Специфика разработки АОП для детей с ОВЗ (ЗПР).
презентация по логопедии на тему

Герасимова Наталья Борисовна

Предисловие к презентации и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с задержкой психического развития, в том числе и детей с сочетанными нарушениями (системное недоразвитие речи у ребенка с ЗПР).

           Физиологические и психические особенности этой категории дошкольников затрудняют  успешное  овладение ими  основной образовательной программы. Готовность к школьному обучению  данной категории детей во многом зависит от своевременной коррекции познавательных и  речевых нарушений.  Они нуждаются в особой организации коррекционно-развивающей помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

Разработку АОП мы начали с анализа документации на ребёнка, а именно,  заключения городской ПМПК.

Далее специалистами сада была проведена диагностика развития ребёнка по диагностическим картам. Для воспитателя мы разработали карту наблюдения по «Программе воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» Л.Б.Баряевой. Изучив результаты диагностики, мы определили задачи работы каждого педагога с ребёнком. А также согласовали данную программу с родителями ребёнка.

Программа написана по известной структуре.

Содержание разделов программы вы можете посмотреть в прикреплённой презентации.



Предварительный просмотр:

Карта наблюдений развития ребёнка с задержкой психического развития

старшего дошкольного возраста

В начале года

В середине года

В конце года

Cоциально-коммуникативное развитие

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Ребёнок умеет пользоваться различными типами коммуникативных высказываний (задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения).

Ребёнок умеет передавать в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных отношений.

Ребёнок умеет передавать словами (изображать, демонстрировать) радость, огорчение, удовольствие, удивление в процессе моделирования социальных отношений.

Ребёнок умеет соотносить собственное поведение, достижения и неудачи с социальными нормами и правилами, развивая самооценку.

Ребёнок проявляет интерес к миру человеческих взаимоотношений, личностную и социально-психологическую готовность к школьному обучению.

Ребёнок в семье и сообществе

У ребёнка сформированы представления о занятиях и труде взрослых.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Ребёнок проявляет заботу по отношению к другим детям, готовность оказывать помощь другим детям, взрослым, то есть тому, кто в ней нуждается.

Ребёнок бережно относится к результатам труда человека (предметам быта, одежде, игрушкам и т. п.).

Ребёнок раздевается и одевается самостоятельно и с помощью других детей.

Ребёнок аккуратно складывает вещи в шкафчик, соблюдая в нем порядок.

Ребёнок содержит в порядке собственную одежду.

Ребёнок расстилает и заправляет постель (с организующей помощью взрослого и самостоятельно).

Ребёнок применяет разнообразные предметы-орудия для выполнения хозяйственно-бытовых поручений в помещении, на прогулке.

Ребёнок убирает игровые уголки, планируя свои действия (вместе со взрослыми).

Ребёнок умеет сервировать стол по предварительному плану-инструкции (вместе со взрослыми).

Ребёнок подготавливает место для занятий с природными и бросовыми материалами, бумагой и т. п.

Ребёнок проявляет желание трудиться вместе со взрослыми на участке детского дошкольного учреждения, поддерживать порядок на игровой площадке.

Ребёнок умеет ориентироваться на свойства материалов при изготовлении поделок.

Ребёнок умеет пользоваться ножницами.

Формирование основ безопасности

У ребёнка сформированы социальные представления о безопасном образе жизни (о правилах поведения на улице, о правилах пожарной безопасности, о правилах здорового образа жизни, о поведении в быту).

Ребёнок использует в реальных ситуациях и играх знания об основных правилах безопасного поведения в стандартных и чрезвычайных ситуациях, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.

У ребёнка сформированы представления о труде взрослых в стандартно опасных и чрезвычайных ситуациях: сотрудник МЧС (спасатель, пожарный), сотрудник полиции и ГИБДД, водители транспортных средств, работники информационной службы и т. п.

Ребёнок называет и умеет набирать специальные номера телефонов, четко и правильно сообщать необходимую информацию (в соответствии с возрастными и интеллектуальными особенностями детей).

У ребёнка сформированы элементарные представления о безопасном поведении в информационной среде: умение включить телевизор для просмотра конкретной передачи, допустимая продолжительность просмотра телевизионной передачи, включение компьютера и продолжительность занятий на нем, необходимость согласовывать свои действия со взрослыми.

Ребёнок умеет создавать воображаемую игровую ситуацию на тему безопасного поведения в социальном и природном мире, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя эмоциональные и поведенческие реакции по ходу игры.

У ребёнка сформированы представления о некоторых источниках опасности для окружающего природного мира (загрязнение мест отдыха, неосторожные действия, наносящие вред природе, опасные природные явления: гроза, наводнение, землетрясение, извержение вулканов и т. п.).

У ребёнка сформированы представления о безопасном для окружающей природы поведении.

Ребёнок умеет выполнять правила безопасного для окружающей природы поведения без напоминания взрослых (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке.

Речевое развитие

Развитие речи

Ребёнок сотрудничает с детьми в группе, умеет слушать других детей.

У ребёнка сформированы представления об антонимических и синонимических отношениях между словами.

Ребёнок знаком  с многозначностью слов.

Ребёнок правильно использует в речи грамматические формы слов.

Ребёнок  использует в речи различные типы предложений.

Ребёнок умеет самостоятельно составлять цельное и связное высказывание на основе овладения пересказом, рассказом.

Ребёнок умеет планировать и обобщать в речи предстоящие действия и оценивать результаты этих действий.

У ребёнка развиты общие речевые навыки, в том числе автоматизировано в речи правильное произношение звуков, ребёнок способен правильно воспроизводить звукослоговую структуру слов.

Ребёнок владеет навыками анализа и синтеза слов и предложений.

У ребёнка сформированы навыки обобщения, сравнения предметов и явлений (умеет выделять различные и сходные признаки).

Ребёнок умеет устанавливать временные последовательности, словесно выражать причинно-следственные зависимости.

Ребёнок пользуется фразовой речью в ходе бесед по рисункам, аппликациям поделкам детей.

Художественная литература

Ребёнок умеет составлять рассказы по литературным произведениям, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей.

Ребёнок умеет разыгрывать содержание знакомых рассказов, историй, сказок по ролям.

Ребёнок понимает содержание литературных произведений (прозаических и стихотворных), характер персонажей и их взаимоотношения, мотивы их поведения, отражает это понимание в речи.

Ребёнок умеет при рассказывании сказок и других литературных произведений использовать наглядные модели, операциональные карты, символические средства, схематические зарисовки, выполненные взрослым.

Познавательное развитие

ФЭМП

Ребёнок использует многообразие игр на классификацию, сериацию, образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений.

Ребёнок группирует предметы во множества по форме, по величине, по количеству.

Ребёнок использует способы проверки (приемы наложения и приложения) для определения количества, величины, формы объектов, их объемных и плоскостных моделей.

Ребёнок умеет образовывать последующее число, добавляя один объект к группе, а также предыдущее число, удаляя один объект из группы.

Ребёнок владеет счетными действиями с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия.

Ребёнок владеет  количественным счётом в пределах десяти.

Ребёнок узнаёт цифры 0, 1—9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, среди наложенных друг на друга изображений.

Ребёнок соотносит цифры 0, 1—9 с количеством объектов.

Ребёнок владеет различными способами изображения цифр: рисованием на бумаге, на песке, на доске, в воздухе; конструированием из различных материалов (ниток, шнуров, мягкой цветной проволоки, палочек); лепкой из глины, пластилина.

Ребёнок умеет называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности в пределах 10.

Ребёнок умеет подбирать соответствующую цифру к количеству объектов.

Ребёнок умеет выделять цифровые знаки среди других изображений (букв, схематических изображений объектов, геометрических фигур) и называть их обобщающим словом.

Ребёнок умеет решать задачи-драматизации и задачи-иллюстрации на сложение и вычитание, используя наглядный материал и символические изображения (палочки, геометрические фигуры), в пределах десяти и включать сформированные представления в предметно-практическую и игровую деятельность.

Ребёнок умеет определять пространственное расположение предметов относительно себя, пользоваться стрелкой- вектором и другими символами, указывающими отношения между величиной и направлениями объектов.

Ребёнок умеет перемещать различные предметы вперед, назад, вверх, вниз по горизонтали, по вертикали, по кругу (по словесной инструкции взрослого и самостоятельно).

Ребёнок умеет соотносить плоскостные и объемные формы в процессе игр и игровых упражнений, выделяя общие и различные пространственные признаки, структурные элементы геометрических фигур: вершины, углы, стороны.

Ребёнок умеет  по наиболее характерным признакам узнавать (в природе, на картинках) и называть реальные явления и их изображения: времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь).

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Ребёнок умеет выделять знакомые объекты из фона зрительно, по звучанию, на ощупь, по запаху и на вкус.

Ребёнок понимает и устанавливать логические связи (причина — следствие, часть — целое, род — вид).

Ознакомление с предметным окружением

У ребёнка сформированы представления о предметах быта, необходимых человеку (рабочая, повседневная и праздничная одежда; обувь для разных сезонов; мебель для дома, для детского сада, для работы и отдыха; чайная, столовая посуда; технические средства и др.).

Ознакомление с социальным миром

У ребёнка сформированы представления о Родине: о городах России, ее столице, государственной символике, гимне страны.

У ребёнка сформированы представления о макро- социальном окружении (улица, места общественного питания, места отдыха, магазины, деятельность людей, транспортные средства и др.)

У ребёнка сформированы представления о праздниках (Новый год, день рождения, День независимости, Рождество, Пасха, Масленица, выпускной праздник в детском саду, День учителя, День защитника Отечества, День города, День Победы, спортивные праздники и др.).

У ребёнка сформированы начальные представления о художественных промыслах (различные росписи, народные игрушки и др.).

Ознакомление с миром природы

У ребёнка сформированы представления о местах обитания, образе жизни, способах питания животных и растений.

Ребёнок умеет устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в человеческом, животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования.

У ребёнка сформированы представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях, связывая их с изменениями в жизни людей, животных, растений в различных климатических условиях.

У ребёнка сформированы экологические представления, ребёнок знает о потребительской, природоохранной, восстановительной функциях человека в природе.

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к искусству

Ребёнок знаком с доступными его пониманию произведениями искусства (картинами, иллюстрациями к сказкам и рассказам, народными игрушками, предметами народного декоративно-прикладного искусства и др.).

Изобразительная деятельность

Ребёнок проявляет интерес к изобразительной деятельности и ее результатам.

У ребёнка сформированы представления об основных цветах и их оттенках.

Ребёнок умеет смешивать краски и получать оттеночные цвета.

Ребёнок умеет анализировать объекты перед изображением (с помощью взрослого и самостоятельно).

Ребёнок умеет создавать сюжетные изображения.

Ребёнок проявляет интерес к лепным поделкам.

Ребёнок умеет словесно формулировать свой замысел, следовать ему в процессе работы и реализовывать его, объяснять после окончания работы содержание получившегося изображения.

Ребёнок умеет планировать этапы и последовательность выполнения работы (вместе со взрослым и самостоятельно).

Конструктивно-модельная деятельность

У ребёнка сформирован познавательный интерес к процессу и результату конструирования.

У ребёнка сформированы представления об архитектуре как искусстве и о строительстве как труде по созданию различных построек, необходимых людям для жизни и деятельности.

Ребёнок умеет соотносить постройки, архитектурные сооружения с игровыми конструкциями из различных строительных материалов, знаком с названием «детские архитектурные наборы».

Ребёнок умеет видеть целостную конструкцию и анализировать ее основные и вспомогательные части (архитектурные украшения), устанавливая их функциональное назначение, определяя соответствие форм, размеров, местоположения в зависимости от задач и плана конструкции.

У ребёнка сформированы представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов в конструкции, он отражает это в речи.

Ребёнок умеет сравнивать элементы детских строительных наборов и конструкций по величине, употребляя при этом слова большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче, по расположению, употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе.

У ребёнка развиты операционально-технические умения с разнообразным строительным материалом.

Ребёнок владеет разными способами сочленения и расстановки элементов конструктора (крепление по типу пазлов, детали со втулками, установка детали на деталь, сборно-разборные игрушки и крепления с помощью гаек, замков и т. п.).

Ребёнок использует в процессе конструирования все виды словесной регуляции: словесный отчет, словесное сопровождение и словесное планирование деятельности.

Умеет выполнять схематические рисунки и зарисовки построек (по групповому и индивидуальному заданию).

Ребёнок использует приобретенные конструктивные навыки для создания построек, необходимых для развертывания или продолжения строительно-конструктивных, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.

Ребёнок умеет самостоятельно анализировать объемные и графические образцы, создавать конструкции на основе проведенного анализа.

Ребёнок умеет воссоздавать целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов.

Музыкальная деятельность

У ребёнка сформированы представления о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях.

Ребёнок эмоционально отзывается на музыкальные произведения.

У ребёнка развито чувство ритма.

Ребёнок использует в играх  музыкальные инструменты.

Ребёнок выполняет разнообразные действия с предметами во время танцев, музыкально-ритмических упражнений.

Ребёнок умеет описывать словами характер музыкального произведения.

Ребёнок пропевает по возможности все слова песни, соблюдая ее темп.

Ребёнок выполняет движения по зрительному (картинке, стрелке-вектору), слуховому и двигательному сигналу.

Ребёнок выполняет движения в определенном, соответствующем звучанию музыки ритме, темпе, чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере 2/4, 3/4, 4/4.

Ребёнок выполняет движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно); бодро, свободно, подняв голову, не сутулясь и не шаркая ногами, марширует под звучание марша, умеет входить в зал, обходить его по периметру, останавливаться, затем по музыкальному сигналу снова начинать движение.

Ребёнок умеет ходить парой с другим ребёнком по кругу, следить за выразительностью движений, соблюдать расстояние между парами при движении.

Ребёнок умеет поднимать плавно руки вверх, в стороны, заводить их за спину, за голову, поворачивая кисти.

Ребёнок умеет выполнять разные действия с предметами под музыку (передавать их друг другу, поднимать вверх, покачивать ими над головой, бросать и ловить мяч и др.).

Физическое развитие

Физическая культура

У ребёнка сформирован устойчивый навык к произвольному мышечному напряжению и расслаблению.

У ребёнка развита точность произвольных движений, ребёнок умеет переключаться с одного движения на другое.

Ребёнок выполняет упражнения по словесной инструкции взрослых.

У ребёнка сформированы навыки самоконтроля в процессе мышечного и эмоционального расслабления.

Ребёнок умеет сохранять правильную осанку в различных видах движений.

У ребёнка развита двигательная память, он выполняет двигательные цепочки из четырех-шести действий.

У ребёнка развита слухо-моторная и зрительно-моторная координация движений, соответствующая его возрасту.

У ребёнка сформированы навыки пространственной организации движений.

Ребёнок умеет самостоятельно перестраиваться в звенья с опорой на ориентиры.

У ребёнка сформирован навык контроля динамического и статического равновесия.

Ребёнок умеет сохранять заданный темп во время ходьбы (быстрый, средний, медленный).

Ребёнок умеет выполнять разные виды бега, быть ведущим в колонне, при беге парами соизмерять свои движения с движениями партнера.

Ребёнок умеет прыгать, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь с сохранением равновесия.

Ребёнок умеет ловить мяч (расстояние до 3 м), отбивать его от пола не менее шести-семи раз подряд.

Ребёнок умеет принимать исходное положение при метании, осуществлять энергичный толчок кистью и т. п.

Ребёнок умеет  самостоятельно организовывать подвижные игры, предлагать свои игры, варианты игр, комбинации движений.

Ребёнок умеет анализировать свои движения, движения сверстников, осуществлять элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений.

Ребёнок умеет играть в подвижные игры со сложными правилами (эстафеты, игры со спортивными элементами).

Ребёнок использует в речи слова, отражающие пространственные отношения, обозначающие названия движений, спортивного инвентаря, спортивных игр и т. д.

Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни

У ребёнка сформированы навыки самообслуживания, элементарные навыки личной гигиены: раздеваться и одеваться самостоятельно и с помощью друг друга, аккуратно складывать вещи в шкафчик, соблюдая в нем порядок; содержать в порядке собственную одежду, пользоваться предметами личной гигиены.

У ребёнка сформированы представления об алгоритме процесса умывания, одевания, еды, уборки помещения и места для прогулки, о том, что необходимо для этого.

Ребёнок проявляет доброжелательность, заботу о здоровье друг друга и взрослых, окружающих детей, готовность оказывать помощь друг другу, взрослым, то есть тому, кто в ней нуждается.

У ребёнка сформированы навыки и потребности выполнять утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры (при участии взрослого).

Ребёнок умеет рассказывать о своем самочувствии, вербальными и невербальными средствами сообщать взрослому о своем самочувствии, объяснять, что болит и показывать место возможной боли.

Ребёнок умеет отражать в играх свой опыт по самообслуживанию, культурно-гигиенические навыки, навыки безопасного для здоровья поведения в доме, на природе и на улице, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно.


Критерии оценивания:

+   выполняет      

#  с помощью педагога

-   не выполняет


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...

Родительское собрание в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».

Сценарий родительского собрания в старшей группе .Время проведения: I период обучения, сентябрь-октябрь.План проведения: 1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед? 2. Особенности логопедич...

Специфика разработки образовательного курса по воспитанию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Обзор имеющихся программ, рекомендации с учетом специфики, возможностей и условий нашего района.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВИТ ЗАДАЧУ ФОРМИРОВАНИЯ ...

Специфика разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования по основам финансовой грамотности в ДОО ХМАО-Югры

Методическое пособие «АЛМА», как средство реализации программы по кружковой работе «Экономика для малышей»...

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТИПЫ, СВОЙСТВА, СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ

Под информационной системой обычно понимается прикладная Под информационной системой обычно понимается прикладная программная подсистема, обеспечивающая сбор, хранение, поиск и обработку текстовой или...

Брошюра по теме "Специфика разработки и реализации адаптированных образовательных программ в условиях реализации ФГОС ДОО. Особенности и трудности"

Брошюра по итогам заседания муниципального ресурсного центра «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в условиях дошкольных образовательных организаци...