Когда обращаться к логопеду?
презентация к уроку по логопедии (средняя группа) на тему

Соломина Ольга Васильевна

Презентация для родительской гостиной разработана на основе книги О.Е.Грибовой "Правильно ли говорит Ваш ребенок и надо ли идти к логопеду?".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_neobhodimo_idti_k_logopedu1.pptx307.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда обращаться к логопеду? Городская открытая логопедическая гостиная для родителей

Слайд 2

1. СчИтаете ли вы, что у вашего ребенка достаточно развита речь? 2. Понятна ли речь вашего ребенка для окружающих? 3. Испытывает ли ваш ребенок трудности при рассказывании знакомых сказок, стихов? 4. Считаете ли Вы, что вашему ребенку необходима помощь логопеда?

Слайд 3

Связная речь Под связной речью мы понимаем смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение, взаимопонимание . Основная функция – коммуникативная . Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания.

Слайд 5

Параметры оценки : Ребенок составил рассказ самостоятельно. Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса). Ребенок составил большой развернутый рассказ , проявив фантазию. В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас). Ребенок строил фразы правильно, без ошибок . Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Все звуки ребенок произносит правильно. Речь была в нормальном темпе. Речь плавная, без больших пауз между словами , между слогами. Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Слайд 6

Трудности Дальнейшие действия Ребенок не смог составить рассказ самостоятельно Переходите к следующему пункту — составление рассказа по серии картинок Ребенок только перечислял предметы на картинке Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи . Обратитесь за консультацией к логопеду У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематического восприятия . Вашему ребенку нужны занятия с логопедом Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки Внимание, возможно появление заикания. Срочная консультация у логопеда или невропатолога Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речи и Обследование слоговой структуры слова . Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка Начните с консультации отоларинголога

Слайд 8

Параметры оценки: Ребенок составил рассказ самостоятельно . Ребенок составил рассказ с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса ). Ребенок составил большой развернутый рассказ, проявив фантазию . В рассказе были использованы разные слова (богатый словарный запас). Ребенок строил фразы правильно, без ошибок . Ребенок использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Все звуки ребенок произносит правильно. Речь была в нормальном темпе. Речь плавная, без больших пауз между словами , между слогами . Речь выразительная, голос звонкий, без гнусавого оттенка.

Слайд 9

Трудности Дальнейшие действия Ребенок не смог обнаружить связи между картинками Вам надо срочно проконсультироваться со специалистами. Начните с психолога или психоневролога Ребенок часто отвлекается от темы рассказа, много посторонних деталей Возможно, вы уделяете ребенку мало внимания. Посоветуйтесь с психологом Ребенок только перечислял предметы на картинке Ребенок использовал отдельные очень короткие предложения Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») Обратите особое внимание на раздел Обследование грамматического строя речи . Обратитесь за консультацией к логопеду У ребенка неразборчивая речь. Он глотает слова, неправильно произносит многие звуки Ребенок только некоторые звуки произносит неправильно, как иностранец Обратитесь к разделам Обследование навыка звукопроизношения, Обследование слоговой структуры слова, Обследование фонематического восприятия . Вашему ребенку нужны занятия с логопедом Речь ускоренная, «захлебывающаяся», у ребенка время от времени появляются запинки Внимание, возможно появление заикания. Срочная консультация у логопеда или невропатолога Речь очень медленная, большие паузы не только между словами, но и между слогами. Ребенок говорит как будто по слогам, при этом многие слова коверкает Обратите внимание на разделы Обследование грамматического строя речи и Обследование слоговой структуры слова . Если вы не обнаружили речевых трудностей, возможно, что это проявление особенности типа нервной системы ребенка. Посоветуйтесь с невропатологом или психологом Вас насторожил голос ребенка: он хриплый или, быть может, с гнусавым оттенком, хотя у ребенка нет насморка Начните с консультации отоларинголога

Слайд 10

Грамматический строй речи Грамматика , грамматический строй — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков. Важным показателем правильной речи ребёнка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях. К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трёх родов, с числительными в именительном падеже.

Слайд 12

Параметры оценки: Ребенок составил предложения самостоятельно. Ребенок составил предложения с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса). Ребенок составил рассказ, проявив фантазию. В предложении ребенок использовал слова «потому что», «так как», «поэтому». Ребенок составил сложные предложения, состоящие из нескольких частей . Ребенок строил предложения правильно, без ошибок. Ребенок использовал предложения, состоящие более чем из четырех слов.

Слайд 13

Трудности Дальнейшие действия Ребенок не смог составить предложения самостоятельно Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется консультация логопеда Ребенок только перечислял предметы на картинках Ребенок составляет очень короткие предложения Вам надо провести полное экспресс-обследование. Возможно, что у ребенка значительные проблемы. Ему нужна срочная консультация специалиста. Начните с логопеда Ребенок допускает ошибки грамматического характера (говорит «не по-русски») Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что проблемы серьезные и вашему ребенку требуется срочная консультация логопеда

Слайд 15

Параметры оценки: Ребенок выполнил все задание правильно. Ребенок ошибся один раз (не знал предмета , изображенного на картинке). Ошибся один-два раза, но быстро исправил сам себя. Трудности Дальнейшие действия Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочная консультация логопеда Ребенок ошибается при согласовании с именами существительными среднего рода (солнце, окно, яблоко, яйцо) или множественного числа (брюки, очки, ножницы, книги, глаза) Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце обследования вернитесь к этому материалу. Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду

Слайд 17

Параметры оценки: Ребенок составил предложения самостоятельно . Ребенок составил предложения с небольшой помощью (вы задали ему один-два вопроса). Ребенок выполнил все задание правильно. Ребенок ошибся один раз (не понял ситуации , изображенной на картинке). Ошибся один-два раза, но быстро исправил сам себя Трудности Дальнейшие действия Ребенок не смог составить большинство словосочетаний правильно и не замечает своих ошибок Ребенок сделал больше трех ошибок и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки Ребенок неправильно использует падежные окончания имен существительных Ребенок неправильно произносит предлоги или заменяет одни предлоги на другие, не подходящие по смыслу Продолжите обследование грамматического строя речи, возможно, что у вашего ребенка большие проблемы с формированием речи и ему требуется срочная консультация логопеда Ребенок не знает некоторых предлогов Потренируйтесь с ребенком правильно составлять словосочетания с этими словами. В конце обследования вернитесь к этому материалу. Если ребенок по-прежнему ошибается и, кроме того, у него есть другие речевые недостатки, лучше обратиться за консультацией к логопеду

Слайд 18

а ) Измени слова по образцу: Карандаш — карандаши Шкаф — Стол — Нос — Компьютер — Баркатор — Дерево — деревья Крыло — Перо — Стул — Лист — Намасо — Лоб — лбы Рот — Лев — Палец — Пловец — Грамалец — Словообразование и словоизменение б) Измени слова по образцу: Тигр — тигрица-тигренок-тигрята Волк — Лев — Слон — слониха — Корзун — Стул — стульчик Суп — Диван — Барабан — Жуван — Учить — учитель Строить — Водить (машину) — Хранить — Вартить —

Слайд 19

Параметры оценки: Ребенок выполнил все задание правильно. Ошибся один-два раза, но быстро исправил сам себя. Трудности Дальнейшие действия Ребенок не мог понять, что от него требуется Попробуйте в свободное время поиграть с ребенком в слова. Если возникли трудности в процессе игры, обратитесь за консультацией к логопеду Ребенок смог самостоятельно изменять слова только после изучения 3-4 примеров Ребенок сделал больше трех ошибок в каждой серии заданий и исправил их только после того, как вы обратили его внимание на эти ошибки Возможно, что у вашего ребенка отмечаются и другие недостатки в развитии речи. Продолжите обследование. Мы рекомендуем вам срочно обратиться за консультацией к логопеду

Слайд 20

Слоговая структура слова Под понятием “ слоговая структура ” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове .) Слог — минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов, различных по составу, постепенно. Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом: 1. Нарушение количества слогов: - сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток” - опускание слогообразующей гласной — “ пинино ” = “пианино” - увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “ команата ” = “комната” 2. Нарушение последовательности слогов в слове: - перестановка слогов – “ деворе ” = “дерево” - перестановка звуков соседних слогов – “ гебемот ” = “бегемот” 3. Искажение структуры отдельного слога: - сокращение стечений согласных – “ тул ” = “стул” - вставки согласных в слог – “ лимонт ” = “лимон” 4. Уподобление слогов – “ кококосы ” = “абрикосы” 5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение): - “били…били… билитекарь ”+ “библиотекарь” 6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): - “ нананасы ”=“ананасы”. 7. Контаминации (смешение слов) - “в холодильнице ”= “в хлебнице и холодильнике”.

Слайд 22

Параметры оценки: Ребенок все слова произносит правильно. Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам. Трудности Дальнейшие действия Ребенок произносит только отдельные слоги, не может проговорить все слово целиком Ребенок сокращает слово, пропуская некоторые слоги или не договаривая слово до конца Ребенок говорит очень странно. Он один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги Ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом Ребенок произносит слово несколько раз по- разному Если ошибка носит единичный характер, потренируйтесь произносить это слово правильно. Через несколько дней оцените результат вашей работы. Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, что у вашего ребенка есть и другие проблемы

Слайд 23

Звукопроизношение Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в возрасте примерно 5 -5,5 лет . К этому времени ребенок должен научиться правильно произносить все звуки (фонемы) родного языка, правильно использовать их в самостоятельной речи и не смешивать между собой.

Слайд 24

Шла Саша по шоссе. На дворе растет трава, на траве лежат дрова . Куры клюют просо. На горке горько ревет Егорка. Взял Валерка тарелку, взял Валерка другую . У пеньков опять пять опят . Как страшно мышке жить в норушке, у кошки ушки на макушке . Тощий Тимка всех тощее, тоще тощего Кощея . Бегут ручьи, кричат грачи, и лишь сычи молчат в ночи . Не велика птица синица — да умница.

Слайд 25

Параметры оценки: Ребенок все звуки произносит правильно. Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам. Трудности Дальнейшие действия Речь ребенка неразборчива. Его могут понять только родители и те, кто его хорошо знают Ребенок многие звуки произносит мягко, как будто он еще маленький Ребенок говорит очень странно. Преобладают твердые звуки, как будто у него акцент Срочно к логопеду Ребенок звук «р» произносит как француз. У него красивый грассирующий звук Ребенок произносит звуки «с», «з», «ц», как англичанин, между зубами У ребенка при произнесении звуков «ш», «ж» немного раздуваются щеки При произнесении некоторых звуков в речи ребенка появляется хлюпающий призвук, воздух идет как-то вбок Я не могу понять, но что-то ребенок произносит не так Не важно, сколько вашему ребенку лет. У него сформированы неправильные артикуляционные уклады. Ему требуются занятия с логопедом. Чем раньше вы выясните, что с ребенком, тем быстрее вы решите свои проблемы У моего ребенка нет звука «р» Если вашему ребенку больше 5 лет, лучше обратиться к логопеду. Специалист решит, можно ли еще ждать или пора начать занятия Ребенок смешивает звуки или использует звук, где надо и не надо Такое бывает в течение одного-двух месяцев, если ребенок только научился произносить новый звук, например звук «р». Он им заменяет даже звук «л», который он умел произносить хорошо. Если вы от- мечаете замены и смешения звуков на протяжении продолжительного времени, проверьте, различает ли ребенок эти звуки на слух (см. раздел Обследование фонематического восприятия), и обратитесь к логопеду. Этот недостаток может проявиться на письме

Слайд 26

Фонематическое восприятие В основе грамотного письма лежит умение ребенка правильно различать звуки речи — фонемы . В системе русского языка одни фонемы имеют значительные отличия друг от друга и легко различаются детьми, другие очень близки по звучанию или способу произношения и часто смешиваются. Одним из признаков неблагополучия в развитии фонематического восприятия могут служить замены и смешения фонем в устной речи. В ряде случаев с устной речью все в порядке, а проблемы фонематического восприятия существуют . Несвоевременно выявленная недостаточность фонематического восприятия может проявиться уже в послебукварном периоде, когда ученики начинают писать диктанты.

Слайд 27

Игра « Запоминайка ». Послушай и повтори: 4,5-5,5лет Ма-мя мя-ма Пы -пи пи- пы Та-да дя-тя Ба-па пы -бы Са -за са-ся зи-зы Са-ца ца-са та- ца Ша-жа жи -ши ша -ща Ча-тя ща- ча Са-ша жа -за ча-ца Ра-ла ря -ля ра-ря Ля-ла я-ля Старше 5,5 лет Ма-мя-мя мя-ма-мя Пы -пи- пы пи- пы - пы Ta- да-та дя-тя-дя Ба-па-па пы -бы- пы Са -за- са са-ся-ся зи-зы-зы Са-ца-ца ца-са-ца та- ца -та Ша-жа-ша жи -ши- жи ша -ща- ча Ча-тя-ча ща- ча - ца Са-ша-са жа -за- са ча - ца -та Ра-ла- ра ря -ля-ла ра-ря-ра Ля-ла-ля я-ля-ля

Слайд 28

Трудности Дальнейшие действия Ребенок делает ошибки время от времени. При этом, если вы начинаете говорить громче или медленнее, у него улучшается качество ответов Ребенок, как правило, дает правильные ответы при повторном проговаривании «цепочки» слогов взрослым Если ошибка носит единичный характер, возможно, что он в этот момент просто отвлекся. Если ошибки носят регулярный характер, а ваш ребенок собирается в этом году идти в школу, есть смысл сходить на консультацию к психологу. Скоро вашему ребенку придется сидеть на уроках, внимательно слушать учителя, делать домашние задания. Для этого нужно устойчивое внимание. Если ошибок много, проконсультируйтесь с логопедом. Возможно, у ребенка есть проблемы У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении одной или двух пар звуков Это не катастрофа, но лучше начать занятия с логопедом как можно раньше У ребенка отмечаются устойчивые ошибки в различении более двух пар звуков Это довольно серьезно. Срочно обратитесь к логопеду Параметры оценки: Ребенок все слоги воспроизвел правильно. Ребенок ошибся один-два раза, но быстро исправил себя сам.

Слайд 29

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда обращаться к логопеду: памятка для родителей

Материал для будущих родителей. Основные этапы становления и развития речи детей, несколько советов родителям....

Когда обращаться к логопеду?

В этой статье я обращаюсь к родителям,чтобы они не оставались в стороне и дополнительно развивали способности своего малыша,ведь речь человека развивается с детства и до конца жизни,именно в детском в...

Когда обращаться к логопеду

Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в 1,5  года, то другие первые слова произносят только после двух. Естественно, что первое время кроха б...

Консультация "Когда обращаться к логопеду"

консультация для родителей...

Когда обращаться к логопеду?

Консультация для родиителей: Когда обращаться к логопеду? Вашему ребенку 2-3 года, а он совсем не говорит? Вас это волнует?Ему уже 4 года, но его не понимают окружающие его люди? А может ему...

Когда обращаться к логопеду

Консультативная справка для родителей...

Когда обращаться к логопеду?

Даны рекомендации родителям о необходимости своевременной консультации у специалиста-логопеда...