Построение индивидуальной работы с детьми-логопатами, имеющими нарушение зрения
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Шуракова Анна Леонидовна

В данной статье представлены особенности построения индивидуальной работы с детьми-логопатами, имеющими в качестве сопутствующего диагноза нарушения зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narushenie_zreniya_u_detey-logopatov.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Построение индивидуальной работы с детьми-логопатами, имеющими нарушение зрения

Дети, имеющие речевые недостатки органической природы, отличаются от своих  сверстников, как по физическому, так и по нервно – психологическому развитию. Эти ребята неустойчивы с точки зрения внимания, легко возбуждаются, отмечается отставание в развитии двигательной сферы. За время работы редко встречала детей, которых можно назвать здоровыми.

По данным З.А. Репиной «весь ход нормального речевого развития ребенка протекает» в « строго определенных закономерностях, в которых каждое сформировавшееся звено является, своего рода, базой для полноценного формирования последующего». И автор говорит о том, что «выпадение какого-то одного звена(отклонение от нормы в его развитии) препятствует нормальному развитию других, надстроенных над ним, звеньев».

Эти недостатки приводят к  двигательным неловкостям, малому объему движений. В работе с детьми использую гимнастику для глаз, упражнения, направленные на развитие дыхания, развиваю осанку, развиваю  артикуляционные, мимические мышцы, мелкую моторику рук. Поговорим  об этом.

Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы не уменьшается, а увеличивается. Нарушения речи сами по себе не исчезают, формирование правильного произношения у ребёнка, развитие фонематического слуха, памяти, внимания и мышления, развитие двигательной активности происходит под влиянием взрослых и их педагогического воздействия. Развитие всех компонентов языка должно проходить в комплексе и это является обязательной составляющей личности в целом. И понятно, что полноценное и гармоничное развитие личности ребенка не возможно без воспитания у ребёнка правильной речи. Своевременно не выявленные и не исправленные нарушения закрепляются и о них уже говорят как - устойчивых.

Внятность речи и правильность произносимых звуков зависят от многих факторов и особенно от того, какого строение артикуляционного аппарата(от работы языка, челюстей, губ). И от того, насколько ребенок умеет ощущать движения артикуляционного аппарата. Это также зависит и от развития речевых зон мозга.

Работаю учителем- логопедом на дошкольном логопедическом пункте. Степень нарушения (слабость и неточность) определяю при обследовании. Ведь при нарушении взаимодействия подвижных органов артикуляции (язык, губы, челюсти и мягкое нёбо) с неподвижными органами (зубами, с нёбом), которые образуют щели и смычки между собой и появляются нарушения речи. Работаю как с  детьми, имеющими нарушения речи, так и с детьми, у которых нарушена функция зрения. В наше время во многих детских садах  есть дети с различной патологией зрения. Поэтому хочется рассказать об особенностях работы с такими ребятами.

Когда начинала работать с детьми – логопатами, имеющими нарушения зрения, ознакомилась с особенностями строения хрусталика, внутренней оболочки глаза (сетчатки) и глазодвигательных мышц. Если лучи от предмета пересекаются в главном фокусе, расположенном на сетчатке, то человек видит хорошо (это зрение считается нормальным). Если лучи пересекаются перед сетчаткой глаза близорукие (миопические), если лучи позади сетчатки пересекаются, то глаза дальнозоркие (гиперметропические).

То есть работа глаз в большой зависимости от изменения хрусталика, который способен принимать форму (равную расстоянию, на котором находится объект рассмотрения). Движения глазных яблок возможны благодаря четырем прямым и двум косым мышцам. Координированное движение получается при сокращении отдельных мышц глаз или групп мышц.

Профессор Э.С. Аветисова считает, что дети при чрезмерной нагрузке испытывают трудности. Профессор говорит о большом влиянии, которое в детском возрасте оказывают:длительность зрительной и условия зрительной нагрузки на нормальное формирование зрения.

 В силу нарушения деятельности зрительного анализатора,  например, у слабовидящих детей появляется своеобразие речевого развития. Оно выражается в нарушении всех структурных компонентов языка (в большинстве  случаев). Соответственно формирование речи таких детей происходит в более сложных условиях  по сравнению с детьми, имеющими нормальное зрение. И, конечно же, зрительный дефект становится первичным, влияет на формирование речевых и неречевых функций.

У детей с другими диагнозами, нарушение зрения также влияет на изменение тех или иных моментов восприятия и связанных с ним других психических процессов.

Свою работу по коррекции речи с детьми, имеющими нарушение зрения, строю с учетом нарушений. После консультации с сестрой-ортоптисткой и собственного обследования планирую работу с детьми, имеющими нарушения зрения. Следуя рекомендациям медсестры, подбираю наглядный материал (размер и цвет картинок), учитываю сложность материала.

           В связи с этим, работа по коррекции речи предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка, но развитие психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью. Также предполагает развитие различных параметров зрительных функций. Мы (воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре)  работаем над решением задач по развитию речи этих детей, коррекции зрения в тесном взаимодействии, то есть – комплексно. Учитываем индивидуальные потребности и  возможности  каждого ребёнка.  Обязательно учитываем следующие рекомендации офтальмолога:

- дети с низкой остротой зрения сажаются за первые столы,

- при светобоязни нужно избегать прямого попадания света в глаза ребёнка,

- при сходящемся косоглазии ребёнка сажаем за центральные столы,

- при разной остроте  зрения обоих глаз ребёнка необходимо посадить так, чтобы лучше видящий глаз был ближе к центру,

- рабочая поверхность при расходящемся косоглазии должна быть горизонтальной, а при сходящемся-вертикальной, при миопии- вертикальной,

- расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не более 30 сантиметров,

- темп занятий должен быть снижен,

- проведение специальной гимнастики, занятий для глаз, минуток отдыха и физкультминуток обязательно,

- на занятиях использовать специальные наглядные пособия,

- при демонстрации цветных изображений использовать яркие, насыщенные цвета,

- ограничивать непрерывную зрительную работу соответственно возрасту и зрительным возможностям,

- если закапаны глаза(в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога) развиваем тактильные ощущения и фонематический слух.

Логопедические занятия с детьми-логопатами (имеющими нарушения зрения или без них) провожу по подгруппам и индивидуально. Стараюсь создавать интересные ситуации, при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности. Это позволяет чередовать умственные, речевые и зрительные нагрузки с двигательной.

 За время работы  заметила, что использование хорошей наглядности способствует осознанному усвоению материала детьми и стимулирует речевую активность у всех ребят (с любыми нарушениями зрения и без них). При планировании занятий обязательно использую упражнения и игры, способствующие развитию фонематического слуха, слухового восприятия. Зрительная наглядность в паре со слуховым восприятием, тактильными ощущениями помогают детям получать более полное представление об изучаемом предмете.

 На этапе постановки и автоматизации рекомендую использовать упражнения для развития прослеживающей функции глаза.При автоматизации звука в словах использую вертикально слева направо расположенные картинки (это помогает разработке прямых мышц глаза). Неотъемлемой частью занятий является совершенствование моторных навыков, координации, ориентации в пространстве и конструктивногопраксиса (динамические паузы, пальчиковые игры).

Во время занятий не забываю о проведении зрительной гимнастики, которая, конечно же, проводится в игровой форме и сопровождается стихами, музыкой и так далее. Вся работа направлена на коррекцию дефектов, на психическую защищенность детей, усвоение образовательной программы с учетом зрительных особенностей. Таким образом, вся работа направлена на развитие ребёнка в целом.

Список использованной литературы:

1 . Аветисова Э. С. и др. Москва «Руководство по детской офтальмологии», 1987

2. Лопухина И.С. Санкт-Петербург «Логопедия. Ритм. Речь. Движение», 1997

3. Барнс Д. Минск «Улучшение зрения без очков по методу Бейтса», 2009

4 Лазаренко О.И. Москва «Альбомы для автоматизации произношения звуков», 2001

5. Комарова Т. П. Москва « Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями зрения», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.

Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации....

Система работы по автоматизации звуков в процессе коррекционной работы с детьми-логопатами, имеющими стёртую дизартрию.

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной логопедии -преодолению недостатков устной речи  при дизартриях у детей дошкольного возраста. Проблема обусловлена как значительной распрос...

Инновационные методы в работе с детьми–логопатами дошкольного возраста с нарушением зрения

Статья посвящена использованию инновационных методов в работе с детьми-логопатами с нарушением зрения. Представлены кинезиологические упражнения и упражнения, включающие элементы биоэнергопластики, со...

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ОУ

В статье представлен опыт работы учите5ля-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения...

Карта индивидуального образовательного маршрута для ребенка, имеющего нарушение зрения.

Основная цель современного дошкольного образования — развитие и воспитание будущего школьника с помощью всех доступных педагогических ресурсов. Однако программа обучения малышей ориентирована на...

Индивидуально-дифференцированный подход при организации двигательной активности с детьми, имеющими нарушения зрения.

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях, происходящих вокруг...

Индивидуальный план по самообразованию. Тема: «Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия, способствующие активизации мыслительной деятельности детей, имеющих нарушения зрения».

Актуальность:В настоящее время растёт число детей с затруднениями в обучении, с нарушениями зрения, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики....