Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р.
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) по теме

        Для  многих людей умение правильно произносить звук Р является одним из главных, и часто обращаясь за помощью к логопеду, родители говорят именно о нём, о неумении ребёнком его произносить. Если у малыша нет серьёзных речевых нарушений и органы артикуляции правильно сформированы, то овладение звуком не вызовет у него каких-либо затруднений. Но если к 6 годам звук не появляется, то необходимо помочь ребёнку и обратиться к логопеду. Постановка звука «р» часто занимает продолжительное количество времени. Ребенка необходимо подготовить к правильному восприятию и воспроизведению звука. Многократные повторения одного и того же материала утомляют. Однако, повторения необходимы: нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем правильно его произносить. Постановка звука может проходить: по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, от опорных звуков, с механической помощью. Но бывает так, что традиционные способы постановки звука не дают положительных результатов и приходится искать новые  или вспоминать забытые. В своей работе я рассказываю о традиционных и нетрадиционных способах постановки звука Р.

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Традиционные и нетрадиционные способы постановки звука Р. Подготовлено Учителем-логопедом ГБДОУ «Детский сад»№24 Московского района Санкт-Петербурга Грибовской Е.А.

Слайд 2

Правильная артикуляция звука Р Положение губ нейтральное. Зубы сближены на расстояние 4-5 мм. Кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжён и вибрирует. Спинка языка опущена. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому нёбу. Боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам. Сильная струя воздуха проходит посередине. Голосовые складки сомкнуты.

Слайд 3

Ротацизм Картавый : увулярный (вибрирует маленький язычок), велярный (вибрирует нёбная занавеска). Губной : V - польское, «кучерское» - тпр Боковой – боковые края языка не прижаты к боковым зубам (рль) Носовой – мягкое нёбо опущено, резко выгорблена задняя часть спинки языка (нг) Одноударный – кончик языка поднят к дёснам, происходит один удар

Слайд 7

Традиционные способы постановки звука Р «Присосать» кончик языка к твёрдому нёбу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот. От «балалайки»: при механической вибрации кончика языка включить голос. От быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом также используется механический способ постановки звука: с помощью пальцев или соски в момент произнесения звука производится вибрация кончика языка.

Слайд 8

Нетрадиционные способы постановки звука Р

Слайд 9

1 способ Из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение языка на верхней губе и направленная воздушная струя. Широкий край языка лежит на верхней губе. В этом положении ребёнку предложить подуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э»). Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

Слайд 10

2 и 3 способ Постановка звука Р на вдохе. Условие – правильное и чёткое произнесение звука С. Ребёнок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребёнок не коснётся языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Постановка звука Р от упражнения «Болтушка». Ребёнок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»), высунутый широкий язык на звуке А делает движения вперёд – назад, скользя по твёрдому нёбу. В тот момент, когда язык касается альвеол, слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации Р. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

Слайд 11

Звукоподражание

Слайд 12

Автоматизация в слогах

Слайд 13

Автоматизация в словах

Слайд 14

В предложениях и в тексте

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Мастер-класс для родителей «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики традиционными и нетрадиционными способами».

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для  тренировки  подвижности  органов...

Консультации для родителей "Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"

quot;Обучение приемам артикуляционной гимнастики традиционным и нетрадиционным способами"...

"ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ТРАДИЦИОННЫМ И НЕТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБАМИ"

Регулярное выполнение упражнений артикуляционной гимнастики поможет:- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;- улучшить подвижность артикуляционных органов;укрепит м...