КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация по логопедии (средняя, старшая группа) на тему

Власенко Наталья Юрьевна

 «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhanie_-_v_portfolio.docx368.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА»

C:\Documents and Settings\Anastasia\Рабочий стол\2198711.jpg

                                                                                                        Учитель-логопед: Власенко Н.Ю.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

Правильное речевое дыхание - основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные звуки требуют энергичного сильного выдоха, поэтому обязательно нужно научить детей правильному дыханию.
Недочеты детского дыхания преодолеваются.

C:\Documents and Settings\Anastasia\Рабочий стол\0b3a9-55555.jpg          При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения каждый день по 3 - 6 мин, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

- заниматься до еды;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 - 3 сек.

Значение дыхательных упражнений

  • Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.
  • Восстановление правильного дыхания через нос способствует улучшению местного кровообращения, препятствует разрастанию аденоидов.
  • Носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов.
  • Носовое дыхание (также рефлекторно) способствует регуляции мозгового кровообращения.

Основные правила выполнения дыхательных упражнений

  1. Выполнять дыхательные упражнения только на фоне положительных эмоций, с удовольствием (так как они сами по себе несут оздоровительный эффект).
  2. Концентрация на их выполнении усиливает эффективность дыхательных упражнений.
  3. Темп выполнения - медленный,  что позволит обогатить организм кислородом.
  4. Вдох выполняется всегда только носом.
  5. Упражнения выполнять легко, без усилий и напряжения. 
  6. Фаза выдоха должна быть длиннее фазы вдоха (в1,5 – 2раза).
  7. Дыхательные упражнения  выполняются только в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.
  8. Хорошо потянитесь всем телом перед выполнением дыхательных упражнений.
  9. Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха, он должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха.

10. Дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день: утром и вечером.

11. Основные позы дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч,  стопы - параллельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища  или левая рука – на нижней части живота, а правая – сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием ).

 Раздельное продувание.

После хорошего выдоха закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю и вдохнуть воздух левой. Затем открыть правую ноздрю, закрыть левую указательным пальцем левой руки и сделать полный медленный выдох. Дальше поступить наоборот - вдохнуть правой ноздрей, а выдохнуть левой. Повторить несколько раз. Упражнение очень эффективно при горящей  аромалампе.

Дыхание очистительное - "царапание".

Сначала сделать хороший выдох. Руки согнуть в локтях, кулаки на уровне плеч. Сделать носом спокойный вдох, продолжительный интенсивный выдох через открытый рот со звуком "ха", одновременно выбрасывая руки вперед и тут же начиная пальцами производить царапающие движения. Выполнять "царапание", пока приятно рукам. Затем передохнуть и повторить упражнение еще 2-3 раза.

                                                                                                                   C:\Documents and Settings\Anastasia\Рабочий стол\20121003022935.jpg

                    ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

"Задуй упрямую свечу" - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, "гасить свечу".

""Кто громче" - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) "м-м-м", одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

"Аист" - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш" (6-7 раз).

"Маятник" - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед - выдох, возвратиться в исходное положение - вдох. Повторить 3 - 4 раза.

"Шарик" - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 - 5 медленно выдохнуть.

                                                                                                                       C:\Documents and Settings\Anastasia\Рабочий стол\x_045e39b6.jpg

"Ворона" - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар-р-р!

"Покатай карандаш" - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

"Пилка дров" - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

"Дровосек" - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнести "ух". Повторить 6 - 8 раз.

"Сбор урожая" - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки - вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3 - 4 раза.

"Комарик" - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - "з-з-з"; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.

"Сыграем на гармошке" - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3 - 4 раза.

"Трубач" - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося "ту-ту-ту" (10 - 15 сек).

"Жук" - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук - "ж-ж-ж", одновременно опуская руки вниз.

"Шину прокололи" - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - "ш-ш-ш".  

Упражнение "Воздушные шары"
Шары висят на веревочке. Дети делают глубокий вдох через нос и продолжительный выдох, через рот. Стараются дуть, как можно сильнее, чтоб шары отлетали, как можно дальше.
Упражнение можно варьировать. В шары налить немного воды и выдох уже получается с усилением.
С помощью воспитателя регулируется высота веревки и дети могут дуть с разных позиций: стоя, стоя на коленях и лежа.
Упражнение повторить 2-3 раза.
Цель: укреплять мышцы грудной полости;
учить глубокому вдоху и длительному выдоху;

Упражнение "Разноцветные фишки" 
Легкие бумажные фишки из бумаги висят на веревке. Делаем вдох носом, напрягаем мышцы носоглотки, поднимаем и опускаем голову, выдох спокойный, через нос.
Упражнение можно делать стоя, стоя на коленях и лёжа.
Упражнение повторить 2-3 раза.
Цель: развивать мышцы носоглотки;

Упражнение"Мыльные пузыри" 
Это упражнение можно проводить, как с одним ребенком, так и в паре. Один ребенок выдувает мыльные пузыри, а второй ловит их. Выдох через рот спокойный, продолжительный. Для застенчевых детей такие дыхательные игры помогают раскрепоститься, снимают страх общения, развивают коммуникативные навыки.
Цель: учить глубокому вдоху через нос и продолжительному выдоху через рот.

Упражнение"Мыльная шапочка"
Небольшие ёмкости наполнить мыльным раствором. Такое дыхательное упражнение ребёнок может делать самостоятельно, а может в паре. Делаем глубокий вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Дуть нужно, как можно дольше, чтобы мыльная шапочка была пышнее.

Цель: тренировать дыхательную мускулатуру.

Упражнение"Веселая дудочка"
Использовать можно всевозможные свистки, дудочки. Делаем глубокий вдох через нос, а выдох может быть медленным или быстрым, в зависимости от того, какой результат хотят получить дети. Выдох может быть шумным.
Цели: развивать дыхательную систему ребёнка.

                                                         C:\Documents and Settings\Anastasia\Рабочий стол\2016960.jpg



Упражнение"Бежит кораблик по волнам" 
В поддон наливаем воды, опускаем легкие пластмассовые лёгкие кораблики. Каждый капитан дует на свой кораблик. Глубокий вдох через нос, щеки надуты и выход через рот. Выдох может быть шумным и бесшумным. Упражнение повторить 2-3 раза.
Цель: учить правильному носовому, ротовому дыханию.

 Пастушок дудит в рожок

 Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах. 

 Рожок, дудочка.

 Взрослый просит ребенка как можно громче подуть в рожок, дудочку, чтобы созвать всех коров. Ведущий показывает, что необходимо вдохнуть воздух через нос (рожок в носу) и резко выдохнуть в рожок. Побеждает тот, кто продудит громче всех.

Бульканье

3

 Восстановление носового дыхания, формирование ритмичного выдоха и его углубление.

 Стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, соломинка (коктейльная трубочка). 

Перед ребенком на столике стоят бутылочки с водой и соломинкой. Взрослый, у которого тоже есть бутылочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку (трубочку), чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук. Затем каждый пробует сделать то же самое самостоятельно.

 Взрослый следит за правильностью выполнения задания.

 Совушка – сова

 Развитие коррекции движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, улучшение функции дыхания (углубленный вдох).

 Дети сидят полукругом перед взрослым. По сигналу взрослого «день» дети – «совы» медленно поворачивают головы влево – вправо. По сигналу «ночь» дети смотрят вперед и взмахивают руками – «крыльями». Отпуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «уууу …фффф…».

Шарик лопнул

 Восстановление носового дыхания, формирование углубленного дыхания, правильного смыкания губ, ритмирования.

 Фанты из бумаги.

 Взрослый предлагает «надуть шарик». Дети должны вообразить, как надувают шар: широко развести руки в стороны и глубоко вдохнуть воздух носом, выдуть его в воображаемый шарик через рот «ФФФФ…», медленно соединяя ладони под шариком. Затем по хлопку взрослого шарик лопается – дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух: дети произносят «ШШШ…», делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Шарик надувают 2 – 5 раз. Тот кто сделал лучше всех получает фант.

 Король ветров

 Тренировка навыка правильного носового дыхания, укрепление мышц лица.

 Вертушка или шарик.

 «Собрались как-то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнование: какой ветер дует сильнее всех». Затем дети парами дуют на вертушку (чья вертушка дольше крутится, тот и победил) или на подвешенные воздушные шарики (чей шарик отлетит выше, тот и победил). Каждому дается по три попытки. По команде ведущего дуют, а ведущий показывает, как правильно дуть: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот. Из каждой пары детей отбирают лучшего, и они соревнуются между собой. Победителю торжественно присваивают титул «Король ветров» и усаживают на «трон» (стул).

 

Запасливые хомячки

 Тренировка носового дыхания, смыкания губ. Координации движений.

 2 стула, листы бумаги, 4 – 5 фантов.

 Взрослый рассказывает детям, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бумаги, преодолеть «болото», и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руки фант, надувает щеки и переходит через «болото» по «кочкам» (листам бумаги). На другой стороне оставляет фант на стуле , хлопает себя по щекам и возвращается так же по «кочкам» обратно. И так пока не перенесет все фанты.

 Чей шарик дальше?

 Укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

 Стол, 2 теннисных (малых) мяча, 2 кубика, ленточка.

 Дети разбиваются на пары. Каждому вручается мяч. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там где мяч остановился, напротив ставим кубик (отметку). Побеждает тот участник, чей мячик за 3 попытки укатился дальше.

 Кто самый громкий?

 Тренировка носового дыхания, смыкания губ.

 Фанты – жетоны.

 Взрослый показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм..», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм…» надо направлять в нос, он должен быть звучным. Игра повторяется несколько раз (прижимая правую, левую ноздрю поочередно). Фант получают правильно выполнившие задание.

 

Дыхательные игры:


- сдувать снежинки, бумажки, ватку со стола, с руки;
- дуть на лёгкие шарики, карандаши и "катать" их по столу;
- приводить дутьём в движение плавающих в тазике игрушечных уток, корабликов;
- вертушки, ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке;
- надувать резиновые детские игрушки, бумажные мешки-хлопушки;
- поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
Особенно полезна игра с мыльными пузырями, т. к. она вырабатывает очень тонкое регулирование вдоха.

                                                                                                                                        http://1.bp.blogspot.com/-fVejJabcXzU/T0IuVCgPkpI/AAAAAAAAAWY/UDTkWPCSX7g/s200/images.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...