Консультация с элементами практикума "Роль игры в развитии речи ребёнка".
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

   Предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_razvitii_rechi_detey.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда для родителей

 с элементами практикума

Тема: «Роль игры в развитии речи ребенка  ».

учитель-логопед МАДОУ «Умка»

Гусакова Л.И.

 «Именно на игре словом ребёнок

 учиться тонкостям родного языка,

                            усваивает музыку его и то, что филологи

 называют «духом языка».
М.Горький

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».Игра- это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно, «по наитию».

Лингвистические игры во всех их многообразии и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации: подвижные со словесными приговорами, музыкальные, театрализованные (подражания, пантомимы, драматизации, режиссёрские, фантазии, представления, имитации, образные и т.п), сюжетно-ролевые, настольно-печатные и другие, - способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка. Именно благодаря им, у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность речи, ее темпо-ритмические качества, чёткость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятым другими: развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует речевую активность ребёнка. Но ни в коем случае игровая деятельность не должна целиком подменяться речью и подавать эмоции ребёнка. Если в процессе общения мы забываем о его эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестаёт быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры, как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребёнка и взрослого, мы должны чутко следить за настроением малыша, хорошо знать и учитывать его речевые возможности. Там, где ребёнок не может найти подходящего слова, надо сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты, мимику, пластику.

Ниже я предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей. Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться к тому, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с ответами, предлагаемыми в играх. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых состоит не в том, чтобы «вытягивать» из ребёнка нужный ответ или навязать ему свое мнение, видение, а в том, чтобы научить его мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!». Поэтому не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, не правильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно. Ведь  то или иное решение, формулировка всегда может иметь место в зависимости от тех или иных обстоятельств.

 

Игра «Забытое слово»

Игра для развития слуховой памяти. 
Положите перед ребенком 4 предметные картинки: мяч, машина кукла, кубики. Назовите их ребенку, «забывая» при этом один предмет. «мяч, машина, кукла. Правильно я назвала картинки?» Если ребенок не догадывается о пропущенном слове, уточнить: «Все я назвала картинки?» Выигрывает тот , кто за всю игру назовет больше пропущенных слов.
Через некоторое время можно использовать 5-6 картинок.

Игра «Накормим великана»

Упражняем детей в употреблении множественного числа существительных.
Ведущий говорит «У меня один предмет, а у великана много».

дыня- дыни;
булка-...;
конфета-...;
конь-...;
книга-...;
окно-...;
мак-...;
петух-...;
улитка-...;
утка...;
утюг-...;
утенок-...;
паук-...;
дом-...;
лебедь-...;
линейка-...;
калитка-...

Игра «Назови ласково».

Ведущий «Мы говорим- бант, а ласково-бантик».

бинт-...;
бот-...;
соболь-...;
билет-...;
хобот-...;
хвост-...;
куст-...;
мост-...;
лист-...;
зонт-...;
дом-...;
ноготь-...;
пень-...;
день-...;
огонь-...;
коготь-...;
уголь-...
зима- зимушка;
кума-...;
голубка-...;
стекло-...;
камень-...;
бревно-...;
горе-...;
воробей-...;
солнце-...;
медведь-...;
крыло-...;
кол-...;
воля-...;
хлеб-...;
изба-...;
хозяйка-...;
корова-...;
штаны-...;
ворона-...;
трава-...;
сторона-...;
голова-...;
борода-...;
мать-...;
тетя-...;
дядя-...;
перо-...;
зерно-...

Игра «Мальчик-с-пальчик и Иван-богатырь».

Упражнять в употреблении уменьшительных и увеличительных суффиксов. 
Делимся на 2 команды. Команда Мальчика-с-пальчика и команда Ивана-богатыря.
Ведущий: «У Мальчика-с-пальчика рубашечка, а у Ивана-богатыря рубашища»
сапожки- сапожищи;
кармашек- карманище;
ремешок- ремнище;
топорик- топорище;
сабелька- саблища;
ножка- ножища;
ручка- ручища;
глазки- глазищи;
усики- усищи;
голосок- голосище;
силушка- силища.

Игра «Назови другим словом».

Игра для расширения словаря синонимов.
Назовите словосочетание: «Грустные глаза». Задайте вопрос ребенку: «Как можно сказать иначе, другим словом?» Дать образец правильного ответа: «Печальные глаза».
тяжелое заболевание (болезнь);
малое дитя (ребенок, малыш);
длинный путь (дорога);
бросить мяч (кинуть);
быстро прыгает (скачет);
погасить свет (потушить);
смелый человек (храбрый);
грустные злаза (печальные).
Далее можно предложить ребенку подобрать синонимы к отдельным словам.
актер (артист);
великан (гигант, верзила);
аромат (запах);
воин (боец);
друг (товарищ);
событие (проишествие, случай);
состязание (соревнование, конкурс);
старушка (бабушка).

Игра «Эхо».

Упражнять в образовании сложных слов.
Назовите словосочетание: «Листья падают. Я могу это назвать одним словом- листопад»

снег падает-снегопад;
вода падает-водопад;
звезды падают-звездопад;
сам ходит-самоход;
мед носит-медонос;
звонит попусту-пустозвон;
сено косит-сенокос;
разводит леса-лесовод;
разводит сады- садовод;
сам катит-самокат;
сам летит-самолет;
везде ходит-вездеход;
база для нефти-нефтебаза;
пыль сосет-пылесос;
ходит по луне-...;
хлеб режет-...;
кофе мелет-...;
сок варит-...;
сок выжимает-...;
мясо рубит-...;
пол трет-...;
при помощи пара возит-...;
при помощи тепла возит-...;
колонка для заправки бензином-...;
от снега очищает-...;
воздух очищает-...;
воздух увлажняет-...;
груз поднимает-...;
воду возит-...;
бензин возит-...;
цемент возит-...;
мусор возит-...

Игра « Наоборот».

Игра для расширения словаря антонимов.
В эту игру можно играть с группой детей. Дети строятся в шеренге. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним ( сказать наоборот) и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к ведущему.
Существительные: 

день-...;
утро-...;
восход-...;
зима-...;
весна-...;
добро-...;
друг-...;
герой-...;
награда-...;
холод-...;
веселье-...;
расставание-...
Глаголы:
надеть-...;
согреться-...;
давать-...;
забыть-...;
здороваться-...;
бросать-...;
говорить-...;
выиграть-...;
встать-...;
найти-...;
начинать-...

Прилагательные: 

умный-...;
добрый-...;
здоровый-...;
новый-...;
быстрый-...;
гладкий-...;
высокий-...;
чистый-...;
толстый-..;
пустой-...;
горячий-...;
передний-...
Наречия:
налево-...;
мягко-...;
редко-...;
случайно-...;
громко-...;
поздно-...;
глубоко-...;
широко-...;
ярко-...;
полезно-...;
трудно-...;
тяжело-...;
лучше-...

Игра «Кто этим занимается?»

Упражнять в обозначении лиц по их занятиям.
Ведущий:« Кто учит? Учитель.»

летает-...;
трубит-...;
пишет-...;
воспитывает-...;
читает-...;
переводит-...;
работает на почте-...;
играет на скрипке-...;
играет на пианино-...;
играет в волейбол-...;
играет в шахматы-...;
играет в шашки-...;
играет в теннис-...;
ездит на велосипеде-...;
играет в хоккей-...;
играет в баскетбол-...;
играет в футбол-...;
занимается гимнастикой-...;
занимается фигурным катанием-...

Игра «Кто что делает?»

Закреплять название профессий.
Ведущий:«Что делает часовщик? Чинит часы»
бетонщик-...;
пильщик-...;
каменщик-...;
сварщик-...;
стекольщик-...;
пасечник-...;
точильщик-...;
водопроводчик-...; 
регулировщик-...

Игра « Мы спортсмены».

Закреплять название спортсменов.
Ведущий: «Кто ходит на лыжах? Лыжник»
бегает на коньках- конькобежец;
стреляет из винтовки- стрелок;
стреляет из лука-лучник;
плавает- пловец;
играет в шашки- шашист;
играет шахматы- шахматист;
занимается туризмом- турист;
прыгает-прыгун;
бегает-бегун;
занимается гимнастикой- гимнаст;
занимается борьбой- борец;
играет в хоккей- хокеист;
играет в футбол-футболист;
играет в волейбол- волейболист;
играет в баскетбол-баскетболист;
занимается боксом- боксер;
занимается фигурным катанием-фигурист;
ездит на велосипеде- велосипедист;
ездит на мотоцикле- мотоциклист;
занимается акробатикой-акробат;
прыгает с парашюта-парашютист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.

Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...

Игры на развитие речи ребёнка

Игры на развитие речи ребёнка...

Упражнения игры для развития речи ребёнка

Упражнения игры для развития речи...

Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома....

Консультация для воспитателей "Игры для развития речи ребёнка 2-3 лет"

Поскольку именно в возрасте от двух лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание....

Конспект занятия с использованием мнемотехники с элементами квест-игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотехники с элементами квест-игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...