Адаптированная образовательная рабочая программа для детей с ТНР
рабочая программа по логопедии на тему

Адаптированная основная образовательная рабочая программа на 2017-2018 учебный год для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет в детском саду общеразвивающего типа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_na_2017-2018gg.docx81.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 174 «Микроша» с приоритетным осуществлением

деятельности по социально-личностному развитию детей»

г. Чебоксары

УТВЕРЖДЕНО: заведующий

МБДОУ «Детский сад № 174 «Микроша» г. Чебоксары

приказ  № О - 144

от «31» августа  2017 г.

____________________ С.А. Николаева

ПРИНЯТО на педагогическом совете

«31» августа 2017г., протокол № 1

Адаптированная основная образовательная рабочая программа 

для дошкольников

 с тяжелыми нарушениями речи

на  учебный 2017 – 2018 год

срок реализации - 1 год

Составила: учитель-логопед 1 категории Герасимова Н.В.

МБДОУ «Детский сад № 174» города Чебоксары

Чебоксары 2017

Пояснительная записка

В настоящее время количество детей, имеющих трудности в овладении письмом  и чтением, неуклонно растет. Все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи еще в младшем дошкольном возрасте. В связи с этим открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы  в ДОУ.  На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Модернизация образования вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания логопедической работы в ДОУ, не имеющем в своей структуре групп компенсирующей направленности. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание общеразвивающей и коррекционных программ.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  дошкольное образование является уровнем общего образования. В соответствие с пунктом 2 статьи 79 Закона, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (имеющими тяжелые нарушения речи) осуществляется по адаптированной образовательной программе. Таким образом, дошкольная образовательная организация с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, образовательную деятельность осуществляет по адаптированной образовательной программе дошкольного образования  и является первой ступенью непрерывного образования.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от 17 октября 2013 г. №1155Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.    

Декларация прав ребенка; - Конституция Российской Федерации; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 года № 124-ФЗ); - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155); - Комментарий к федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования от 28.02.2014 № 08-249; - (Раздел «Коррекционная и инклюзивная педагогика»); - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13), утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26;

В основе создания этой программы использованы коррекционно-развивающие программы: «Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, Г.В.Чиркиной; «Общеобразовательная программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

 Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедическом кабинете с 1 сентября 2017 г. по 1 июля 2018 г.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедическом кабинете  для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте с 3 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих  с детьми ОВЗ и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Теоретической и методологической основой программы являются: положения Л.С.Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.  

Достижение поставленной цели осуществляется с учётом следующих принципов:

1.  Принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

2. Принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

3. Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

4. Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

5. Принципы интеграции усилий специалистов;

6. Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

7. Принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

8. Принцип постепенности подачи учебного материала;

9. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

10. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

11. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

12. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что формирует в дальнейшем психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Задачи коррекционного обучения.

1. Коррекция речи и высших психических функций (внимания, памяти, мышления, воображения), коммуникативных навыков, эмоционально- волевой сферы.

2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия.

3. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

4. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемой Программы и программ начального общего образования.

5. Создание благоприятных условий развития детей с ТНР в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

6. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, учет образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи. Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все участники коррекционного процесса следят за речью детей и закрепляют речевые навыки по возможности, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

В логопедический кабинет зачислены дети (от 4 до 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи  II, III, IV уровнем речевого развития),  с минимальными  дизартрическими расстройствами, обследуемые ПМПК г.  Чебоксары.

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

У дошкольников с четвертым уровнем речевого развития при ОНР  (ФиличеваТ.Б.)  наблюдаются незначительные нарушения компонентов языковой системы ребенка. Наблюдаются затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительноласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

Дети с  минимальными дизартрическими расстройствами в сочетании с ОНР и заиканием имеют сложную патологию центрально-органического генеза.

Характеризуется данное нарушение недостатками звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, что в свою очередь отрицательно влияет на формирование фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Особенно тяжело формируется тонкая дифференцировання моторика кистей и пальцев рук. Отмечаются сложности в усвоении произношения акустически близких звуков, чем группы звуков акустически более ярких.  

Заикание принято относить к нарушениям темпа и ритма речи, обусловленным судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи

Степень  выраженности  заикания  определяется  по  состоянию  речи  заикающегося. В  ГБДОУ  могут  поступать  дети  трёх  степеней  тяжести.

 Лёгкая  степень  -  Судороги  наблюдаются  только  в  самостоятельной  речи.

Средняя  степень -  Судороги  наблюдаются  в  различных  отделах  речевого  аппарата  во  время  самостоятельной, вопросно-ответной  и  отражённой  речи, в эмоциональном состоянии — усиливается.

Тяжёлая  степень -  заикание  выражено  во  всех  ситуациях  общения, затрудняет  речевую  коммуникабельность  и  коллективную  деятельность  детей, искажает  проявление  поведенческих  реакций.

В  логопедический кабинет поступили дети  3-5  лет, в  речи  которых  преобладают  судороги  средней  степени  выраженности.

Заикающиеся дети  лучше усваивают новый материал (учебный, коррекционный, воспитательный), в форме игры. Игра позволяет ребенку упражняться в правильной речи без особого напряжения, что очень важно для заикающихся.

Для детей характерно восприятие неживых предметов как живых и наделение их речью. Чаще всего это проявляется в сюжетных играх с образными игрушками.

У заикающихся  детей  отмечается  специфические  особенности  общего  и  речевого  поведения: повышенная  импульсивность  высказывания  и  в  связи  с  этим  недоучёт  точного  содержания  речи  собеседника, слабость  волевого  напряжения, замедленное  или  опережающее  включение  в  деятельность, неустойчивость  внимания, несобранность, неумение  вовремя  переключиться  с  одного  объекта  на  другой.

 Всё  это  проявляется  на  фоне  быстрой  утомляемости, повышенной  истощаемости  и  ведёт  к  различным  ошибкам  при  выполнении  заданий.

По данным Левиной, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В. Ястребовой помимо нарушений речевого (вербального) характера, дети с тяжелыми нарушениями речи имеют особенности в протекании высших психических функций.

Внимание у детей с ТНР может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также отмечается слабо сформированное произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой. Авторы отмечают трудности в устойчивости и объёме внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей с ТНР трудности в запоминание линейных рядов, непонимание многоступенчатых инструкций и последовательности заданий.

Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития памяти (низкий уровень вербальной памяти познавательной деятельности. Возникают трудности в развитии наглядно-образного мышления, операций анализа, синтеза, сравнения, оптико-пространственных и временных представлений. Дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала.

У значительной части детей наблюдается двигательная недостаточность, моторная неловкость, проявляющаяся в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения, а также, недоразвитие мелкой моторики рук, слабая координация пальцев и трудности в овладении графомоторными навыками.

Характерна для детей с ОНР и гиперактивность, проявляемая в виде суетливости, двигательного беспокойства ( у детей с тяжелыми нарушениями речи присутствуют СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивность). Поэтому в содержание Программы входит коррекционная помощь педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы детей. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции, особенно многоступенчатой. Дети, в отличие от сверстников с нормальным речевым развитием, затрудняются в точном воспроизведении задания по пространственно временным понятиям, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики. Это проявляется, прежде всего, в недостаточной ловкости пальцев рук и координации движений (например, при застегивании, расстегивании, шнуровке, завязывании и т.д.).

Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, музыкального руководителя, психолога специалиста по физическому воспитанию, воспитателей и родителей. Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ТНР. Распределение НОД, проводимой в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН.

В связи с тем, что у  данной категории детей  часто возникают трудности, связанные с нарушением оптимального межполушарного взаимодействия. Мною была создана дополнительная программа по коррекционно-развивающей направленности  с детьми ОВЗ по подготовке старших дошкольников к школьному обучению «Зазеркалье».

Система работы учителя-логопеда.

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада общеразвивающей направленности требует всестороннего обследования речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального и личностного развития. Для проведения логопедического обследования используются диагностические методики. При выявлении структуры речевого дефекта учитель-логопед производит анализ взаимодействия процессов овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Обязательно учитывается соотношение развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, выявляются компенсаторные возможности, сопоставляются уровни развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются следующие этапы логопедического обследования:

1. Сбор анамнестических сведений (целенаправленный опрос родителей о раннем речевом и психомоторном развитии ребенка, заполнение документации).

2. Выявление первичной речевой патологии с целью отграничения её от сходных с нею состояний (снижение слуха, задержка психического развития, ранний детский аутизм, интеллектуальная недостаточность).

3. Обследование неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием (восприятие, внимание, память, познавательные процессы, мелкая и общая моторика).

4. Подробное обследование ведущих компонентов языковой системы (понимание речи, словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, фонематический слух), обоснование логопедического заключения. Все данные логопедического обследования фиксируются в речевой карте, составляется индивидуальная программа коррекции речевых отклонений и психических функций, ведется отслеживание динамики, заполняется дневник наблюдений.

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи являются индивидуальные занятия, которые проводятся: не менее двух раз в неделю. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и санитарно-эпидемиологическими правилами, и нормами. Индивидуальные занятия носят комбинированный характер, каждое включает несколько программных задач. Работа над слоговым, фонемным и морфологическим составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизацией пассивного и активного словаря. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через творческое преобразование предметно-развивающей среды на основе подобранных и систематизированных игр и упражнений. Структура занятий позволяет задействовать все анализаторы ребёнка, виды его памяти, репродуктивное и продуктивное мышление. Вместе с тем важно выработать моторные навыки, которые помогают лучше усвоить материал, и способствуют успешному развитию речемыслительных процессов.

Таким образом логопедическая работа подразделяется на несколько этапов.

1.Диагностический этап – занимает первые две недели сентября. Его целью является – выявление детей с нарушенным речевым развитием и постановка на учет ПМПК или ПМПк; заполнение речевых карт, оформление документации.

2.Основной этап – сама коррекционная  работа логопеда, охватывает весь учебный год. Его целью является формирование полноценной фонетической системы языка и грамматического строя речи, расширение лексического запаса и развитие связной речи, а также развитие коммуникативности  и профилактика школьной дезадаптации дошкольников.

3. Промежуточный и итоговый этап –занимают последнюю неделю учебного полугодия (декабрь) и учебного года (май). Его цель является - выявить динамику развития детей в коррекционно-образовательном процессе обучения.

Взаимосвязь логопеда с участниками образовательного процесса.

Учитель-логопед:

  • фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
  • индивидуальные коррекционные занятия.

Музыкальный руководитель:  

  • музыкально-ритмические игры, логоритмика;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.

Психолог:

  • игры и упражнение на развитие психических процессов;
  • игры и упражнения на регуляцию эмоционально-волевой сферы.

Специалист  по физическому воспитанию:

  • основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры;
  • игры и упражнения на развитие мелкой моторики, правильного физиологического дыхания и пространственной ориентировки.

Воспитатель:  

  • фронтальные,
  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
  • игры, упражнения на восприятие цвета и формы и математических представлений;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);  обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;  игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:  

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

Содержание коррекционной работы.

Логопедические занятия в общеразвивающем  детском саду проводятся  подгрупповые и индивидуальные. В зависимости от степени нарушения формируются логопедические подгруппы от 3 - 7 детей, с которыми проводятся логопедические занятия на протяжении всего учебного года по плану. Подгрупповая работа с детьми проводится по понедельникам, средам, четвергам и пятницам. В пятницу  в 8.05 с детьми старшего дошкольного возраста проводится коррекционно-развивающий кружок  "Зазеркалье".  На индивидуальных занятиях с детьми занимаются коррекцией звукопроизношения, лексико-грамматических структур, связной речи, темпо-ритмических структур, просодических компонентов, подготовкой к основным подгрупповым занятиям, . Во вторник во вторую половину дня с 15.00 до 18.00 логопед проводит только индивидуальную работу с детьми и консультирование родителей. Консультации проводятся по мере необходимости коррекционной деятельности. Во вторник с 14.00 до 15.00 осуществляется консультация педагогов ДОУ. На подгрупповую логопедическую работу с  детьми  средней группы — 15 минут,  старшей группы — 20 минут, подготовительной к школе группы — 25 минут. Подгрупповые логопедические занятия проводятся с детьми ОВЗ ежедневно 4 раза в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся все оставшееся рабочее время учителя-логопеда.  Если ребенок не смог посетить индивидуальное занятия, то на занятие берется другой логопат  из списка логопедического кабинета.  Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей. На индивидуальных занятиях с детьми логопатами проводится подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков речи с помощью традиционной и модифицированной артикуляционной гимнастики, массажа; также проводится традиционные мероприятия дыхательная пальчиковая, мимическая гимнастика, игры и упражнения на развитие лексики, грамматики, высших психических функций; из нетрадиционных коррекционных форм – биоэнергопластика, кинезеологические упражнения, самомассаж и другие здоровьесберегающие технологии.

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в логопедических группах устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая — весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни проводится только индивидуальная работа с детьми; кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне — при переходе детского сада на летний режим работы.

Так как в логопедический кабинет зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (общее недоразвитие речи, фонематическое недоразвитие речи с дизартрическими проявлениями, лексико-грамматические нарушения речи, стертая дизартрия, заикание) важно, чтобы коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Проведение фронтальных занятий с детьми, имеющими неоднородность речевого дефекта требует от логопеда комплексного подхода в планировании коррекционного обучения.  

У заикающихся детей в процессе специального обучения осуществляется постепенное овладение детьми, самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

Речевые упражнения с этой целью проводятся в специально организованных условиях общения по поводу непосредственно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т.е. активная самостоятельная речь детей побуждается, направляется и регулируется вопросами и указаниями логопеда.

Дети с различными видами нарушений объединены  в подгруппы для проведения фронтальных занятий. Кроме детей с ЗРР, ОНР I уровня с которыми  проводятся индивидуальные занятия по 2 ребенка - по 10 минут.

1.Макарова Лиза

2. Щербин Максим        

1 подгруппа ОНР II - III уровня:   15 мин.

3.  Гареев Илья

4. Васильев Иван

5. Барягин Степан

6. Петров Егор

2 подгруппа ОНР  III - IV уровня   20 мин.( старшая и подготовительная группы)

6. Маркова Катя

7.  Белова Валерия

8. Осетров Даниил

9. Никитин Сергей

3 подгруппа Заикание  20 минут.

  1. Петров Егор
  2. Захарова Полина
  3. Петренко Рома
  4. Никалин Коля

Индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения

1. Никаноров Максим

2. Крупова Полина

3. Никалин Коля

4. Николаев Денис

Учебный год в логопедической группе для детей с ОНР начинается 18 сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль,;

III период — март, апрель, май, июнь.

В течение первых 2 недель сентября проводится диагностика развития речи детей МБДОУ, сбор анамнеза детей, зачисленных на логопедические занятия, планирование логопедической, коррекционной работы.

Коррекционная логопедическая деятельность  с  детьми ОНР  осуществляется на подгрупповых занятиях. Количество занятий зависит от периода обучения и от степени нарушения.

Коррекционная работа с детьми ОНР II - III уровня

Коррекционная работа с детьми ОНР III - IV уровня

Коррекционная работа с детьми с заиканием

Формирование правильного звукопроизношения (просодики)

1

1

Совершенствование фонетического строя языка и подготовка к овладению элементами грамоты

1

Формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи

1

Формирование лексико-грамматических категорий языка

1

1

1

Формирование связной речи

1

1

Всего

3

3

3

Логопедическая работа с детьми ОНР 2 уровня речевого развития

РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Работать над накоплением пассивного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.

Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы, животные; дикие птицы, животные; цветы).

Уточнять понимание личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они), притяжательных местоимений (мой, твой), притяжательных прилагательных (мамин, папин).

Учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать—снимать, завязывать—развязывать; большой—маленький, длинный—короткий, широкий—узкий, высокий—низкий).

Учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа).

Формировать различение количественных числительных (один, два, три).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода (кот—коты, мяч—мячи, дом—дома, кукла—куклы, рука—руки), понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода в единственном числе в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах; имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-).

Учить дифференцировать формы единственного и множественного числа глаголов (играет—играют, спит—спят); глаголы прошедшего времени по родам (сидел—сидела); возвратные и невозвратные глаголы (умывает—умывается).

Работать над различением падежных форм личных местоимений (меня, мне, тебя, тебе).

Воспитывать внимание к звукослоговой структуре слова. Учить различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение вслушиваться в речь. Развивать в ситуативной речи понимание простых предложений и коротких текстов.

РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Развитие экспрессивного словаря

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: «Семья», «Игрушки», «Туалетные принадлежности», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Продукты питания», «Посуда», «Домашние птицы и животные», «Дикие птицы и животные», «Транспорт», «Цветы», «Насекомые». Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Формировать глагольный словарь за счет активного усвоения глаголов по изучаемым лексическим темам.

Ввести в речь прилагательные, обозначающие признаки и качества предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), свойства (сладкий, кислый), величину (большой, маленький), оценку (хороший, плохой).

Ввести в речь личные местоимения (я, мы, ты, вы, он, она, они).

Обогатить активной словарь наречиями, обозначающими местонахождение предметов (там, тут, вот, здесь), сравнение (больше, меньше), количество (много, мало), оценку действий (хорошо, плохо), ощущения (тепло, холодно, вкусно).

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Учить образовывать и использовать в речи формы единственного и множественного числа имен существительных мужского и женского рода в именительном падеже (кот—коты, мяч—мячи, дом—дома, кукла—куклы, нога—ноги).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы имен существительных мужского и женского рода в винительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах (беспредложные конструкции), затем предложные конструкции с простыми предлогами со значением пространственного расположения, направления действия (в, на, у).

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-к-, -ик-, -чик-, -ок-, -чек-, -очк-, -ечк-, -ен-, -ят-).

Формировать умение образовывать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов в единственном и множественном числе (иди, идите), инфинитива (стоять, петь), глаголов изъявительного наклонения в единственном и множественном числе настоящего времени (стоит, стоят).

Учить различать, образовывать и использовать формы глаголов прошедшего времени мужского и женского рода, единственного и множественного числа (упал, упала, упали).

Обучать согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода единственного числа в именительном падеже (большой мяч, маленькая груша).

Формировать умение образовывать, использовать в речи и согласовывать с именами существительными мужского и женского рода притяжательные прилагательные (мамин, папин).

Формировать умение согласовывать числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже (один жук, одна кукла, одно ведерко).

Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (моя книжка, мой мяч), правильно употреблять местоимения меня, мне.

Формировать двусловное предложение (Дай мяч. Катя спит. Аня, иди. Я пою. Можно кубик?), фразы с прямым дополнением (Вова, дай мяч. Аня, на кубик. Даня ест суп.) Формировать умение отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Кто это? Что он делает? Что это?), составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом (Дети спят. Мама варит суп.)

Развитие фонематической системы речи

Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.

Формировать умение различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] — [а], [и] — [у], [э] — [о], [и] — [о], [э]— [у]; гласные, близкие по артикуляции: [у]—[о].

Учить дифференцировать согласные раннего онтогенеза, отличающиеся по артикуляции, в открытых слогах: [б]—[н], [м]—[т], [п]—[г] и т. п.

Формировать умение различать слова, сходные по звучанию (кот—кит, бочка—точка, миска—киска).

Развивать внимание к звукослоговой структуре слова в упражнениях на различение длинных и коротких слов; на простукивание, прохлопывание, протопывание слогового рисунка слова.

Развитие фонетической стороны языка

Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать длительность речевого выдоха.

Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

Развивать подражание речевым звукам.

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование (четкость произношения) гласных звуков [а], [о], [у], [и] и согласных раннего онтогенеза: [м], [м], [н], [н], [п], [п’], [т], [т’], [ф] [ф], [в], [в], [б], [б], [к], [к], [г], [г], [х], [х]7.

Воспитывать правильный, умеренный темп речи.

Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи.

Развитие речевого общения и разговорной диалогической речи

Воспитывать потребность в речевом общении.

Формировать умение заканчивать фразу, учить договаривать за взрослым слова и словосочетания в потешках, упражнениях, стихотворениях.

Формировать умение отвечать на вопросы по прослушанным сказкам.

Учить отвечать на вопросы по предметной, сюжетной картинкам, по демонстрации действий.

Развивать умение передавать содержание знакомой сказки по серии картинок с помощью логопеда.

Заучивать небольшие песенки, потешки, стихотворения с опорой на картинки. Развивать эмоционально-выразительные жесты и мимику.

Логопедическая работа с детьми ОНР 3 уровня речевого развития

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

Сформировать понимание простых предлогов.

Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Формировать навык мягкого голосоведения.

Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады свистящих,  шипящих, сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

Научить подбирать слова с заданным звуком.

Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Научить делить на слоги двусложные слова, состоящие из открытых слогов (ма-ма, ва-та, ру-ка) и составлять слов из двух данных открытых слогов.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.

Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану.

Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Логопедическая работа с детьми ОНР 4 уровня речевого развития

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем.

Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности; существительными, образованными от глаголов.

Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

Расширять представления о переносном значении и многозначности слов. Учить использовать слова в переносном значении, многозначные слова.

Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей.

Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений.

Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами.

Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами.

Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами.

Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.

Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с

существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.

Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных.

Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени.

Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины.

Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.

Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

Развитие просодической стороны речи

Продолжить работу по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.

Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх.

Учить говорить в спокойном темпе.

Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Коррекция произносительной стороны речи

Активизировать и совершенствовать движения речевого аппарата.

Уточнить произношение звуков [j], [ц], [ч], [щ] в слогах, словах, предложениях, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Завершить автоматизацию правильного произношения звуков всех групп в свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза

Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения.

Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных (планка) и введением их в предложения.

Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения.

Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.

Совершенствование фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.

Познакомить с новыми звуками [j], [ц], [ч], [щ], [л], [л’], [р], [р’]. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕТАМ ГРАМОТЫ

Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.

Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита.

Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина.

Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы.

Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов.

Закрепить знание уже известных детям правил правописания.

Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко.

Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов.

Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика.

Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием.

Логопедическая работа с заикающимися детьми проводятся индивидуально и подгруппами. Индивидуальная работа подразумевает устранение заикания и коррекцию звукопроизношения у детей. На подгрупповых и индивидуальных занятиях предусматривается работа по:

1. активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

2. формированию просодических компонентов речи, постановке дыхания;

3. подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

4. формированию плавной слитной фразе;

5. постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

 На занятиях по всем разделам программы логопед применяет разнообразные приёмы, обеспечивающие максимальную речевую практику детей и проводить занятия с учетом индивидуальных речевых возможностей каждого ребёнка.

Основными задачами подгрупповых занятий является продолжение работы:

1. понимание речи и лексико – грамматических категорий;

2. развитие: произносительной стороны речи;

3. подготовка к самостоятельной развернутой фразовой речи без заикания.

Примерное распределение тем по месяцам:

  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела»,
  • Октябрь: «Овощи», «Фрукты»,  «Перелетные птицы».
  • Ноябрь: «Грибы-ягоды», «Домашние животные», «Дикие животные», «Одежда».
  • Декабрь: «Зима», «Дикие животные зимой», «Мебель», «Посуда».
  • Январь:  «Животные жарких стран», «Семья».
  • Февраль: «Инструменты», «Водные обитатели», «День армии», «Транспорт».  
  • Март: «Весна», «Мамин праздник», «Почта», «Растения и животные весной».
  • Апрель: «Наша страна», «Профессии», «Наш дом », «Сад - огород - лес».
  • Май: «Труд людей весной», «Школа», «Лето».

Планируемые результаты освоения программы.

Целевые ориентиры как уже отмечалось, главной идеей  Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности. Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире. Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности. Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности. Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности. Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям. У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Методические пособия и литература:

  1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. строрны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; Худож. О.Р. Гофман. -СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР

- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

3. Бойкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников. Картотека заданий с усложнением. – СПб.: КАРО, 2005.

  1. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М.: АРКТИ, 2004.
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно 6-7 лет. Учебно-методический комплект  "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».- М.:  Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
  5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические  

занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием  речи 3-й уровень. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.

  1. Крупенчук О.И.  «Научите меня говорить правильно!» Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2013.
  2. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с мининмальгыми дизартрическими расстройствами: Учебное пособие/Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Издательство "Союз", 2005.
  3. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной– 3-е изд. доп. - М.:АРКТИ, 2003.
  4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-ое дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
  5. Поварова И.А.Коррекция заикания в играх и тренингах СПб.: Питер, 2004
  6. Программа логопедической работы по преодолению общего  недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение,  2009г.
  7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4—6 лет к пособиям «Учим говорить правильно». - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  8. Сиротюк А.Л.: Упражнения для психомоторного развития дошкольников. Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2008.
  9. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская.- 2-е изд.,— М.: Просвещение, 1993.
  10. Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики: метод. пособие. -  СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Материально-технические средства:

  • Настенное зеркало для логопедических занятий;
  • Зеркала для индивидуальных занятий;
  • Комплект зондов для постановки звуков, для артикуляционного массажа,
  • Умывальник;
  • Магнитная настенная доска материала к ней;
  • Шкафы для пособий;
  • Столы детские и канцелярский для логопеда;
  • Стулья детские и большой для логопеда;
  • Коврограф и комплект дидактического материала к нему;
  • Доска бизиборд;
  • Музыкальный центр и подборка CD c записью музыкального сопровождения к занятиям;
  • Компьютер и учебно-методические пособия на электронных носителях;
  • Пальчиковые бассейны с разными наполнителями;
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи;
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики;
  • Детские массажные мячики;
  • Дидактический материал (игрушки, лото, настольные игры и т.д.);
  • Картинный материал для подгрупповых и индивидуальных занятий;
  • Разрезная азбука для подгрупповой и индивидуальной работы,
  • Схемы звуков, слогов, предлогов, предложений, скороговорок, рассказов, мнемотаблицы.
  • Учебно-методические пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"

Адаптированная рабочая программа для детей раннего возраста "Служба ранней помощи"...

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...

адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ

адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ...

Адаптированная образовательная рабочая программа воспитателя для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи на 2017-2018 учебный год

Рабочая Программа  определяет  содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей с задержкой психического развития  и направлена на формирование общей культуры,...

Адаптированная рабочая программа для детей с ТНР

Адаптированная рабочая программа учителя-логопедана логопункте для детей с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст)....