Взаимодействие с родителями и педагогами: "Нетрадиционный метод в коррекции звукопроизношения: биоэнергопластика с использованием сказки"
статья по логопедии

Почивалина Инна Юрьевна

В данном материале предложены комплексы биоэнергопластики. Для использавания комплексов придуманы сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционный метод в коррекции звукопроизношения: биоэнергопластика с использованием сказки

Муниципальное бюджетное  дошкольное

образовательное учреждение № 10 Ручеёк

учитель-логопед

Почивалина Инна Юрьевна

Ни для кого не секрет, что в настоящие время растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). И поэтому  для нас, учителей-логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.

Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи.

Поэтому, мы  вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. Известно, что использование в работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов поддерживает у ребенка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ направленность выдоха. Их четкость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда еще не сформирована слуховая дифференциация. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластика.

Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук. Биоэнергопластика – это соединение движений  артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения
тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме (О.И. 2001). 

Артикуляционная гимнастика позволяет нам укрепить мышцы артикуляционного аппарата; развить силу подвижности и точности движений органов артикуляции; объединить простые движения в сложные артикуляционные уклады. В свою очередь биоэнергопластика способствует развитию координации движений, мелкой моторики пальцев рук; активизации интеллектуальной деятельности ребенка; развитию памяти, произвольности внимания, межполушарной взаимосвязи; формированию умения действовать по словесной инструкции.

Таким образом, совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогает активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены. На первом этапе дети выполняют упражнения за логопедом перед зеркалом. На втором этапе, мы также проводим артикуляционные упражнения традиционно. При этом, используя  сказки о Веселом язычке. Ребенок выполняет сидя перед зеркалом, учитель-логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребенка в упражнениях не участвует. Третий этап упражнения проводятся без зеркала по инструкции, без образца, рука ребенка не участвует. Четвертый этап  артикуляционные упражнения проводятся синхронно с движениями рук – биоэнергопластика.

В своей работе я использую авторские технологии Архиповой Елены Филипповны (Е.Ф. б.д.).

Она выделяет 20 упражнений:  1. «Забор»;        2. «Окно»; 3. «Мост»        ; 4. «Парус»; 5. «Трубочка»; 6. Чередование «забор-трубочка»; 7. «Лопата»        ; 8. «Лопата копает»; 9. «Вкусное варенье»        10-а;  «Теплый ветер»; 11. «Цокает лошадь»; 12. «Молоток»; 13. «Дятел»; 14. «Пулемет»; 15-а. «Холодный ветер; 15-б. «Комар»; 16-а «Пароход» 1 вариант; 16-б. «Пароход» 2вариант; 17. «Пароход гудит»; 18. «Маляр»; 19. «Качели»; 20. «Фокус».

В моей презентации расписаны цель, методические рекомендации для каждого упражнения и представлена фотография позиции рук при выполнении данного упражнения.

Применения биоэнергопластику я заметила, что статические упражнения такие как «Заборчик», «Мост» и другие даются детям легче. Динамические упражнения даются детям с трудом и требуют большей концентрации внимания, так, например, перед выполнением  упражнений «Цокает лошадь»; «Молоток»; «Дятел»; «Пулемет»; мы с ребенком отстукиваем ритм по столу, а только потом подключаем артикуляционный аппарат.

Также Елена Филиповна предлагает 4 комплекса биоэнергопластики:

1 комплекс  упражнения для шипящих Забор – Окно – Мост – Лопата – Лопата копает – Вкусное варенье – Фокус – Теплый ветер (номера упражнений № 1 №2 №3 № 7 №8 № 9 № 20 №10).

2 комплекс упражнения для  звука Р Забор – Окно – Мост – Парус – Цокает лошадь – Молоток – Дятел – Пулемет (номера упражнений № 1 №2 №3 № 4 №11 № 12 № 13 №20 №1).

3 комплекс упражнений для звука Л  Забор – Окно – Мост – Лопата – Пароход – Пароход гудит (номера упражнений № 1 №2 №7 № 4 №16 № 17).

4 комплекс упражнений для свистящих Забор – Окно – Мост – Забор – Холодный ветер (номера упражнений № 1 №2 №3 № 1 №15).

Для того чтобы ребята лучше запоминали упражнения мы придумали картинки, которые обозначают необходимые нам упражнения. Так перед нами появилась «дорога» по которой мы начали путешествовать, чтобы путешествовать было интереснее совместно с моими воспитанниками мы придумали небольшие сказки.

Для  комплекса № 1: За красивым, ярким  забором (упражнение Заборчик) жил- был маленький, трудолюбивый  Язычок. Рано утром он выглянул в свое окно (упражнение Окно), на небе светило яркое солнце. Отправился Язычок в гости к своей бабушке перешел через маленький мостик (упражнение Мост), и оказался у ее дома. Бабушка очень обрадовалась, когда увидела своего внука, ведь ей так нужна была его помощь. Взял он свою лопату (упражнение Лопата), и весело принялся за работу (упражнение Лопата копает), выкопал морковку, свеклу, картошку и много других овощей очень устал Язычок и проголодался. Бабушка знала, что больше всего ее внучок любит малиновое варенье, поэтому налила ему чаю и целое блюдце варенья (упражнение Вкусное варенье). Наелся Язычок и пошел посидеть под зеленым и высоким деревом, там его встретил маленький Гном, который научил Язычок показывать фокусы (упражнение Фокус). А на улице было так хорошо и дул теплый ветерок (упражнение Теплый ветер).

Для комплекса № 2: За высоким и большим забором (упражнение Заборчик) жил-был маленький Язычок, очень он любил слушать сказки о дальних странах. Мечтая о путешествиях, он часто выглядывал в свое окошечко (упражнение Окно), однажды, Язычок прочитал о великом Волшебнике, который мог каждого научить рычать и решил его отыскать. Рано утром он отправился в путь перешел через невысокий мост (упражнение Мост), и оказался на берегу широкой, глубокой реки. Стал Язычок думать, как же ему перебраться на другой берег, вдруг он увидел старую лодку, только она была без паруса, решил Язычок ее починить (упражнение Парус). Долго плыл Язычок, наконец он добрался до другого берега, но там не нашел домика великого Волшебника, зато он встретил Лошадку которая согласилась ему помочь и отправились они в путь вместе (упражнение Лошадь цокает). По дороге у друзей случилась беда, у Лошадки сломалась подкова, но наш Язычок знал, как ее починить (упражнение Молоток). А тем временем за ними наблюдал трудолюбивый Дятел, который был удивлен, увидев таких дружных ребят, он захотел с ними познакомится и весело застучал по дереву (упражнение Дятел). Оказалось, что Дятел тоже знаком с великим Волшебником друзья очень обрадовались и взяли его с собой. И они вместе отправились в путь, вдруг они увидели полянку, на которой сидел великий Волшебник и маленький Тигренок, он очень старался, но у него не получалось, тогда Волшебник дал ему совет, чтобы научится правильно рычать нужно сильнее выдохнуть на язычок (упражнение Пулемет). Друзьям очень понравился совет Волшебника и они принялись за работу.

 комплекса № 3:  За красивым, ярким  забором (упражнение Заборчик) жил- был маленький, любопытный  Язычок. Рано утром он выглянул в свое окошечко (упражнение Окно) и увидел на реке что-то большое и белое, очень удивился Язычок вышел из домика и быстро побежал по мостику (упражнение Мост) подбежав поближе к воде Язычок понял, что это Пароход (упражнение Пароход) только почему то он был очень грустный. Язычок узнал, что Пароход простудился и совсем не может гудеть как раньше, Язычок решил ему помочь (упражнение Пароход гудит). С тех пор Язычок и Пароход стали лучшими друзьями.

Для комплекс  № 4:  На улице наступила белая, холодная зима.  Домик нашего Язычка почти засыпало снегом, и только краешек забора было видно издалека (упражнение Забор). Язычок сидел дома и смотрел в свое маленькое окошечко (упражнение Окно). Вдруг он услышал на улице интересный и необычный звук, Язычок поспешил на улицу, скатился со скользкого мостика (упражнение Мост) и упал в большой сугроб возле заборчика (упражнение Забор). Поднялся, отряхнулся и снова прислушался оказалось это Снежинки пели свою веселую песенку (упражнение Холодный ветер). Так Язычок нашел новых друзей и перестал грустить в зимние вечера.

Таким образом, систематическая работа с применением биоэнергопластики с использованием сказки оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, способствует развитию воображения, расширению активного и пассивного словаря, что в свою очередь позволяет нам достичь определённых положительных результатов в коррекционном процессе. Стоит отметить ещё один немаловажный «плюс». Данная методика позволяет логопеду избежать повторения многократных устных инструкций. Это снижает нагрузку на голосовые связки и артикуляционный аппарат, тем самым помогая сберечь здоровье самого педагога.


Список источников:

  1. Архипова Е.Ф. Практикум-максикум. Приемы нейростимуляции при постановке и автоматизации звуков. https://arkhipovaef.ru 
  2. Буденная. Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
  4. Сиротюк. А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2002.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфера, 2001.
  6. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей.Как выполнять домашнее задание по коррекции звукопроизношения

Как выполнять домашнее задание по коррекции звукопроизношения....

Советы родителям по формированию правильной речи и коррекции звукопроизношения детей дошкольного возраста

Формирование правильной речи ребёнка в руках родителей. Ваша любовь и забота - залог успеха....

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"

Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду.Виды техники нетрадиционного рисования"...

КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Статья опубликована в сборнике материалов научно-практической конференции "Стратегии развития дошкольного и начального образования в эпоху модернизации".  В статье обоснованы возмо...

Буклет для родителей и педагогов "Нетрадиционные техники рисования"

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.Рисование необычными материалами, оригинальными...

Статья: "Нетрадиционный метод в коррекции звукопроизношения: биоэнергопластика с использованием авторской сказки" (стр.34)

Статья в Петербурском научно-практическом журнале "Дошкольная педагогика" № 8 (163)/октябрь/2020...