Главные вкладки

    Семинар- практикум для родителей " Правила выполнения артикуляционной гимнастики"
    презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Кувакина Елена Геннадьевна

    Данный материал содержит информацию для родителей- как правильно и эффективно выполнять дома артикуляционную гимнастику

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx1.34 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

    Слайд 2

    Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях Задачи : активизировать знания родителей о значимости развития артикуляционной моторики; сформировать представление о правильном выполнении артикуляционных упражнений; обучать игровым приемам развития подвижности и координации органов артикуляции при помощи нетрадиционных приспособлений; познакомить с правилами организации артикуляционной гимнастики дома; формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям; расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ работы с детьми.

    Слайд 3

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1 .Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись . 2. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). 4 . Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

    Слайд 4

    ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДОМА 1 . Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка. 2.Расскажите о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Покажите правильное выполнение упражнения. 3. Предложите ребенку повторить упражнение, проконтролируйте его выполнение. Следите за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

    Слайд 5

    Статические- направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд

    Слайд 6

    Динамические упражнения – вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость

    Слайд 7

    Упражнения для губ и щек

    Слайд 8

    ХОМЯЧОК Цель: - укреплять мускулатуру губ и щек Описание: Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

    Слайд 9

    Улыбка ( заборчик ) Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. Описание: Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. ( под счет от1 до 5-10) . Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. Обратите внимание! 1. чтобы при улыбке ребенок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2.Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу: кладем палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем ее; зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна

    Слайд 10

    ХОБОТОК Цель: вырабатывать движения губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. Описание: Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении под счет от1 до 5-10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Обратите внимание! 1 . Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2 Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять ее губами.3. Можно предложить игру « Кто сильнее?» , когда ребенок удерживает губами бинтик, а вы пытаетесь вытянуть его.4. Можно пропеть звук «у»: «У-У-У»- и губы примут положение трубочки.

    Слайд 11

    Хоботок- улыбка Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ Обратите внимание: Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.

    Слайд 12

    Лопаточка ( (блинчик ) Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от1 до 5-10 Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза. Обратите внимание!: 1. Губы растянуты в улыбке. 2 . Не подворачивать нижнюю губу внутрь.3. Не высовывать язык далеко- он только накрывает нижнюю губу.4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.5 Если это упражнение не получается , то необходимо сделать упражнение « Накажем непослушный язычок».

    Слайд 13

    Вкусное варенье цель: Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот , языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Обратите внимание! Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

    Слайд 14

    Чашечка цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки . Обратите внимание! 1.Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению « Накажем непослушный язычок»., распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая пальчиками.3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

    Слайд 15

    Часики цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот , высунуть язык и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Обратите внимание! 1. Двигается только язык- нижняя челюсть неподвижна.2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая ее, от одного уголка рта к другому.

    Слайд 16

    Качели цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка Описание : Улыбнуться, приоткрыть рот , положить широкий язык за нижние зубы ( с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубу ( с внутренней стороны) и удерживать 3-5 сек.Так, поочередно, менять положение языка 4-6 раз Обратите внимание! Следите, чтоб работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными

    Слайд 17

    Лошадка цель: Отрабатывать подъем языка, подготавливать его к вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка . Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется.2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

    Слайд 18

    Грибок цель: Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «Р».Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку. Описание: Улыбнуться, открыть рот ,присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка была натянута Удерживать в таком положении 5-10 Обратите внимание! 1. Если ребенок затрудняется выполнить это упражнение, то необходимо вернуться к упражнению « Лошадка», ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп и присасывает язык к небу.

    Слайд 19

    «Гармошка» Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении. Обратите внимание! 1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться к упражнению «Лошадка» , выполнять его в медленном темпе, дольше задержи­вая язык наверху.

    Слайд 20

    «Индюк» Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кон­чиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не по­слышится « бл-бл » (так « болбочет » индюк). Обратите внимание! Кончик языка загибается кверху.

    Слайд 21

    Маляр цель : Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить кончиком языка твердое небо ( « потолок»), делая движения языком вперед-назад. Обратите внимание! 1 . Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («кисточка») 2. Следите ,чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

    Слайд 22

    Вырабатываем направленную воздушную струю

    Слайд 23

    Загоним мяч в ворота цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. Описание: вытянуть губы вперед «хоботком» и длительно подуть на шарик Обратите внимание! 1. Следить за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.2. Загонять шарик нужно на одном выдохе.

    Слайд 24

    Спасибо за внимание !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Правила выполнения артикуляционной гимнастики"

    Развитие движений органов артикуляционного аппарата является залогом правильного звукопроизношения детей  и развития речи в целом. Для того чтобы правильно выполнять упражнения артикуляционной ги...

    Выступление на семинаре – практикуме для родителей на тему: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, чем хороша и чем полезна». «Польза логопедического массажа для лица и рук»

    Добрый вечер, уважаемые родители! = Я рада приветствовать всех Вас в нашем любимом детском саду.Сегодня мы говорим с Вами о здоровом образе жизни, о профилактике заболеваний, о мерах предосторожн...

    Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»

    Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...

    Правила выполнения артикуляционной гимнастики

    Рекомендации для родителей по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики....

    Консультация для родителей. Правила выполнения артикуляционной гимнастики

    Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию...