Консультации для родителей. Формирование навыков общения у детей.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Виноградова Юлия Владимировна

Представленный материал можно использовать на родительских собраниях, индивидуальных консультациях и как информацию для родительского уголка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультации для родителей.54 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Общение или коммуникация – это обмен информацией. Потребность в общении - одна из главных человеческих потребностей. Мы общаемся с миром в процессе самого разнообразного взаимодействия с ним. Научится общаться, уметь взаимодействовать друг с другом очень важно. Полноценное общение в естественных жизненных ситуациях – это понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь.

Владение языком общения предполагает:

  • Восприятие речи и ее понимание.
  • Реакцию на речь окружающих.
  • Умение соблюдать очередность в разговоре.

По мере развития навыков общения ребенок приобретает:

  • Способность при помощи общения удовлетворять целый ряд своих потребностей (социальных, эмоциональных и материальных).
  • Способность выражать свои пожелания – сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями.
  • Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного построения предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.
  • Способность отчетливо произносить самые разные звуки, которая разрабатывает артикуляцию.
  • Способность завязывать и поддерживать разговор, ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова, которая складывается из умения слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

У большинства детей навыки общения формируются без специальных занятий, но это все равно происходит не автоматически. Им помогают родители - сознательно или бессознательно, они приспосабливают свой язык к возможностям ребенка, к уровню его развития, и своей реакцией на его речь или другие способы подачи информации, показывают ребенку, как ему надо говорить и как могут быть вознаграждены его попытки вступить в контакт или поддержать его.

 В тех случаях, когда отклонение в развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам нужно тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Родителям важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть малыша к общению. Оценивать и понимать какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что ребенок пытается высказать, их реакция на эти попытки.

У  родителей немало способов помочь ребенку в формировании и совершенствовании навыков общения, потому, что именно общение является неотъемлемой частью жизни, а значит и осваивать его лучше в ходе повседневных дел. Завтрак, обед или ужин, укладывание спать, купание, совместная покупка продуктов, одежды, игрушек, прогулки, походы в гости, совместные игры идеально подходят для формирования и совершенствования навыков общения. Кроме того, вовлечение ребенка в жизнь семьи – это основа расширения словарного запаса и других элементов речи.

Общение – важная часть взаимоотношений со всеми близкими: братьями, сестрами, бабушками, дедушками, дядями и тетями, но родители большую часть времени проводят с ребенком, и они являются первыми и основными партнерами по общению. Но бывает, что близкие люди не могут найти способы включить ребенка в процесс общения и тогда помощь специалиста, который подскажет приемы взаимодействия, бывает просто необходима.

Давайте рассмотрим более детально умения, которые необходимы для полноценного общения.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ЕЩЕ НЕ ГОВОРИТ, ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ДОЛЖНЫ РАЗВИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ:

  • УМЕНИЕ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ И УДЕРЖИВАТЬ ВНИМАНИЕ
  •  ИГРОВЫЕ НАВЫКИ
  • УМЕНИЕ СОБЛЮДАТЬ ОЧЕРЕДНОСТЬ
  • ПОДРАЖАНИЕ (ИМИТАЦИЯ)
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕСТОВ И ЗВУКОВ В РАЗНЫХ ЦЕЛЯХ
  • ПОНИМАНИЕ РЕЧИ.

ЕСЛИ РЕБЕНОК УЖЕ УМЕЕТ ГОВОРИТЬ,

НЕОБХОДИМО ОСВАИВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ:

  •  ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ РАЗНЫЕ ТИПЫ СЛОВ
  • ПРАВИЛЬНО УПОТРЕБЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
  •  ПРАВЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ВСЕ ЗВУКИ РЕЧИ
  • УМЕНИЕ  ПОДДЕРЖИВАТЬ РАЗГОВОР.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ВЫШЕНАЗВАННЫХ УМЕНИЙ.

  1. ДАВАЙТЕ РЕБЕНКУ ВРЕМЯ  НА ОТВЕТ. СЛУШАЙТЕ. ЖДИТЕ.
  2. РАЗГОВАРИВАЙТЕ С РЕБЕНКОМ О ТОМ, ЧТО ЕГО ИНТЕРЕСУЕТ.
  3. ПЛАНИРУЙТЕ ЗАРАНЕЕ, ЧТО НУЖНО ОТРАБОТАТЬ,
  4.  СОЗДАВАЙТЕ  СИТУАЦИЮ  ЕСТЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ, ИГРЫ
  5. СТАРАЙТЕСЬ ПООЩРЯТЬ РЕБЕНКА ТАК ЖЕ ЕСТЕСТВЕННО,  В САМОМ РАЗГОВОРЕ.

УМЕНИЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ И РЕАГИРОВАТЬ

(ПРИЕМЫ РАБОТЫ)

  1. Во время ваших совместных занятий вы можете побуждать малыша внимательно слушать вас, смотреть и реагировать: фиксировать взгляд на вашем лице, наблюдать за вашим ртом, смотреть на предмет, который вы показываете, прослеживать его перемещение, выполнять действия, поручения по просьбе.
  2. Рассказывайте о том, что делаете в данный момент простыми фразами, прерываемыми паузами. Окликайте ребенка по имени, дожидайтесь, пока посмотрит в ответ на вас.
  3. Разговаривая, улыбайтесь и прикасайтесь к нему.
  4. Поводите руками малыша по своему лицу. Ощущения от движения ваших губ, мимики, привлечет внимание ребенка. Меняйте способы привлечения внимания, например, измените тон голоса.
  5.  Показывайте, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас, реагирует, выполняет просьбы, т.е. общается с вами. У ребенка сложится стереотип – общение с ним вызывает радость.
  6. Отвечайте на любые звуки, которые издает ребенок, как бы ведя диалог, закладывая основу соблюдения очередности.
  7. Для одних и тех же событий, действий, просьб используйте одни и те же слова, что научит ребенка хорошо понимать их значение.
  8. Все члены семьи стараются побуждать малыша слушать, смотреть и реагировать во время общения .
  9. Наблюдайте за ребенком, чтобы понять, что его интересует. Используйте интересующие его вещи для привлечения и сосредоточения внимания, через игру с ними решайте поставленные цели.
  10. Настройтесь на медленный, постепенный  прогресс и систематическое, постоянное  использование приемов привлечения и удержания внимания.

ОБУЧЕНИЕ ОБЩЕНИЮ В ИГРЕ.

        Игра для ребенка – это способ познания мира. Играя, он может слушать и смотреть на других ее участников, значит, у него уже есть основа для освоения

более сложных навыков общения. Игра является источником словарного запаса, а так же – это занятие, которое ребенок может разделить с другими. Освоение навыков общения, в период, когда ребенок не говорит, таких как умение соблюдать очередность, умение подражать, умение концентрировать внимание - происходит, главным образом, в процессе совместных игр. В ходе игры возникает потребность общаться – попросить нужную вещь, отклонить нежелательное вмешательство, поделиться впечатлениями от происходящего. Игра создает идеальные условия для привития навыков разговорной речи, зрительно-моторных координаций. Игра усложняется по мере овладения игровыми навыками: научился ставить кубик один на другой, теперь построим башню; научился открывать баночки – поищем спрятанный в них предмет.

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ИГРЕ ТАКОВЫ:

  • Приглашайте поиграть вместе с вами.
  • Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе.
  • Побуждайте ребенка совершать действия по очереди, играя с игрушками; по очереди менять выражение лица; по очереди издавать разные звуки.
  • Чтобы найти стимул вызывающий желание ребенка участвовать в игре, необходимо наблюдать за реакциями ребенка на предметы, действия и использовать те, которые вызывают радость и другие положительные эмоции..

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ СОБЛЮДАТЬ ОЧЕРЕДНОСТЬ.

Выделять специальное время для занятий не нужно. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать практически в любое время, импровизированные занятия такого рода могут стать естественной частью ваших взаимоотношений: во время купания, кормления, при укладывании спать, во время игр и в любое другое время. Это умение помогает усвоить модель поведения во время разговора.                

 ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

  1. Можно произносить что-то по очереди.
  2. По очереди совершать какие-либо действия.
  3. По очереди играть игрушками.

                        РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПОДРАЖАТЬ.

При развитии речи подражание или копирование играет первостепенную роль. Имитация мимики и действий подготавливает ребенка к имитации звуков и слов.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

1. Добивайтесь копирования после вас тех действий, мимических изменений и звуков и слов, которые ребенок уже умеет производить.

2. Копируйте ребенка, когда он произведет какой-нибудь звук, состроит гримасу, сделает что-нибудь. Это поможет наглядно представить ему модель подражания.

3. Вводите новые действия, изменения мимики, звуки и слова во время игр и связывайте их с игрушками, после того как у ребенка получается хорошо выполнять по подражанию уже знакомые .

4.Давайте время на ответную реакцию.

5. Помогайте дополнительно физически:

  • «АА» - приложите большой палец к подбородку ребенка и, говоря «АА», легонько нажмите на него так, чтобы он пошел вниз;
  • «ОО» - сожмите щечки ребенка и потяните их вперед так, чтобы ротик принял форму буквы «О». Скажите «ОО».
  • «ИИ» - легонько раздвиньте уголки рта ребенка, говоря «ИИИ».

6. Сопровождайте звуки действиями.

7. Новое действие, мимические гримасы, звук или слово  над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку не менее двух недель и только после этого переходить к чему-то другому.

8. Слова, которые вы хотите, чтобы ребенок научился произносить, должны относиться к  предметам, которые он может, как следует рассмотреть, пощупать, изучить.

КАК УЧИТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ НАВЫКАМИ ОБЩЕНИЯ 

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

1. УМЕНИЕ ЗДОРОВАТЬСЯ И ПРОЩАТЬСЯ- ежедневно используйте одни и те же слова и действия, создавайте условия для наблюдения за другими во время актов приветствия и прощания. 

2. УМЕНИЕ ДЕЛИТЬСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ- используйте эмоциональное комментирование, ждите ответной реакции, давайте образец  вопросов.

4. УМЕНИЕ ДАВАТЬ ПРЕДМЕТЫ ДРУГИМ ЛЮДЯМ- сначала учите давать предметы в ответ на  просьбу, а чтобы научить делать это без просьбы привлеките к игре с передачей предмета по кругу или «раздачей» по очереди  игровым персонажам еды или питья.

5. УМЕНИЕ ОКАЗЫВАТЬ УСЛУГИ ДРУГИМ- можно сформировать в ходе ролевой игры, например, по очереди кормите мишку, причесывайте куклу, помогайте бабушке. Если нужно, дайте возможность поиграть самому с предметами использовавшимся во время этих игр.

6. УМЕНИЕ ПРОСИТЬ НУЖНЫЕ ЕМУ ВЕЩИ- создавайте ситуацию, когда ребенок видит то что ему хочется или нужно, но не может дотянуться, достать его, тем самым побуждайте к проявлению реакции (жеста, звука, слова), поощряйте ее, учите спрашивать можно ли это получить.

7. УМЕНИЕ ПРОСИТЬ  О ПОМОЩИ- сначала прерывайте то что ребенок любит или ему нравится, когда вы делаете для него, задавая вопрос «Хочешь еще?». Дождитесь ответа. Закрепляйте в других ситуациях.

8. ОТКАЗ ОТ ПРЕДМЕТОВ И ПОМОЩИ, НЕСОГЛАСИЕ СО СЛОВАМИ СОБЕСЕДНИКА- показывайте жест, произносите слово, когда видите ситуацию отрицания со стороны ребенка, поощряйте их использование ребенком, закрепляйте многократным повторением.  

10. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА- наблюдайте за самостоятельной деятельностью ребенка, присоединяйтесь во время паузы, поощряйте общение.

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА УЧАСТВОВАТЬ В РАЗГОВОРЕ.

  1. Для этого хорошо дать ему поручение (что-нибудь взять, показать и т.п.). Возможно, первое время будет необходимо ребенку подсказывать, как выполнить это поручение, однако если инициатива будет ребенком проявлена, необходимо ее поощрить.
  2. Игры с куклами, надевающимися на руку, с марионетками или ролевая игра создаст надежный защитный барьер в виде «маски» героя, от лица которого ребенок будет общаться.
  3. Стройте общение с ребенком, отталкиваясь от его интересов, расширяйте  их диапазон.
  4. Учите пользоваться разговорными навыками в полной мере: принимайте произнесенное слово и в ответ демонстрируйте фразу; давайте возможность повторить фразу за вами; давайте ему шанс употребить фразу самостоятельно.
  5. Задавайте вопросы ( Что это? Что ты делаешь? Что случилось? Где…?)
  6. Вводите в разговор неоконченные предложения (Это… У тебя…)
  7. Шевеля губами, проговаривайте нужное слово про себя, произносите первый звук слова, которое вы подсказываете ребенку
  8. Демонстрируйте слово или фразу, чтобы ребенок мог их скопировать.
  9. Учите слово вместе с определенным жестом.
  10. Немного помогите физически, при условии, что ребенок приемлет такого рода помощь.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание навыков общения у детей раннего возраста"

Воспитание навыков общения у детей раннего возраста ....

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет».

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста»

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эт...

Консультация для родителей: "ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА".

ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.     Ребёнок от 1 года до 3-х лет активно растёт, развивается и набирается опыта. Находясь в окружении семьи (родителей, старших дете...

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"

Консультация для родителей "Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста"Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитыв...

Консультация для родителей. ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

    Задача взрослого вовремя и правильно начать обучение ребёнка навыкам общения. С рождения мама должна разговаривать со своим малышом, эмоционально откликаться на все его живые проя...