Главные вкладки

    Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
    консультация по логопедии (старшая группа) на тему

    Киселёва Элла Анатольевна

    Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития.

         Развитие мелкой моторики имеет значение  в нескольких аспектах:

    -в связи с развитием познавательных способностей;

    -развитием речи;

    -с развитием движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

          Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками – условие познания ребенком предметного мира.

         С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные М.М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Основной путь в овладении предметной деятельностью- совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

    Задачи  по развитию мелкой моторики:

    -создавать условия для развития мелкой моторики;

    -развивать  познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, речь;

    -формировать умение производить точные движения кистью и  пальцами рук;

    -развивать координацию, психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие).

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                          Консультация для воспитателей

                                        «Развитие моторики у детей 3-5 лет».

    Подготовил:

                                      учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14

                                              г. Кропоткин Киселева Э.А.

     

        Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития.

         Развитие мелкой моторики имеет значение  в нескольких аспектах.:

    -в связи с развитием познавательных способностей;

    -развитием речи;

    -с развитием движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

          Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками – условие познания ребенком предметного мира.

         С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные М.М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Основной путь в овладении предметной деятельностью- совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов. Взрослый организует действия ребенка, а затем поощряет их и контролирует ход формирования этих действий. Наиболее эффективные способы освоения движений в дошкольном возрасте – методы подражания и пассивных движений.

           На ранних ступенях развития детей основное значение приобретает метод пассивных движений, поскольку у младенцев 3-4 мес. Образовывать временные связи с помощью подражания невозможно, а данный метод дает положительные результаты. В 4-6 лет подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений. Движения рук в дошкольном возрасте развивается постепенно: на начальном этапе появляются ощупывающие движения, далее возникает акт хватания, и уже после начинают складываться повторные и цепные движения.

    Детям 3-5 лет доступны энергичные движения кистями («месить тесто», «Забивать гвозди»), Они составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); из пальцев одной руки (зайчик, коза); могут выполнять согласованные действия двумя руками (домик, ворота), учатся сгибать и разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой.

           Игры подбираются так, чтобы упражнения были направлены на развитие не только всех пальцев сразу, но и каждого в отдельности. В играх должны чередоваться сжатие, расслабление и растяжение кисти руки.

           При разучивании все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются 3-5 раз. Выполняя упражнения вместе с детьми, необходимо продемонстрировать  собственную заинтересованность, увлеченность игрой. Необходимо следить за правильной постановкой кисти, точным переключением с одного движения на другое.

             В процессе работы с детьми 3-5 лет следует добиваться, чтобы все упражнения приносили радость, выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц рук. Все указания даются спокойным доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости детям нужно оказывать помощь. При повторном проведении игры необходимо привлекать детей к частичному проговариванию текста, постепенно разучивают его, произносят целиком, соотнося слова с движением.

             Комплексные занятия рекомендуется проводить во второй половине дня, после дневного сна, или интегрировать с основной образовательной программой дошкольного воспитания в разделах «Изобразительная деятельность» лил «Ознакомление с окружающим миром». Для повторения и закрепления отдельные упражнения  рекомендуется использовать в течение дня: в образовательной деятельности, режимных моментах (утреннее время, на прогулке и т.п.)

            Задачи  по развитию мелкой моторики:

    -создавать условия для развития мелкой моторики;

    -развивать  познавательные процессы, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, речь;

    -формировать умение производить точные движения кистью и  пальцами рук;

    -развивать координацию, психические процессы (произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие).

    Формы проведения занятий могут быть различными и зависеть от  условий реализации: групповая, подгрупповая (3-4- ребенка) и индивидуальная.

    При выполнении различных упражнений кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

    Занятие по развитию мелкой моторики

    с элементами изобразительной деятельности.

    Тема «Осенние листочки».

    Задачи:

    -развивать мелкую моторику, используя технику обрывной аппликации, координацию движений;

    -учить расслаблять и напрягать мышцы рук, развивать подвижность суставов, определять листья по изображениям контуров;

    -формировать умение передавать увиденное в природе средством художественного творчества.

    Оборудование:

    Основа для аппликации, полоски цветной бумаги (коричневой, желтой, оранжевой, красной), картинка с изображением осеннего дерева, корзины, листья из бумаги или настоящие осенние.

    Массаж рук.

    Четырьмя сильно сжатыми пальцами одной руки дети надавливают на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.

    Игровое упражнение «Собери листочки».

    Педагог обращает внимание  детей на листочки , разложенные на полу, и просит аккуратно  (двумя пальчиками) собрать их в корзинку.

    Динамическое упражнение «Мы листики осенние».

    Мы листики осенние,                           Дети плавно качают руками над головой.

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер-полетели.                        Разводят пуки в стороны.

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели.                         Приседают.

    Ветер снова набежал                           Дети плавно качают руками над головой.

    И листочки все поднял.    

    Закружились, полетели,                       Садятся на корточки.

    И на землю снова сели.  

    Обрывная аппликация «Осеннее дерево».

    Педагог показывает детям картинку с изображением осеннего дерева и обращает внимание на красивые цвета на картине, строение дерева: ствол, ветви, листья. Затем показывает, как из полосок бумаги сделать ствол, ветви и листики, уточняет правила наклеивания аппликации.

    Занятие по развитию мелкой моторики

     с элементами пальчикового театра.

    Тема: «Здравствуй, пальчик!»

    Задачи:

    -развивать мелкую моторику, используя «сухой бассейн»  из крупы, воображение, образное мышление, речь;

    -учить узнавать героев пальчикового театра.

    Оборудование: «сухой бассейн», куклы пальчикового театра.

    Массаж рук.

    Дети поворачивают ладони так, чтобы одна была сверху, а другая внизу. Массажный мяч находится между ладонями. Дети перемещают мяч вперед –назад от ладони до кончиков.

    Пальчиковая игра «Пальчики засыпают».

                                                                               Дети сжимают все пальцы в кулак.

    Этот пальчик хочет спать.                              Разгибают большой палец.

    Этот пальчик – прыг в кровать!                     Разгибают указательный палец.

    Этот пальчик прикорнул.                                Разгибают  средний палец.

    Этот пальчик уж уснул.                                   Разгибают безымянный  палец.

    А последний – пятый пальчик                        Теребят мизинец за кончик.

    Шустро прыгает как зайчик.  

    Мы сейчас его уложим,                                    Кладут мизинец рядом с другими пальцами.  

    Пусть поспит со всеми тоже.                      

    Русская народная потешка.

    Игра «Из какой сказки»

    Педагог показывает по одной куколке пальчикового театра и просит рассказать, из какой сказки пришел этой герой. Затем надевает каждому ребенку фигурку на указательный палец.

    Динамическое упражнение «Мы скачем по дорожке».

    По дорожке, по дорожке

    Скачем мы на правой ножке.                Дети выполняют подскоки на правой ноге.

    Скачем мы на левой ножке.                  Делают подскоки на левой ноге.

    По тропинке побежим,

    До лужайки добежим.                            Бегут на месте.

    На лужайке, на лужайке

    Мы попрыгаем, как зайки.                      Прыгают на месте на двух ногах.

    Стоп. Немного отдохнем                         Ходьба на месте.               

    И домой пешком пойдем.        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система комплексной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

    Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук, приобретая хорошую подвижность, гибкость. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с...

    КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Актуальность.Основные задачи.Комплексы игр и упражнений по развитию моторики рук....

    Комплексный подход в развитии мелкой моторики руки детей дошкольного возраста с учетом здоровьесберегающих технологий.

    Выступление на педагогическом совете: опыт работы воспитателя по развитию мелкой моторики детей, актуальность и описание...

    Консультация для педагогов « Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

    какие средства и упражнения помогут ребёнку в развитии мелкой моторики...

    Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».

    Занятие по развитию мелкой моторики у детей в  старшей  группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...

    Занятие по развитию мелкой моторики у детей в старшей группе. Тема занятия: « Дворец невидимка».

    Занятие по развитию мелкой моторики у детей в  старшей  группе.Тема занятия: « Дворец невидимка».Цель: Развивать мелкую мускулатуру рук.Интеграция образовательных областей: &laqu...