Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Якунина Тамара Васильевна

Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и  особенно  в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Слайд 2

«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка; чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Этапы развития двигательной моторики рук у ребенка 1. Непроизвольность движений, общность движений рук и мускулатуры всего тела, отсутствие связи движений пальцев, тактильная чувствительность руки. 2. Рефлекторные движения руки усложняются и начинают образовываться координированные движения. Происходит дифференциация (вычленение ведущей руки в манипуляциях), длительное удержание вложенного в руку ребенка предмета, изменение характера движений (непроизвольные движения переходят в первые произвольные или в преддействия).

Слайд 4

Этапы развития двигательной моторики рук у ребенка 3. Формирование простых результативных предметных действий (в начале - впервые проявляется целенаправленность действия на определенный объект, а к концу этапа - направленность действия на определенный результат). 4. Дифференцированность деятельности рук (выделение ведущей руки), взятие предмета, специфические для руки выразительные движения и жесты, взаимодействие связей «глаз-ухо-рука»; игры в «ладушки»; инструментальная деятельность.

Слайд 5

Цель занятий: развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга: развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Слайд 6

Задачи 1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребенка к овладению письмом: - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук; - развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. 2. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы: - произвольное внимание; - логическое мышление; - зрительное и слуховое восприятие; - память, речь детей; - умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Слайд 7

Задачи 3. Учить связным, эмоционально-окрашенным высказываниям; - пропагандировать использование пальчиковых игр дома; - использовать взаимосвязь педагогов ДОУ в развитии мелкой моторики рук.

Слайд 8

Группы пальчиковых игр I группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое. II группа. Упражнения для пальцев - условно статические: совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. III группа. Упражнения для пальцев - динамические: развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.

Слайд 9

Формы работы Традиционные: - самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); - игры с пальчиками с речевым сопровождением; - пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; - графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; - предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём; - игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек; - кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней; игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Нетрадиционные: - самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; - игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Слайд 10

Требования к проведению пальчиковых игр 1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки. 2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца. 3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей. 4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.

Слайд 11

1. Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибание и разгибание. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. 2. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. 3. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза). 4. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Правила проведения пальчиковых игр

Слайд 12

5. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. 6.Выполняя упражнения с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой. 7.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми. 8.Следует четко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текст). Так как объем внимания у детей ограничен, то невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. 9. Никогда не следует принуждать ребенка играть. Нужно попытаться разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (изменив задание или поменяв игру).

Слайд 13

Основные направления работы с детьми на занятиях Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена). Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

Слайд 14

Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов, угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь. Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров. Кинезиологическая пальчиковая гимнастика. Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

Слайд 15

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики : - универсальность ( можно играть в любом месте в любое время); - кратковременность (обычно не более 2-5 минут); - активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх; - невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов; - наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Слайд 16

Способы проведения пальчиковых игр 1. Взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения руками ребенка. 3. Ребенок выполняет движения своими руками.

Слайд 17

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям: сделать рывок в развитии речи (улучшить произношение и обогатить лексику; подготовить руку к письму; предотвратить появление так называемого « писчего» спазма –частой беды начинающих школьников; развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях; развивать фантазию и проявлять творческие способности; играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве; научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возникновение неврозов; о щутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

«Использование образовательного конструктора в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

         Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в со...

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи

Использование Су-Джок терапии в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи...

Использование пальчиковой гимнастики и психогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста (Т.А. Ткаченко, Е.А. Алябьева, Т.В. Нестерюк)

Разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья,  формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни, развитие разнообразных двигательных...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми имеющими нарушения речи

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятель­ностью она ис...

Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи»

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи...

Проект "Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 5-6 лет"

Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - о...