневной жизни воспитатель должен работать над культурой речевого общения детей. Нельзя не замечать грубости в речи, невежливого тона. Воспитатель указывает, напоминает, как надо разговаривать друг с другом, с взрослыми, приводить хорошие примеры, даёт детям поручения узнать что-либо, передать вежливо попросить какую-нибудь вещь и т.п.

Пути исправления грамматических ошибок

и формирование грамматической правильной речи

             Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней. В тактичной и доброжелательной форме. Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы, в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребёнок различал, как он сам говорит и как воспитатель. При исправлении ошибки не следует повторять её, а нужно предложить ребёнку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его о том, что он сказал неверно; пусть ребёнок повторит за воспитателем правильное слово или предложение. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, не следует его передразнивать, высмеивать или умиляться.


Речь воспитателя, постоянно находящегося в поле зрения ребёнка, является важным источником, из которого дети черпают образец родного языка, культуры речи. Какие же требования предъявляются к речи воспитателя и какие недостатки в речи присущи педагогам.

К сожалению, на практике бывает, что в речи воспитателя встречаются следующие недостатки:

  • нечёткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»);
  • засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»;
  • использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

К речи воспитателя предъявляются следующие требования:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
  • строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах;
  • использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
  • в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости;
  • связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
  • использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.

Тренинг «Расставь ударение»

 Игра – конкурс «Исправь ошибки». Типичные ошибки в речи взрослых

«Дети в садик бежат. Ты за ними бежи. Из домика вылазь. Ехай на санках. Видишь, как я ездию. Подежурь заместо меня. Давай вместе играться. Лопатку вот сюда нужно ложить, положь. Ляжь на правый бок. Я чистию свое пальто. Сколько разов тебе говорить, дожидайся меня». Я (надеваю, одеваю) шапку. Я (одела, надела) девочку Таню. Это ихние игрушки.

Каждый педагог и его речевое поведение – образец для подражания. Не забывайте, с нами рядом дети, следите за своей речью и помогайте ребенку овладеть культурой родного языка.

Подготовила:

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №78»

Каплан Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речи слабослышащих детей в процессе повседневного общения.

Раннее обучение глухих детей словесной речи имеет исключительно большое значение для формирования познавательных процессов. Мышление и речь у слышащих, нормально развивающихся детей появляются в ранне...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овла...

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения.

                «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах."   Плутарх.  Основная цель ДОУ в развитии р...

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, спосо...

Развитие речи детей в процессе общения и игры

Одним из важнейших условий развития речи ребенка, является включение его в социальную среду.   Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Социальные связи влияют как ...

Развитие речи детей в процессе общения и игры

Одним из важнейших условий развития речи ребенка, является включение его в социальную среду.   Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Социальные связи влияют как ...