Логопедический массаж в домашних условиях. Советы логопеда
статья по логопедии на тему

Косаковская Юлия Сергеевна

Логопедический массаж -активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический массаж в домашних условиях. Советы логопеда.

Логопедический массаж -активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Показания к логопедическому массажу (в комплексе с другими методиками): дизартрия, в том числе стертая дизартрия; недоразвитие речи у детей (ОНР, ЗРР, моторная алалия, сенсомоторная алалия), функциональная и органическая дислалия, у взрослых это нарушение речи после инсульта (афазия). Дети с ДЦП (детским церебральным параличом) – это отдельная тема, требующая специфической подготовки от логопеда, поэтому данную

категорию нарушений я не буду здесь затрагивать.

Курс логопедического массажа включает 8-10 сеансов. После речевого обследования для каждого ребенка составляется своя индивидуальная схема-план. Индивидуально определяются точки воздействия, в зависимости от вида речевого нарушения, тонуса мышц и других особенностей. После курса необходимо сделать перерыв около трех недель, и затем курс нужно повторить. После второго курса перерыв около 3 месяцев, и после этого можно сделать третий курс, если есть такие показания.

Противопоказания: Существует ряд противопоказаний для проведения логопедического массажа и его осуществление будет возможно только после того, как следующие заболевания будут полностью излечены:

  Гематомы на участке тела, которые нужно массировать;

 Грибковые и гнойничковые заболевания кожи у ребенка или логопеда;

  Заболевания капилляров и крови;  Активная форма туберкулеза;  Тромбоз сосудов;

 Отек Квинке или острая крапивница в анамнезе;

 Фурункулез;

  Онкологические заболевания;

 ОРЗ;

  Инфекционные раны;

  Эпилепсия;

 Гиперчувствительность.

После перенесенной ребенком ангины, логопедический массаж можно проводить спустя 2 недели после выздоровления.

Я не буду  рассказывать о профессиональном логопедическом массаже. Остановлюсь подробнее об элементах логопедического массажа, которые можно выполнять в домашних условиях.

Развитие речи — одно из важнейших физиологических достижений ребенка первого года жизни. В течение нескольких месяцев малыш постоянно совершенствует свои речевые навыки: гулит, агукает, лепечет. Ребенок 3 месяца уже должен гулить. Когда речевой аппарат карапуза в норме, он постоянно пробует на вкус все новые звуки и сочетания. Если же ребенку исполняется 9 месяцев, а мама все еще не слышит даже простого лепета, то самое время насторожиться и обратиться к врачу.

Опытный педиатр, разумеется, объяснит маме, что волноваться не стоит, потому что все детки разные, и темпы их развития тоже разные. Одни развиваются постепенно так, как положено, а другие долго молчат, для того чтобы потом вдруг хорошо и чисто заговорить. Такие случаи бывают, однако сидеть сложа руки, уповая на то, что это именно ваш вариант не стоит. С ребенком, который имеет небольшую задержку в речевом развитии, нужно обязательно заниматься.

Польза логопедического массажа для детей первого года жизни состоит, во-первых, в оказании положительного эффекта на весь организм, во-вторых, в активизации деятельности нервной системы, что дает мощный толчок к интенсивному развитию речевых навыков. Проводить массаж целесообразно не ранее 9-10 месяца, ребенок 5 месяцев еще не готов к внешнему воздействию на его артикуляционные органы.

     Любая мама может попытаться делать некоторые простые упражнения самостоятельно. Например, массаж щечек ребенка мама вполне сможет сделать сама. Его можно осуществлять при помощи шерстяной или махровой варежки или игрушки, главное, массируя круговыми движениями детскую кожу, не повредить ее.

Отличный массажный эффект оказывает пощипывание щечек ребенка и упражнение «поцелуйчик», когда мама пальцами рук сводит губки малыша в «поцелуй». При этом она издает и звук поцелуя «м-м-м» в надежде, что ее чадо скоро его повторит.

Одним из основных массажных приемов является похлопывание. И им не стоит пренебрегать. Если малыш не против, мама может легко похлопывать его пальцами по губкам, щечкам и подбородку. Это упражнение отлично активизирует лицевые мышцы малыша.

     Массаж рта, который логопеды проводят специальными приспособлениями, не каждая мама отважится делать своему ребенку. Для этого нужна смелость, некоторый навык и терпеливый, спокойный ребенок 10 месяцев. В домашних условиях такой массаж можно заменить употреблением твердой пищи или прорезывателем. Они тоже решают задачу разработки органов артикуляционного аппарата.

     Своевременно сделанный курс логопедического массажа поможет родителям избавить малыша от такого неприятного диагноза, как «задержка речевого развития». Активизация артикуляционного аппарата в возрасте 9-10 месяцев поможет ребенку легче и органичнее подойти к процессу говорения.

  А теперь рассмотрим о приемах логопедического массажа в домашних условиях,  который применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.

В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками или зубной щеткой. Сначала  разберем как быть, если под рукой есть зубная щетка. Для сеанса следует заранее подготовить детскую зубную щетку с мягким ворсом. Под язык укладываются марлевые салфетки, которые придется менять каждые 2 минуты, поскольку у детей во время этой процедуры будет обильно выделяется слюна. Все движения зубной щеткой должны быть кругообразными поперечными без сильного надавливания. Круговые спиралевидные движения также допускаются, но после предварительных упражнений языком. Допускается прерывистая вибрация зубной щеткой по поверхности всего языка. Степень эффективности процедуры можно определить по реакции самого ребенка. Если ему нравится процедура, то он будет испытывать самые положительные эмоции, выражая их на своем лице. Часто практикуется процедура логопедического массажа языка у детей в виде игры, которая станет прекрасным развлечением и полезным времяпровождением.
Еще одним  эффективным инструментом для массажа является методика Ольги Ивановны Крупенчук «Логопедический массаж ложками», который является результативным в процессе формирования речи ребёнка. Ребёнок тоже заинтересован в проведении такого массажа, так как ложка – это привычный для них бытовой предмет.
Преимущества этого массажа:

  • ложки есть в каждом доме;
  • с ложками могут обращаться все - они просты и безопасны;
  • ложки не требуют стерилизации - достаточно их помыть;
  • массаж служит хорошей подготовкой, как к артикуляционной гимнастике, так и к логопедическому массажу (классическому или зондовому);
  • ребенок, делая массаж, легко усваивает названия частей лица;
  • разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта;
  • применение такого массажа дает еще и развитие мелкой моторики у ребенка;
  • делая самомассаж, ребенок выполняет движения с приятным для него усилием и никогда не сделает самому себе больно.

Эффективно использовать такой массаж с использованием сказки.

Сказка для массажа «Веселый поезд» 

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, (поглаживание выпуклой стороной ложки вперед-назад)
Ехал поезд запоздалый («Приклеивание ложки по центру  языка внутренней стороной ложки)
Ехал с горы да на гору -  (Перевернуть ложку  скатываемся с языка как с горки сверху вниз)
Вверх да вниз 2 р.
Качало вагончики из стороны в сторону – 2 р. (Толкаем язычок влево вправо выпуклой стороной ложки) 

Из последнего вагона вдруг посыпался горох (легкое точечное постукивание по языку выпуклой стороной ложки)
Пришли куры поклевали – 3 р. («Приклеивание» ложки по центру  языка внутренней стороной )
Пришли гуси пощипали- 3 р. («Приклеивание» ложки по центру  языка внутренней стороной взять ложку меньше )
Прибежала кошка слизнула немножко, (поглаживание ложкой  одной стороны по диагонали, затем другой к кончику языка)
А потом еще немножко (поглаживание  ложкой по диагонали к корню языка)
Прибежала свинка. Нос пятачком, хвостик крючком, повалялась бочком.
Повалялась, повалялась… (поглаживание ложкой  из стороны в сторону от корня к кончику языка)
Вдруг бежит щенок - звонкий голосок,
Хвостиком смахнул горох. Все разлетелось! (растирание силиконовой ложечкой  боковых краев языка)
Тут пришел слон все потоптал – 3р. (спиралевидное надавливание по всей поверхности языка)

Проведение массажа в домашних условиях не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Только совместная работа логопеда с родителями и регулярные занятия по исправлению дефектов речи будет эффективна. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по организации логопедических занятий в домашних условиях

Памятка для родителей по организации логопедических занятий в домашних условиях....

Логопедические игры в домашних условиях.

Основным, в полноценном развитии ребёнка, личностных его качеств, является речь. По мере овладения речью, формируются психика ребёнка, его мышление, познавательные процессы, общие и специфически...

Памятка для родителей: Су – Джок массаж в домашних условиях.

В памятке даны рекомендации по применению массажа Су-Джок в домашних условиях. Предложены игры и игровые упражнения с массажным шариком и кольцами для развития мелкой моторики, развития речи....

Организация логопедических занятий в домашних условиях в форме игры (материал для родителей)

Данный материал поможет родителям в игровой форме првести домашние логопедические занятия....

Семинар-практикум для родителей. "Логопедический массаж в домашних условиях".

В данном материале говорится о роли логопедического массажа, положении тела ребёнка во время проведения и описаны приемы массажа (сопровождаются картинками)....

Логопедический массаж в домашних условиях

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна...

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области Аносова Наталия Бейбулатовна...