Консультация для родителей "Что такое задержка речевого развития?"
консультация по логопедии на тему

Кирсанова Елена Игоревна

В настоящее время широко изучается такой вид речевого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_zrr.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Что такое задержка речевого развития и направления коррекционной работы»

Подготовил: учитель-логопед

Кирсанова Е.И.

        В настоящее время широко изучается такой вид речевого нарушения, как задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет.

        К задержке речи могут привести биологические факторы (воздействия на плод в период внутриутробного развития, тяжелые роды, искусственное вскармливание, черепно-мозговые травмы и тяжелые болезни, перенесенные в раннем детском возрасте), а также социальные факторы (дефицит внимания и общения со стороны родителей).

        Выделяют два уровня речевого развития у детей 2-3 лет с ЗРР.

        Первый уровень ЗРР – «Отсутствие речевого общения». Объем импрессивной речи таких детей невелик. Кроме этого, дети не понимают значения в форме единственного и множественного числа, а также путают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Экспрессивная речь характеризуется наличием отдельных звукосочетаний и звукоподражаний. Как следствие, не сформирован грамматический строй речи. У большинства детей отмечаются недостатки произношения звуков раннего онтогенеза, выражающиеся преимущественно в заменах одних звуков на другие, более легкие по артикуляции.

        Помимо особенностей речи, отмечаются недостатки познавательного развития. Многие дети не соотносят предметы по цвету, затрудняются в различении звучащих игрушек. Внимание этих детей неустойчивое, отмечаются трудности сосредоточения. Память развита слабо, дети затрудняются в припоминании хорошо знакомых игрушек. Мышление таких детей в целом близко к норме, однако в их действиях нередко применяется метод проб и ошибок.

        В сфере предметной деятельности дети проявляют низкую познавательную активность, их действия обеднены, нецеленаправленны, интерес к незнакомому предмету вскоре пропадает.

        Второй уровень ЗРР – «Общение с помощью отдельных слов». Объем импрессивной речи таких детей достаточно велик. Дети понимают значения глаголов, а также существительных в форме единственного и множественного числа. Развитие экспрессивного словаря находится на среднем уровне. Объем предметного и глагольного словаря достаточен, в речи используются существительные в форме множественного числа и существительные в форме винительного падежа. Существуют ошибки в образовании формы родительного падежа и в использовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

        Уровень развития познавательной сферы у этих детей практически не отличается от нормы. Дети правильно соотносят величину и цвет. Внимание устойчивое, удерживается на протяжении всей игры. Память у отдельных детей отличается ситуативностью, небольшим промежутком между запоминанием и воспроизведением. Об этом говорят затруднения в припоминании отсутствующих объектов и прошедших событий. Мышление имеет высокую степень развития, сформированы орудийные действия, появляются зачатки осознания причинно-следственных связей.

        Предметная деятельность детей характеризуется целенаправленностью, желанием сотрудничать со взрослым и стремлением воспроизвести образец взрослого. Однако воспроизведение образца вызывает затруднения и требует совместных со взрослым действий.

        Коррекционно-воспитательная работа логопеда с детьми раннего возраста с ЗРР предполагает комплексный подход к изучению и развитию психических функций. Она строится по следующим направлениям:

  • развитие понимания речи окружающих;
  • стимуляция потребности в вербальных высказываниях;
  • формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения;
  • развитие фонетико-фонематической стороны речи;
  • формирование речи во взаимосвязи с развитием ощущений, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы детей;
  • развитие моторной сферы.

        Используемая литература:

  1. Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2-3 лет. Диагностическая и коррекционно-воспитательная работа логопеда в ДОУ. – М.: издательство ГНОМ, 2014. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое"Задержка речевого развития"?

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13866151","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]]...

Консультация для родителей по задержке речевого развития.

Ознакомившись с этим материалом можно узнать что такое задержка речевого развития, в чем скрывается ее причина получить некоторые практические рекомендации....

Памятка для родителей "Что такое задержка речевого развития?"

Задержка речевого развития (ЗРР) – это несоответствие (отставание) речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет. Речь все-таки развивается, но с опозданием, п...

Презентация на тему: Что такое задержка речевого развития?

Задержка речевого развития (ЗРР) – это несоответствие (отставание) речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 3 лет. Речь все-таки развивается, но с опозданием, п...

Что такое задержка речевого развития? (консультация для родителей)

Консультация для родителей«Задержка речевого развития. Как распознать отклонения от нормы и как их исправить» Родители по-разному воспринимают проблемы развития речи у своих дет...

Что такое задержка речевого развития?

В статье подробно рассказывается о понятии "задержка речевого развития", когда она возникает у ребенка и по каким возможным причинам. Ознакомившись с данным материалом, родителям будет легче...

Что такое задержка речевого развития?

Консультация для родителей, что такое ЗПР? В чем причина? Какие упражнения использовать для предотвращения развития....