Речевой досуг (викторина) для детей подготовительной группы Тема: «Встречаем гостей»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Яркина Татьяна Викторовна

Данный досуг(викторина) проводится в подготовительной группе. Проводя с детьми данный  досуг, мы активизируем и обогащаем словарный запас по лексическим темам: «Мебель», «Бытовые электроприборы», «Посуда», «Продукты питания»; закрепляем навык звукобуквенного анализа и синтеза слов; упражняем в образовании предложно-падежных конструкций; совершенствуем  навыки образования относительных прилагательных от существительных; воспитываем культуру  поведения, взаимопомощи, трудолюбия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_dosug.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой досуг (викторина) для детей подготовительной группы

Тема: «Встречаем гостей»

Цель

Развитие в занимательной досуговой форме речевой деятельности детей.

Основные задачи

  •  Активизация и обогащение словарного запаса по лексическим темам: «Мебель», «Бытовые электроприборы», «Посуда», «Продукты питания».
  •  Закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза слов.
  •  Упражнение в образовании предложно-падежных конструкций.
  •  Совершенствование навыков образования относительных прилагательных от существительных.
  •  Воспитание культуры поведения, взаимопомощи, трудолюбия.

Предварительный этап

  •  Система коррекционно-развивающей работы за третий период (март, апрель, май).
  •  Обучение детей на основе лексического планирования в воспитательно-образовательном процессе.
  •  Использование знаний, умений и навыков детей, закрепленных в самостоятельной творческой деятельности детей.

Оборудование

Две эмблемы (лучики и ракета), мяч. Карточки с буквами, возрастающими по величине (ракета, лучики). Иллюстрации прихожей, кухни, гостиной, спальни. Предметные картинки с изображением мебели. Разрезные картинки (сахарница, чайник заварочный).

Методические приемы

  • Соревнование команд, ответы на вопросы, подбор картинок, игра со схемами, буквами, чтение слов, сюрпризный момент.

Ход проведения досуга

♦♦♦ Организационный момент — создание эмоционального фона досуга

Под музыку дети с педагогом входят в зал.

Педагог. Сегодня мы проведем викторину. В игре будут участвовать две команды.

Педагог раздаёт детям кружки оранжевого и зеленого цвета.

Педагог. Ребята с оранжевыми кружками садятся на стулья справа от меня, с зеленми кружками — на стулья слева. Оценивать игру команд будет жюри. Предлагаю выбрать член(а)ов жюри (1-2человека). Приглашаю член(а)ов жюри занять мест(о)а у мольберт(ов)а. За правильно выполненное задание команда получает звездочку, которую член(ы) жюри выставля(ют)ет на мольберте рядом с эмблемой команды.

Педагог. Начинаем игру-викторину.

♦♦♦ Задание №1. «Узнай название команды» — развитие зрительного внимания, закрепление навыков чтения

Педагог. У каждой команды должно быть название. Чтобы его узнать, надо выполнить следующее задание.

Педагог раздаёт командам конверты с буквами.

Педагог. Внимание! Разложите карточки с буквами в убывающем по величине порядке на мольберте и прочитайте название своей команды.

Педагог. Как называется ваша команда?

Дети. Наша команда называется «Лучики». Наша — «Ракета».

Подведение итогов.

Педагог. Вы любите ходить в гости? А встречать гостей?

Сегодня к нам тоже придут гости. Во всех помещениях в квартире должен быть порядок.

♦♦♦ Задание №2. «Подбери мебель» — закрепление словаря по теме: «Мебель», развитие высших психических функций

Педагог. А какие помещения есть в квартире?

Дети. Прихожая, кухня, гостиная, спальня, детская, ванная и туалет.

Педагог приглашает детей подойти к столу, на котором разложены картинки.

Педагог. Что вы видите? Назовите это одним словом.

Дети: Мебель.

Педагог. Расставьте мебель по квартире и объясните свой выбор. Например, кровать находится в спальне, на ней спят.

Педагог выставляет иллюстрации гостиной и прихожей на мольберте одной команды, иллюстрации кухни и спальни — на мольберт второй команды.

После выполнения задания дети садятся. Подведение итогов.

♦♦♦ Задание №3. «Составь предложение» — закрепление употребления предложных конструкций

Педагог. Ребята, у меня есть маленькие слова-помощники, спрятанные в схемах. Давайте вспомним их.

Педагог показывает схемы предлогов: над, под, из, с, со, из- под, из-за. Дети проговаривают их.

Педагог. Составьте предложение о мебели с маленьким словом-помощником (предлогом).

Педагог поочередно показывает схемы предлогов каждой команде.

Примерные предложения

Картина висит над кроватью. Люстра висит над столом. Над кухонным столом висит полка. Кот сидит под стулом? Дедушкины тапочки стоят под диваном. Девочка взяла книгу с полки. Со стола убрали посуду. С дивана сняли покрывало. Кот спрыгнул со стула. Дети взяли из коробки игрушки. Из кухонного стола достали крупу. Из шкафа выходит кот. Черепаха выползает из-под шкафа. Из-под дивана достали мячик. Кот выглядывает из-за шкафа. Девочка встала из-за стола.

Подведение итогов.

♦♦♦ Задание №4. «Дружат или нет?» — развитие слухового внимания, закрепление представлений о родственных словах

Педагог. Дети, встаньте в круг. Я буду произносить пары слов. Если слова в каждой паре «дружат» — соедините руки в замок перед собой, если слова не дружат — руки спрячьте за спину. Напомню, «дружат» родственные слова, то есть те, которые похожи по звучанию и по значению.

Лексический материал

Стол — столешница, стул — ступня, стол — столовая, кресло — креслице, табурет — таблица, стул — стульчик, шкаф — школьник, диван — диванчик, кресло — крестик, кровать — прикроватная, полка — половник, тумба — тумбочка, буфет — буфетчица, вешалка — вешать, трюмо — тряпка.

♦♦♦ Задание №5. «Закончи предложение» — закрепление употребления падежных конструкций

Педагог. В каждой квартире, кроме мебели, есть бытовые ... (электроприборы). Они помогут нам приготовиться к встрече гостей. Вспомним их.

Педагог. Дети, встаньте полукругом. Я начну говорить предложение, а вы продолжите. Отвечать будет тот, кому брошу мяч.

  •  Даша стирает скатерть в ... (стиральной машине).
  •  Дима пылесосит ковёр новым ... (пылесосом).
  •  Настя гладит платье горячим ... (утюгом).
  •  Чтобы продукты не испортились, их хранят в ... (холодильнике).
  •  Таня варит компот в кастрюле на ... (электроплите).
  •  Аня греет воду для чая в белом ... (электрочайнике).
  •  Вечером Дима читает книгу под настенной ... (лампой).
  •  Оксана сушит мокрые волосы мощным ... (феном).
  •  Саша разогревает пиццу в ... (микроволновой печи).
  •  Лиза разговаривает с подругой по ... (телефону).

Дети садятся. Подведение итогов.

♦♦♦ Задание №6. «Что лишнее?» — развитие логического мышления, речи, внимания

Педагог. Мебель мы расставили, бытовые электроприборы проверили. Пора вспомнить про посуду.

Педагог предлагает посмотреть на картинки на мониторе.  

Педагог. Внимательно посмотрите на слайд, выделите лишний предмет и объясните свой выбор.

Лексический материал

Чашка, заварочный чайник, масленка, стол.

Чайник, кастрюля, тарелка, сковорода.

Утюг, кружка, сковорода, кастрюля.

Сливочник, ножницы, тарелка, заварочный чайник.

Сковорода, ложки, вилки, ножи.

Конфетница, рыба, хлебница, салатница.

Сахарница, заварочный чайник, чашка с блюдцем, половники.

Кувшин, ковшик, самовар, машина.

Дуршлаг, супница, перечница с солонкой, тарелка. Сахарница, ваза, матрешка, хлебница.

Подведение итогов.

♦♦♦ Задание №7. «Собери целое из частей» — развитие образного мышления, воображения, пространственного восприятия

Педагог. Случается, что посуда бьется. Соберите из частей целое.

На полу перед каждой командой — обруч с частями разрезной картинки.

Команда собирает в обруче картинку и называет предмет посуды (сахарница и чайник заварочный ).

Подведение итогов.

Педагог. Пришло время подумать, чем будем угощать гостей.

♦♦♦ Задание №8. «Подбери слово к схеме» — закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза слов

Педагог. На слайде схемы слов. Подберите слова к схемам.

с        к        с        к        с

с        3        к        с        к

Обозначение:

с (синий квадрат) — твердый согласный звук, к (красный квадрат) — гласный звук, з (зелёный квадрат) —мягкий согласный звук.

С

О

к

с

А

X

А

Р

С

л

и

в

Ы

Слова длясС

ы

р

С

А

Л

А

Т

Г

р

и

Б

Ы

Слова лежат на столах рядом с мольбертами.(для 1-й и 2-й команды) Обе команды выполняют задание.

Подведение итогов.

♦♦♦ Задание №9. «Какое варенье?», «С какой начинкой пирожок?» — образование относительных прилагательных от существительных

Педагог. Мы готовы к встрече гостей.

Педагог. К нам в гости пришла кукла Маша.

Кукла Маша здоровается с детьми.

Педагог. Пригласим гостью к столу. Угощайте Машу.

Дети по одному (из каждой комады) угощают куклу. На слайде картинка  с
изображением банки варенья (на банке этикетка с определенной
ягодой), затем — пирожка (на пирожке — изображение начинки).

Дети.  Я угощу Машу вишневым вареньем (абрикосовым, малиновым, грушевым, сливовым, клубничным, яблочным, клюквенным, ежевичным, смородиновым).

Я угощу пирожком с капустной начинкой (творожной, вишневой, грибной, яблочной, яичной, картофельной, клубничной).

Подведение итогов.

Кукла Маша. Ах, какое вкусное угощение! Спасибо! Приглашаю всех в хоровод.

♦♦♦ Итог — сохранение эмоционального фона досуга

Итоги игры-викторины подводит жюри . Дети под музыку покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей подготовительной группы Тема: «Моя семья»

Данная викторина проводилась мной в рамках районного конкурса "Лесенка успеха"....

Сценарий досуга-викторины для детей подготовительной группы "Знатоки космоса"

Цель досуга - закрепить имеющиеся знания детей о космосе. В ходе досуга решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Содержание досуга-развлечения соответствует возрастным особенност...

Вечер досуга – викторина для детей подготовительной группы "Сказки А.С. Пушкина"

Подготовка к мероприятию: ·        Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина (И. Билибин, В. Конашевич, Б. Дехтерёв)·...

Викторина для детей подготовительной группы Тема: «Знатоки своей Родина»

Цели: воспитывать патриотизм, любовь к родному краю,  обобщить знания детей, расширять  представления о многообразии природы родного края; учить узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать...

Конспект ООД в технологии «Ситуация» по развитию речи для детей подготовительной группы.Тема: В гостях у Мальвины.

Тема: В гостях у Мальвины.Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания.Образовательные задачи:• Проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформир...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасности в подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию и безопасностив подготовительной группе Тема:"В гостях у Лесовичка"...

Конспект игрового занятия – викторины для детей подготовительной группы. Тема «Дикие птицы»

Игровое занятие для детей подготовительной группы на тему "Дикие птицы"...