Главные вкладки

    Речевые нарушения и причины их возникновения.
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    Наливных Татьяна Владимировна

    Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, к 4 - 5 годам звукопроизношение у большенства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают  неправильно произносить звуки. В данном материале указаны: причины и виды речевых нарушений, рекомендации родителям по коррекции звукопроизношений у детей, памятка родителям для организации дополнительных занятий по заданию учителя - логопеда в домашних условиях, как работать со звуком, игры и упражнения для развития фонематического слуха, игры и упражнения для развития грамматического строя речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речевые нарушения и причины их возникновения

              Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а также незрелостью речевых зон коры головного мозга. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это становится привычкой. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, которые довольно сложно правильно формировать, поскольку ребенку необходимо научиться управлять своими органами речи, а затем научиться контролировать свою речь и речь окружающих.

              При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения, поэтому звуки произносятся смазано, особенно в речевом потоке. Несформированность  двигательных дифференцировок может привести к замене сложных звуков простыми по артикуляции.

               Другим важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является  недоразвитие фонематического слуха у ребенка. При этом ребенку трудно различать звуки, которые отличаются только тонкими акустическими признаками, например, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые, свистящие и шипящие. Например, вместо слова гусь, ребенок говорит кусь, вместо слова шапка – сапка и т. д. Развитие правильного звукопроизношение идет очень медленно и иногда может привести к затрудненному формированию фонематического слуха, что в дальнейшем вызывает затруднения при письме и чтении.

                Как уже было выше сказано, к 4 годам дети свободно говорят фразами, их предложения достаточно сложны, а к 5 годам окончательно формируется правильное звукопроизношение. Однако даже при нормальном слухе и интеллекте у некоторых детей возможна задержка развития речи. Для этих детей характерны нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, ограниченный словарный запас и неправильный грамматический строй.

    Причины и виды речевых нарушений

              Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии.

    Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

    - внутриутробная патология;

    - наследственная предрасположенность, генетические аномалии;

    - неблагоприятные роды и их последствия;

    - заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;

    - ребенок общается с людьми с нарушениями речи;

    -малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;

    - ребенок перенес стресс или испуг.

               На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

    - фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;

    - нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.

    - НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

    Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.

    У детей, имеющих ФФНР:

    - один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;

    - сложные звуки заменяются простыми;

    - наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

    При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

    - Формирование произносительных навыков;

    - Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

    - Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;

    - Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;

    - Развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом;

    - Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

    ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

    Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка:

    - Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;

    - Выполнять назначения невролога;

    - Способствовать развитию двигательной сферы  ребенка;

    - Способствовать развитию мелкой моторики рук;

    - Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных  игр, лото.

    Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. 
    Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

    У детей - дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

    Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

    Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим. 


    Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

    - выполнять все рекомендации логопеда;

    - обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;

    - выполнять с ребенком домашние задания;

    - осуществлять контроль за речью ребенка.

    А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

    - ошибки на письме и при чтении;

    - снижение самооценки;

    - конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

    Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда

    - Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

    - Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

    - Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.

    - Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

    - При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

    - Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

    - Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.

    Как работать со звуком

    - Проговорите звук совместно с ребенком.

    - Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

    - Используете ли вы голос при произнесении этого звука.

    - Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

    - Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

    - Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.

    - В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.

    - Придумайте игры со звуком, над которым работали.

    - Проговорите речевой материал на этот звук.

    Артикуляционная гимнастика

    Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
    Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

    Дыхательная гимнастика

                Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

    Основные  параметры правильного ротового выдоха:

    – выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
    – выдох происходит плавно, а не толчками;
    – во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
    – во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
    – выдыхать следует, пока не закончится воздух;
    – во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

    Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

    Игры и упражнения для развития фонематического слуха

               Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

    Игры, которые  развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,  «Поймай звук»,  «Поймай слово», «Исправь меня».

    Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

              Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

    Игры,  которые  необходимо  использовать для развития грамматического строя речи:

    - «Один – много»,

    - «Посчитай-ка (от 1 до 5)»,

    -  «Чего не стало?»,  

    - «Измени предложение», 

    - «Назови ласково».

    Учитель – логопед: Т.В. Наливных.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевые нарушения и причины их возникновения

    Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:внутриутробная патология;наследственная предрасположен...

    Речевые нарушения и причины их возникновения.

    Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а так...

    Консультация для родителей "Речевые нарушения и причины их возникновения"

    Очень часто родители задают вопросы "Почему мой ребёнок плохо говорит?", "Что такое ФФНР, ОНР, или дизартрия?". Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в этой консультации....

    Речевые нарушения и причины их возникновения

    Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти и мягкого неба, а так...

    Речевые нарушения и причины их возникновения

    Речевые нарушения и причины их возникновения...