Главные вкладки

    Консультация-практикум для родителей средней группы по теме: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
    консультация по логопедии (средняя группа) на тему

    Курачева Анна Васильевна

    В процессе консультации-практикума родители познакомятся с речевыми нормами присущими данному возрастному периоду. Ознакомятся с играми по развитию речи путем включения в практическую деятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_praktikum_sr.gr_.docx155.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ "Детский сад № 55 комбинированного вида" г. Воркуты

    Консультация-практикум для родителей средней группы

    по теме:

    «Роль семьи в воспитании речи детей.

    Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

    C:\Users\Пользователь\Desktop\play-therapy1.jpg

    Подготовила:

    учитель-логопед

    Курачева А.В.


    Развивая речь - мы вступаем на путь познания

    Развивая мысль – мы приближаемся к знанию

    А. П. Кондарев

    Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

    Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые

    возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

    Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и

    природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к

    5-ти годам:

    • приобретаются навыки связной речи (последовательное наиболее полное выражение своих мыслей);

    • расширяется словарный запас: пополняется активный словарь (слова,

    которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь (ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл);

    • речь постепенно становится грамматически оформленной (правильное и уместное употребление слов).

    Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи

    окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

    В возрасте 4-5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами,

    некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2-х, 4-х стишья.

    Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка

    внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

    Увеличение активного словаря (от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы «хочут» вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов.

    Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

    Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

    К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности   дошкольников.   Играя,   ребёнок   обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

    Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

     На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь!

    1) Развитие интонационной выразительности речи.

    Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти

    годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам,

    разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с

    монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев

    это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для

    передачи смысла высказываний.

    Попробуйте прочитать ребенку один и тот же текст по-разному: монотонно и с интонацией. Ребенок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок.

    2) Художественное слово в воспитании дошкольников.

    Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти,

    умение внимательно слушать произведения художественной литературы,

    сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия

    не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка.

    Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и

    педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте

    совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте

    стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и

    значительно расширит его познавательные способности.

    3) Речь и мелкая моторика рук.

    В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию

    мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

    затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в

    прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В

    домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только

    интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод,

    лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание,

    стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость

    от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач

    развития речи.

    Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни

    – освоение связной монологической речи. В это время происходят

    заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в

    освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного

    творчества.

    Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества

    предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

    Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

            Для обогащения словаря и развития грамматического строя речи, можно посоветовать следующие игры:

    1.«Четвёртый лишний».

    Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

    Н-р: ваза – роза - нарцисс - гвоздика.

    2. «Посчитай». 

    Считаем всё, что можно посчитать.

    Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.  

    Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…пять красных яблок   и т.д.

    3.«Скажи наоборот».

    Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».

    Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- … и т.п. 

    Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

    Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

    Наречия: далеко-…, высоко- …

    4. «Подбери слово».

    Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

    5. «Большой - маленький».

    Ребёнку предлагается назвать ласково,

    Н-р:  ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д.

    В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

    6. «Отгадай загадку».

    Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

    Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

    Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

    7. «Назови, какой…». 

    Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

    8. «Подумай и ответь». 

    Предлагайте детям словесные логические задачи.

    Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?

    9. «Подбери слово».

    Птица - перья. Огурец - овощ.  Ромашка - …

    В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

    • не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;
    • у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность;
    • имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).
    • Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения.

            Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

    Рекомендации

    Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

    ПОМНИТЕ!

    Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт

    речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей),

    т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

    ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал

    правильную, грамотную речь.

    Важной стороной речевого развития является правильное

    произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных

    трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно

    вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

    Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если

    это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки

    исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое

    лучшее – обратиться за помощью к логопеду.

    Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной

    речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время

    совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для

    человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите

    ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в

    парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыша к красоте

    окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от

    ответов на вопросы ребенка. Знакомя с новыми предметами, вещами,

    объектами, называйте их правильно. Предложите рассмотреть детально,

    выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь

    малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.

    Создайте дома детскую библиотечку, где можно вместе с

    ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

     Как можно больше знакомьте малышей с фольклором,

    рассказывайте и читайте сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только

    приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные

    качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и

    забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

    Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребенок расскажет

    знакомую сказку сестренке, бабушке, своей любимой игрушке. Это первые

    шаги в овладении монологической речью

    А в заключение хотелось бы процитировать известного французского

    писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не

    поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что

    лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат

    общения взрослого с ребенком!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

    Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

    Памятка для родителей: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

    Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."

    Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно....

    Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

    Памятка для родителейТЕМА: «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....

    Памятка для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

    Памятка для родителей«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»....