Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Курачева Анна Васильевна

В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_praktikum_sr.gr_.docx155.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад № 55 комбинированного вида" г. Воркуты

Консультация-практикум для родителей средней группы

по теме:

«Роль семьи в воспитании речи детей.

Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

C:\Users\Пользователь\Desktop\play-therapy1.jpg

Подготовила:

учитель-логопед

Курачева А.В.


Развивая речь - мы вступаем на путь познания

Развивая мысль – мы приближаемся к знанию

А. П. Кондарев

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые

возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и

природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к

5-ти годам:

• приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

• расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

• речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,

некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.

Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка

внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

 На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

1) Развитие интонационной выразительности речи.

Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,

разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с

монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев

это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для

передачи смысла высказываний.

Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,

умение внимательно слушать произведения художественной литературы,

сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия

не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и

педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте

совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте

стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и

значительно расширит его познавательные способности.

3) Речь и мелкая моторика рук.

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в

прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В

домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только

интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,

лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,

стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость

от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач

развития речи.

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни

– освоение связной монологической речи. В это время происходят

заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в

освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного

творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества

предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

        Для обогащения словаря и развития грамматического строя речи, можно посоветовать следующие игры:

1.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза – роза - нарцисс - гвоздика.

2. «Посчитай». 

Считаем всё, что можно посчитать.

Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок   и т.д.

3.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- … и т.п. 

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

4. «Подбери слово».

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

5. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково,

Н-р:  ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д.

В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

6. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

7. «Назови, какой…». 

Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

8. «Подумай и ответь». 

Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

9. «Подбери слово».

Птица - перья. Огурец - овощ.  Ромашка - …

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

  • не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
  • у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
  • имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
  • Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения.

        Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Рекомендации

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

ПОМНИТЕ!

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт

речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей),

т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал

правильную, грамотную речь.

Важной стороной речевого развития является правильное

произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных

трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно

вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если

это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки

исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое

лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для

человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите

ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в

парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте

окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от

ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,

объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,

выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь

малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с

ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

 Как можно больше знакомьте малышей с фольклором,

рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только

приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные

качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и

забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет

знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые

шаги в овладении монологической речью

А в заключение хотелось бы процитировать известного французского

писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не

поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что

лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат

общения взрослого с ребенком!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно....

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Памятка для родителейТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Памятка для родителей«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....