консультация для родителей
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

 Курносова Елена Геннадиевна

Семинар-практикум. "Как организовать логопдическиую работу дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_dlya_roditeley.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка -Детский сад № 18 «Город чудес»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание

 « Как организовать логопедические занятия дома»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                             Учитель – логопед:

Ткаченко Е.Г.

 

 

 

 

 

 

Саратов,2017

Цель: оказание помощи родителям в овладении игровыми приемами развития артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях

Задачи:

- рассказать родителям о значимости развития артикуляционной моторики;

- сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений;

- обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции;

- познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома;

- формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Оборудование: самодельная игрушка Квака-задавака, зеркала, ноутбук, экран, проектор, электронная презентация с вариантами стихов и сказок для проведения артикуляционной гимнастики, буклеты для родителей, анкеты.

Предварительная работа:

За 2-3 недели до проведения практикума в родительском уголке вывешиваются материалы для ознакомления:

  • нормы речевого развития детей дошкольного возраста;
  • комплексы артикуляционной гимнастики;
  • список литературы по теме

План проведения собрания:

1. Регистрация родителей.

2. Консультация « Родители- главные помощники логопеда».

3. Презентация « Организация логопедических занятий дома».

4. Практическое задание для родителей

5. Презентация «Веселый язычок»

6. Написание отзывов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, дедушек, старших сестер и братьев. Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться , не «съедать» слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка долетают многие слова искаженно. Особенно четко нужно поизносить незнакомые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи, на примере которой формируется их собственная.

Распространено неправильное мнение о том, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же вмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Нарушение речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу.

Ваш ребенок начал заниматься с логопедом, и вы, конечно, хотите ему помочь в скорейшем овладении правильной речью. Для этого существуют логопедические домашние задания.

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя- логопеда отводится домашним заданиям.

Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление в домашних условиях у детей тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены  на подгрупповых и  индивидуальных занятиях.  

Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном общении – во время игр, прогулок, экскурсий, в повседневной жизни.

 

 

Основные правила при выполнении заданий логопеда

1. Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник ( даже в случае болезни ребенка).

2. Домашнее задание ребенок должен выполнять с родителями в течении 10- 15 минут 2-3 в день.

 3. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

 4.  Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.

 5. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

6. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи, но когда изучаемый звук находится на автоматизации ( т.е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

7. Пусть выполнение домашних заданий станет игрой для ребенка.

8. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради

Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребенка, организует его и подготавливает его к восприятию школьной программы.  

Я буду предлагать различные игры и игровые приемы для закрепления звука дома. Если хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Очень полезны специальные пальчиковые краски, пластилин ( под присмотром взрослого) – его можно просто мять и разрывать на кусочки. Также можно поиграть с пуговицами: детям нравится перекладывать пуговицы, распределять их по величине, цвету, раскладывать в коробочки. Очень полезны пальчиковые игры-  потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает пальчиками действия. ( Елена Косинова « Уроки логопеда). Освоение ножниц – тоже большая нагрузка для пальчиков.

Если у ребенка что –то не получается или плохое настроение не следует его ругать. Попробуйте перенести занятие чуть – позже. Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной удаче. Положительный эффект возможен только в том случае, когда задания выполняются ежедневно, а главное- правильно. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Желаю вам успехов!  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть

Логопед:

- Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, челюсти (нижняя, верхняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные неподвижными.       Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Работа по развитию основных движений  органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за один раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 4-5 раз.

3. Статические упражнения выполняются под счет до 5 (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Логопед (кратко, на слайде – подробно):

- Организация проведения артикуляционной гимнастики дома 

1. Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики буде крайне затруднено.

2. Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

3. Покажите правильное выполнение упражнения.

4. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение.

5. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Практическая часть

1. Логопед:

- А теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения. Поставьте перед собой зеркало.

Логопед рассказывает о порядке выполнения артикуляционного упражнения, демонстрирует правильное выполнение. (Родители выполняют некоторые упражнения («Улыбка-Трубочка», «Окошко», «Иголочка», «Блинчик» («Лопаточка»), «Чашечка», «Лошадка», «Грибок»).

Логопед: Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не займет у вас много времени, но принесет огромную пользу вашему ребенку. Регулярные, ежедневные упражнения позволят значительно ускорить постановку и введение в речь поставленных звуков.

- Согласитесь, что интереснее будет выполнять гимнастику под веселые стихи, которые вы можете найти в книжках, а можете придумать сами.

- Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.

Не случайно у каждого артикуляционного упражнения есть свое название и образ. Что ребенку интересней: по инструкции облизывать широким языком верхнюю губу или представить, что облизываешь с верхней губы вкусное варенье... клубничное, малиновое, яблочное? Вот, заодно и словарь малыша пополнили. А насколько легче и глубже лепится из языка чашечка, чтобы не пролился чай, чем ребенок пробует прижать боковые края языка к верхним боковым зубам.

Дети любят играть. И когда мы объединяем отдельные упражнения в сюжет, в сказку, и они сами становятся активными участниками этой сказки, то, как в сказке, происходят чудеса. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Взрослый рассказывает сказку, а ребенок одновременно выполняет упражнения.

Предлагается  родителям выполнять упражнения со «сказочным» сопровождением. (Приложение 2)

Итог

Обмен впечатлениями от встречи на семинаре-практикуме.

Проводится анкетирование родителей (Приложение 3)

Приложение 2

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок»

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).

— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).

— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?

— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

— Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок»

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).

«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы, наконец, подкрепиться.

Анкета

1. Интересна ли была тема семинара-практикума?___________________

2. Что полезного для себя Вы узнали?_____________________________

______________________________________________________________

3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

______________________________________________________________

4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?___________________________________

5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета

1. Интересна ли была тема семинара-практикума?___________________

2. Что полезного для себя Вы узнали?_____________________________

______________________________________________________________

3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

______________________________________________________________

4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?___________________________________

5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета

1. Интересна ли была тема семинара-практикума?___________________

2. Что полезного для себя Вы узнали?_____________________________

______________________________________________________________

3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

______________________________________________________________

4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?___________________________________

5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо!

Анкета

1. Интересна ли была тема семинара-практикума?___________________

2. Что полезного для себя Вы узнали?_____________________________

______________________________________________________________

3. Какие игры, упражнения Вас больше всего заинтересовали? Почему?

______________________________________________________________

4. Появилось ли у Вас желание проводить дома с ребенком «сказочную» артикуляционную гимнастику?___________________________________

5. Ответы, на какие вопросы Вы бы хотели получить при следующей нашей встрече?__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...