статья "развиваем грамматический строй речи"
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Степанова Галина Вениаминовна

статья о грамматическом строе речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развиваем грамматический строй речи.

Выполняя увлекательные задания в игровой форме, ваш ребёнок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

«Из чего сделано?» (игра с мячом)

Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Например:

Рукавичка из меха — меховая.

Стакан из стекла — стеклянный.

Ваза из хрусталя — хрустальная.

«Чей хвост?»

Ребёнку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке.

Например: «У зайца какой хвост? - заячий».

«Скажи наоборот»

Взрослый предлагает ребёнку посмотреть на мальчика, который делал всё наоборот. Мама просит подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама:»Повернись ко мне» - он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребёнка представить, что бы сделал такой мальчик - «наоборот», если бы его попросили: встать; показать ладони; открыть рот; поймать мяч; опустить руки; поймать мяч; согнуть руки; положить карандаш; отодвинуть стул и т. п.

Если подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия наоборот» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться,кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать.

«Бывает — не бывает»

Взрослый просит ребёнка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чём он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает — покачать головой и промолчать.

Взрослый медленно. Отчётливо произносит сочетания слов:

Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Кот ходит. Дом ходит. Лампа ходит т. п.

«Подбери слово»

взрослый предлагает ребёнку внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие (глагол).

Рыбка к камню … (отплыла или подплыла), от берега … (переплыла или отплыла), всю реку … (вплыла или переплыла)?

Бабочка к цветку … (отлетела или подлетела), с ветки на цветок … (облетела или перелетела), вокруг капусты …. (влетела или облетела), в комнату … (подлетела или влетела)?

Лягушка к бревну … (подпрыгнула или впрыгнула), на бревно … (выпрыгнула или запрыгнула), с бревна … (отпрыгнула или спрыгнула). От журавля … (перепрыгнула или отпрыгнула)?

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребёнок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

Перечисленные упражнения помогут развить речь вашего ребёнка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.